001 Культурогенное мышление Идея культуры

 В первой части работы будет рассмотрена культура как семантическая программа. Для этого будем исходить из достаточно подробного анализа идеи культуры, показывая, как её развитие, по своей сути приводит к более точному и полному проявлению семантической сущности культуры в целом.
В основе культуры лежит идея.

Идея культуры – концентрирует сущность культуры. На наш взгляд культура есть явление смыслового порядка, то есть, концентрированное выражение смысла.
Культура есть смысловое пространство, в котором существует человек. Смысловая, то есть семантическая матрица культуры в данном подходе есть всё то, что, влияя на механизмы когнитивного ментального порядка, приводят в действие все остальные механизмы социального сложного целого.

Культура есть пространство смысла, который создаётся человеком в зависимости от своего желания увидеть вокруг себя мир, полный смысла и порядка или мир абсурда, где странным образом глупость и примитивность становятся главными и определяющими.

В России умных людей больше, чем глупых, но глупые обладают какой-то страшной патологической активностью, они рвутся к власти и начинают диктовать свой далеко не умный закон и порядок. Когда абсурд становится законом, жизнь для умного человека становится невыносимой.

В конкретном анализе той культуры, которая существует вокруг нас, необходимо понять её внутреннюю определяющую идею организациию


Культурогенное мышление

Культурогенное мышление это мышление, способное порождать новые феномены культуры, а, значит, и культуру в целом. каждой культуре соответствует свой тип мышления. Такое мышление можно назвать социокультурным, социореальным мышлением. Это мышление, которое определяет целостный характер организации социальной деятельности. Это своего рода, коллективное мышление, которое, может быть, и не однозначно и во многом противоречиво, но оно реально действует и в целом является достаточно эффективным.

Поразительна, например, интеллектуальная продуктивность античной цивилизации. Поразительно то, что достаточно небольшое количество людей создало многие элементы будущей культуры. В это время сформировались контуры европейской культуры, определись черты того, что можно считать высокими эталонами интеллектуальной культуры в целом.
Интеллектуальная генетика античности продолжат существовать и в современной интеллектуальной культуре.

Многие темы, проблемы, схемы мышления были порождены античной культурой, но являются современными по своему существу и характеру.

Актуализация идеи культуры

Идея культуры способна актуализироваться. Идея может жить и влиять, организуя людей и общество. Именно в этом случае и происходит осознание общества как совокупности людей и преобразование этого осознания в ощущение какой-то особой качественной отличности от всех иных, всех других совокупности людей. Осознание того, что культура существует, и она определённым образом влияет на развитие общества, но это происходит различным образом в различных социальных системах.

Для этого необходимо конкретно индивидуальное осознание осмысление особого механизма социального производства значимых артефактов, способных влиять на развитие общества в целом. Каждое общество, почти не осознавая, стремится к самосохранению и для этого оно поляризируется по отношению ко всем другим социальным системам.

И в особенности это заметно в тех ситуациях, когда культура достигает особого самобытного и достаточно высокого уровня развития. В этом случае все другие культуры воспринимаются как «недокультуры» по отношению к данной исходной, воспринимаемой как норма и эталон.

Идея культуры связана с определением смысла того пространства, в котором существует личность, индивиды и общество в целом. То есть, рассматривая различные подходы к пониманию важных сторон такого сложного и многостороннего явления, каким выступает культура, необходимо устанавливать единое итоговое понимание.

Необходимо показать, как происходил поиск того, что в культуре является самым главным, существенным, максимально значимым. Рассматривая становление идеи культуры при всем сложившемся многообразии подходов и трактовок, можно отметить некий общий принцип понимания. Исходя и этого принципа, далее образуются соответствующие следствия. Неинтегрированное множество различных способов рассмотрения отдельных сторон культуры не даёт возможности более широкого понимания, создавая ситуацию абсурда.

То есть, действительно существует проблема: как понимать всё многообразие подходов. И, если каждый подход, считая его концептуальным, необходимо перевести в некую системную соотносительность, то очевидно, необходим более высокотеоретический и более широкий по своим смысловым границам, метаконцепткальный подход.

,Необходимо показать процесс развития представлений о культуре как закономерную логическую тенденцию развития знания.

Рассматривая процесс становления различных концепций культуры, можно отметить общую и главную закономерность, заключающуюся в том, что все способы понимания фиксируют и одну и туже закономерность – культура влияет на общество. И без учёта данного обстоятельства невозможно понять общество.

В этом случае становится очевидным далее, что, не определив понятие и сущность культуры, невозможно говорить о достаточном понимании общества. Если исходить из достаточно распространённого понимания культуры как некой системы норм, то можно сразу же сделать поправку – эти нормы определённым образом связаны с информацией как основой проявления культуры.

Культура есть система норм, установок, предопределений, от которых реально зависит социокультурная деятельность.
В целом, данный факт указывает на программно-информационную природу культуры.

Данный тезис буде аргументирован в данном исследовании. Множество разночтений понимания сущности культуры связано с тем, что рассматриваются различные части данного феномена.

Чаще всего делается акцент на том, что культура есть итог, результат человеческой деятельности, культура есть то, что возникает в результате определённой системы деятельности.
Подвариантами данного понимания сущности культура могут быть те подходы, которые учитывают лишь отдельные стороны субъективной и объективной предопределённости.


Природные, геоландшафтные факторы предопределяющие характер культуры, могут учитываться в различной степени или не учитываться совсем, если главные акценты делаются на субъективной стороне культуросозидающего процесса. В таком подходе культура есть процесс деятельности, направленной на созидание соответствующих результатов.


Рецензии