Из истории исполнительства. Образцова и Рахманинов

В вокальной музыке, особенно в своих романсах, Рахманинов создал удивительный мир, неведомый до этого, несмотря на всё существовавшее к тому времени богатство романсовой литературы - мир, в котором сиюминутность и спонтанность эмоциональных всплесков соединялись с окрылённостью романтических обобщений, мир с упоительной полнотой проживания каждого мгновения бытия и неслыханным "половодьем чувств".

И должна была родиться певица - с выдающимся голосом, фантастической музыкальностью, безграничной палитрой красок, динамических оттенков, широчайшим диапазоном , которая могла бы выразить, передать в пении всю амплитуду состояний, запечатлённых в этой музыке, пульсацию её внутренней жизни - от экстатического восторга до тишайшего благоговения, от взрывов трагического отчаяния до нежнейшей затаённости, от раскалённой огненной лавы страсти до истаивающего блаженства...

И, к счастью, она родилась! Елена Образцова - очевидно, самая великая "рахманиновская" певица в истории исполнительства.
Рахманинов всегда был самый "её" композитор, самый любимый, самый близкий, которому она посвящала огромные монографические вечера и не уставала петь его музыку никогда, в самых разных концах света.
 Всего в её репертуаре было более сорока романсов композитора, что кажется просто невероятным!

Как-то Елена Васильевна вспоминала с улыбкой, что когда она стала много гастролировать по миру, а её первый муж очень переживал из-за этих долгих "разъездов", она успокаивала его шуткой: "Если я тебе изменю, то только с Рахманиновым!"

Так, например, в середине 1970-х, сразу после феерических американских оперных дебютов, начались её выступления с сольными концертами в лучших залах Америки. И, конечно, рахманиновская музыка занимала едва ли не первое место в этих программах.
Что делает "нормальный" певец перед концертом в "Карнеги-холле"? Естественно, сидит в номере и бережёт себя перед столь важным выступлением, от которого может зависеть вся дальнейшая карьера. Елена Васильевна за день до концерта поехала на могилу Рахманинова и полтора часа проплакала над этой одинокой могилой великого русского гения, нашедшего последнее пристанище в чужой земле. И когда через день она вышла петь концерт, это был уже немного "другой" Рахманинов. И она пела его так, что люди в этом знаменитом зале, в котором когда-то дирижировал сам Чайковский и играл сам Рахманинов, встали, как она говорила, "перед музыкой"!

Тогда в американских концертах Образцовой аккомпанировал выдающийся пианист Джон Вустман, выступавший с самыми знаменитыми певцами - с Элизабет Шварцкопф, Николаем Геддой, Режин Креспэн, Паваротти... Он потом вспоминал, что "испытывал какой-то благоговейный трепет перед её способностью воздействовать на публику" и писал об этом так в своём письме: "Елена, ты не можешь знать, как я был горд и взволнован, когда меня попросили аккомпанировать тебе на твоём первом, а затем на всех твоих сольных концертах в США. Мне памятен наш первый концерт в Чикаго. Программа открывалась десятью романсами Рахманинова. С самого первого романса, зал слушал, затаив дыхание, весь обратившись во внимание, но после седьмого романса, знаменитой "Мелодии", публика не могла сдержаться и приветствовала тебя овацией. Это был волнующий момент, и я был счастлив пережить его со всеми."


В той самой "Мелодии" Образцова и впрямь достигала удивительного: никому и в голову не пришло бы подумать, например, о том, что романс безумно трудно написан, на диапазоне в полные две октавы - певица погружалась сама и погружала слушателей в состояние гармонии и приятия красоты жизни и её конечности, и казалось, что ей своим пением удавалось протянуть ленту, соединяющую небо и землю.
Такое же соединение, но в другом контексте, возникало в незабываемом исполнении певицей романса "О, не грусти по мне" на стихи Апухтина, слушая которое, мы верили в бессмертие душ и мы слышали, что любовь и участие продолжают жить в душах покинувших нас и могут говорить с нами "из других пределов". 
"Отрывок из А. Мюссе" Рахманинова - ещё один абсолютный шедевр Образцовой. Романс длится полторы минуты и за это время, проходя сквозь разные смены состояний (страх и смятение - вопрос - ожидание - готовность поверить даже призраку надежды - безутешный ответ - шквал отчаяния) перед нами возникает целая трагическая судьба!..
В романсе "Ночь печальна" чувство неизбывного одиночества усиливало особое звучание голоса, в котором вдруг отчётливо виделась даль - распростёртая и наполненная этим щемящим чувством. Голос великого певца-художника может передать горестную интонацию, но как он может передать "даль" - как расстояние и как "оторванность" от остального мира объятой тоской души? Похоже, эту тайну знала только Образцова и унесла её с собой.
"Я жду тебя" - одна из самых первых рахманиновских "жемчужин" певицы, появившаяся в совсем ранние годы её творчества. Здесь очень короткий путь от интимной трепетности и затаённой мечтательности до взрыва терзаемого ожиданием призыва любви - пожалуй, никогда и ни у кого до Образцовой, эти два полюса не были воплощены так в равной степени органично и полноценно.
Если кто-либо мог приоткрыть "суть божественного" в музыке, то это сделала Елена Васильевна в романсе Рахманинова на сл. Полонского, который так и называется - "Музыка". Когда она пела о том, как "божественный лик" в звуках музыки "и отразился, и покачнулся - не то улыбнулся, не то прослезился" - это звучало как нечто сокровенно-сакральное и передавалось в самом тембре, интонировании, в особо бережно, "внутри" произнесённым словом. Это продолжало звучать в ушах и в сердце уже и после окончания романса, и через день, и через год после концерта...
Можно вспоминать ещё многие исполнительские шедевры Образцовой-рахманиновской певицы:  "В молчаньи ночи тайной", где в мягкое и волнующее элегическое настроение перерастало в страстное заклинание, "Уж ты, нива моя", где знаменитая шаляпинская "интонация вздоха" воскресала в сдержанном и горестном выпевании пронзительной русской темы, "Сирень", нежной звукописью заставляющая почувствовать слияние души с гармонией природы, "Речная лилея", в которой колдовские чары и свет любви притягивает друг к другу две души находящиеся на разных концах мироздания, "Как мне больно", где вас просто сносило волной безнадёжного отчаяния и "Она как полдень хороша", с этой властной и вязкой, чарующей и таинственной восточной негой, и ещё многие другие...


К сожалению, с записями дела до последнего времени обстояли не слишком хорошо. В студии вообще не записали её Рахманинова, в поздние советские времена фирма "Мелодия" выпустила пластинку с записью нескольких романсов с концерта 1986 года, но тот концерт был очень плохо записан (лучше бы не выпускали). Были известны некоторые запечатлённые фрагменты "живых" выступлений, которые лучше или хуже, но сохранили для нас некоторые непревзойдённые исполнительские сокровища Образцовой - рахманиновской певицы.
И вот, наконец, настало время исторической справедливости! Фонд Елены Образцовой выпустил сначала диск, в котором соседствовали "живые" записи романсов Чайковского и Рахманинова, а затем вышел долгожданный и без преувеличения уникальный монографический диск - на нём представлен 31 романс Рахманинова в исполнении Елены Васильевны (это тоже записи, сделанные на её незабываемых концертах в 1970-е годы).


("QUI la VOCE" во ВК от 30 мар 2023 - материал "К 150 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА" с музыкальными фрагментами)

 /2018, ред. 2025г./


Рецензии