002 Предметная область культурологического мышлени

002 Предметная область культурологического мышления

Данное исследование является попыткой обозначить наиболее важные смыслосодержащие категории, необходимые для современного культурологического мышления.

Данная работа не ставит перед собой цель дать исчерпывающее и окончательное изложение всей суммы знаний о культуре. Такая цель слишком сложна и огромна для данной работы.

Такая цель, может быть, реализована лишь совместным усилиями всех учёных, занимающихся исследованием сущности человеческой культуры.
 Данная работа в первую очередь выполняет учебнометодологическую функцию. Сталкиваясь с неодинаковым восприятием и пониманием материала, в чём проявляется различная реакция восприятия и понимания, проявляется следующий важный момент. То, что очевидно одним, владеющими определёнными знаниями в этой области, оказывается непонятным и совершенно неясным для тех, кто впервые сталкивается с категориальным аппаратом современной культурологии.

Для полноценного культурологического исследования необходим хотя бы общий, исходный перечень основных понятий, при помощи которых раскрываются более широкие и сложные культурологические реальности.

Итак, основными задачами курса культурологического мышления являются умение полномерно представить, мыслить культурно-исторический процесс как особый предмет познания; сформировать собственное исследовательское понимание основных закономерностей культурогенного развития общества; знать основные исторические формы и типы культур; усвоить мировой культурноинтеллектуальный и духовный опыт человечества; развить навыки творческого, неформального, самостоятельного исследовательского мышления.

В итоге рассмотрения предполагается выявить основные методологические школы; выявляя соответствующий тип культурологического анализа основных феноменов культуры. В целом это необходимо для того, чтобы более полно и более чётко понять единую логику культурологического мышления, тем самым, определяя основные закономерности формирования культурологии как современной социогуманитарной науки.

Индивидуально-творческое развитие культурологического мышления

Особое значение данного курса заключается в плодотворном усвоении основных идей культурологии, методов творческого исследовательского мышления и, что, может быть, особо важно – усвоение основных творческих идей такой новой области знания, как культурология. С этой целью в процессе изучения курса культурологического мышления необходимо познакомиться с основными феноменами мировой культуры, попытаться осмыслить их наиболее самостоятельно. К сожалению, наиболее распространённой ошибкой при подготовке к экзамену по культурологии является попытка сдать его «механическим способом» то есть – не творчески и невдумчиво. Вдумчивая самостоятельная работа необходима для более глубокого понимания сущности культуры, в современной жизни человека, и в истории развитии общества, в жизни всего общества и в жизни отдельного человека.

Концептуально-аналитический метод культурологии

Концептуально-аналитический метод к различным культурологическим учениям позволяет обрисовать основные сложившиеся под- ходы к исследованию и пониманию сущности культуры, взаимозависимость между стилем культурологического мышления и способом получения знания о культуре.

В работе ставится достаточно определённая концептуальная цель – показать единство и многообразие различных способов видения и понимания сложного целостного феномена мировой и современной культуры. Рассматривая различные концепции культуры, можно заметить общую закономерность, все они являются частными проявлением более общего, универсального подхода, заключающегося в информационно семиотической интерпретации сущности культуры.


Принципы познавательного конструирования в культурологическом мышлении

Данный курс исследования культурологического мышления можно рассматривать как набор исходных и простых элементов интеллектуальных конструкций, из которых можно создавать более сложные культурологические модели. Такими элементами являются принципы мышления, при помощи которых осуществляется процесс построения теоретической модели культуры.
Если будет доминировать определённый методологический принцип, то образуется соответствующая теоретическая модель культуры, но для различных теоретических моделей, которые рассмотрим далее, является присущим один и тот же набор неисключаемых принципов.

Принцип объективной адекватности является центральным для культурологии как области научного знания, также как и для других наук. Важным является создание на каждом уровне развития науки и цивилизации достаточно точного и полного представления о культуре, такого представления, которое позволяло предпринимать адекватные практические действия.

Исследовательский принцип научности Исследовательский принцип научности заключается в том, что любое явление культуры рассматривалось в его реальной данности как предмет особого научного познания. Исследовательский принцип рациональности Попробуйте рассмотреть культурологию максимально рационально теоретически – именно как Логику Культуры. Но вместе с тем, необходимо учитывать, что во всякой сложной теоретической деятельности всегда есть некоторый элемент игры, интеллектуальной игры. Создавая логические, условные модели культуры, можно обозначить вполне реальные феномены.

Важен исследовательский принцип индивидуальности. Изложенный материал можно использовать как пособие для самостоятельного анализа сложных современных форм реальной культуры.

Данные понятия культурологии попробуйте рассматривать как смыслообразующие «кубики», из которых можно выстраивать новые смысловые реальности. Рассматривайте их как интеллектуальные конструкции, из которых попробуйте конструировать новые логические модели культуры. Принцип индивидуальности, в соответствии с которым автор рассматривает культуру по-своему, выявляя те её черты и качества, которые, по его мнению, характеризуют её наиболее сущностно и значимо.

Действительно, можно рассматривать любые культурологические знания максимально индивидуально. К этому необходимо добавить исследовательский принцип творчества.

Принцип творчества, который сводится к тому, что можно рассматривать любые культурологические знания максимально творчески.

С другой стороны, попытайтесь понять Культуру и как сакральную мистику исторического творчества человеческого духа. Творчество и культура глубинно взаимосвязаны между собой.

Культура как творческая сущность человеческого общества заключается в созидательном отношении к окружающему миру и самому себе. Соответственно, понимание культуры как творчества требует выработки творческого отношения к самой культуре, то есть «творчества нового уровня творчества». Это далее определяет выработку общих принципов понимания. Исследовательский принцип духовности.

Принцип духовности формулируется как исследовательская установка, приводящая к рассмотрению культуры как проявление Дух Культуры, формулы духовности, определённого способа духовной организации общества.


Рецензии