Тройка, семёрка туз. История создания Пиковой дамы
Моя «Пиковая дама» в большой моде.
Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза.
П у ш к и н
Эту запись в дневнике А. С. Пушкин сделал 7-го апреля 1834 года. Так поэт отметил успех своей повести «Пиковая дама» после публикации.
Повесть была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году (т.2, №3) и подписана латинским инициалом P.
Редактор указанного журнала О.И. Сенковский (известный под псевдонимом Барон Брамбеус) написал, что повесть знаменует «начало новой эпохи в литературе» , «начало новой прозы» , наличие хорошего вкуса и художественного стиля.
В том же, 1834 году «Пиковая дама» была напечатана с мелкими незначительными поправками в сборнике «Повести, изданные Александром Пушкиным» , Спб. Так же, как и в «Библиотеке для чтения», с подписью Р.
Новая повесть Пушкина всколыхнула петербургское общество и сразу же завоевала успех у читающей публики.
Побудительным мотивом к написанию «Пиковой дамы» стал крупный проигрыш в карты, чуть было не оказавшийся роковым в судьбе Александра Сергеевича.
«Кроме театра, а может быть, и гораздо больше театра, Пушкиным безраздельно владела и другая страсть. Она была всепоглощающей и не покидала поэта, куда бы ни заносила его переменчивая судьба: будь то Петербург или Москва, Бессарабия или Кавказ, Михайловское или Полотняные заводы, — Пушкин играл в карты. Он ли находил партнеров или карты находили его, но едва возникала хоть малейшая возможность, Пушкин бросал все дела и с головой окунался в море карточного азарта и игорных страстей» (Н.А. Синдаловский. Пушкинский круг. Легенды и мифы.М., 2012).
Страсть к банку! ни дары свободы,
Ни Феб, ни слава, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры;
Задумчивый, всю ночь до света
Бывал готов я в эти лета
Допрашивать судьбы завет:
Налево ляжет ли валет?
Уж раздавался звон обеден,
Среди разорванных колод
Дремал усталый банкомёт,
А я, нахмурен, бодр и бледен,
Надежды полн, закрыв глаза,
Пускал на третьего туза
И дедов верный капитал
Коварной двойке не вверял.
«Евгений Онегин»
В 1830 году в Москве судьба свела его серпуховским помещиком, В. С. Огонь-Догановским, известным картёжником,которому поэт в азарте проиграл 24 800 рублей — и расплачивался несколько лет. Этот случай, о котором судачили в московских гостиных, едва не расстроил помолвку Пушкина с Натальей Гончаровой.
В письме к П. А. Плетневу 31-го августа 1830 года поэт жаловался:
«Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день от дня далее. Между тем я хладею, думаю о заботах женатого человека, о прелести холостой жизни. К тому же московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери — отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения — словом, если я и не несчастлив, по крайней мере не счастлив».
Сюжет повести был подсказан Пушкину приятелем — тот, проигравшись в штосс, сумел вернуть проигранное, поставив по совету своей бабки деньги на три карты, некогда подсказанные ей знаменитым алхимиком и «путешественником во времени» графом Сен-Жерменом.
«"Пиковую даму" Пушкин читал своему другу П. В. Нащокину, который впоследствии рассказывал П. И. Бартеневу, что "главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына, мать Дм. Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", — сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено.
По свидетельству Бартенева, "Нащокин заметил Пушкину, что графиня не похожа на Голицыну, но что в ней больше сходства с Н. Кирилл. Загряжскою, другою старухою <теткой жены поэта>. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Голицыну, чем Загряжскую, у которой характер и привычки были сложнее..."» (Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым, М. 1925).
В основе повести — мистическая история карточного проигрыша молодого инженера Германна. Игра, в которую Германн играет с Чекалинским, называется фараон. Это азартная игра на деньги, где выигрыш зависит от случая. Во времена Пушкина её называли также банк и штосс.
«В ней участвует колода из 44 карт. Самая низшая карта начинается с двойки, а увенчивает колоду туз. Согласившись с назначенным кушем, банкомёт из своей колоды начинает раскладывать перед собой карты лицом вверх, на две кучки: первую карту кладет направо, вторую — налево, затем снова направо и опять налево до тех пор пока не выпадет нужная карта — дама. Правая стопка карт у правой руки банкомёта считается стороной банкомёта, а левая — стороной игрока. Если дама выпала направо и оказалась в стопке карт банкомета, то выигрывает банкомёт и забирает себе деньги игрока. Если же дама выпадает налево, то выигрыш достается игроку и уже банкомёт отсчитывает ему свой проигрыш. Вот и всё» (Русский драматический театр Минкультуры Чувашии) .
Фрагмент повести «Пиковая дама»:
«Германн дождался новой тальи, поставил карту, положив на нее свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.
Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево.
Германн открыл семерку.
Все ахнули. Чекалинский видимо смутился. Он отсчитал девяноста четыре тысячи и передал Германну. Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился.
В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но все улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом.
Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
— Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту.
— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…
—Старуха! — закричал он в ужасе.
Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно».
Ошибка Германна состояла в том, что он, поставив на туз, с самого начала вытянул из своей колоды вместо туза даму. По совпадению туз и дама оказались в колоде Чекалинского рядом и одновременно легли на стол.
«Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама..."» .
Свидетельство о публикации №225112701386