003 Культурология как современная наука
Истоки, начала культурологии можно обозначать в соответствии с различными именами и формированием идей и методологии, по своей сути близких к современным. Но важно говорить о культурологии как системно организованной методологии познания культуры, к не только как о направлении фиксирования того, что культура как феномен социального порядка возникает одновременно с человеческим обществом. Культурология в полной мере как современная наука возникла примерно в средине 20-го века, но как проблема она исследуется на протяжении многих веков.
И это связано с тем, что культура как объект исследования обладает уникальным своеобразием и высокой степенью сложности. Вместе с тем, в конце 20 века возникла особая необходимость более полного осознания методологических оснований исследования феномена культуры.
Это было связано с осознанием культуры как особого социального ресурса, потеря которого влечёт распад общества и крах цивилизации. В этом отношении появление культурологии как науки является очень важным и символичным. В признании статуса данной науки выразилось признание особой важности культуры в жизни всего человеческого общества и каждого отдельного человека.
Культурология, как наука, стала активно проявляться в своих основных чертах в начале 20 века и к средине века сформировалась как новая современная социогуманитарная наука. Современная наука – культурология, более целостна и объемна, чем все прежние разрозненные знания о культуре.
Отдельные феномены культуры, такие, как культура воспитания, образования, цивилизованности должны быть поняты как некое целостное единое явление. Важно то, что культурология как современная наука претендует на целостное понимание всего спектра проблем, связанных с культурой – от культуры мышления до культуры производства, от психологической, или же научной, до политической, экономической, технологической культуры.
Культурология как новая современная учебная и научная дисциплина во многом ещё не приобрела свои окончательные, жёсткие рамки и непреклонно канонические установления. Необходимо отметить то, что ещё не произошло окончательного формирования структурнологических связей как внутри этой дисциплины, так и взаимодействия её с другими областями социального знания. Но уже сейчас можно отметить особую научно-методологическую значимость, логическую и смысловую интегративность культурологии как современной социогуманитарной науки.
Общая концептуальность культурологии складывается из синтеза различных подходов – философской теории культуры, истории мировой и региональных культур, эстетического, гармоничного мировосприятия. Этим объясняется достаточно большое количество разнообразных учебников и подходов.
Культурология как тип современного миропонимания мира культуры
Мир культуры, бытие культуры, сущность культуры – все это различные обозначения максимально важной стороны человеческого бытия. Человек существует как человек определённой культуры. Человек создаёт культуру как пространство своего существования. Для того, чтобы понять существенно важные стороны данного пространство и необходимо соответствующая теоретическая установка, наука. Культурология есть способ теоретического видения окружающего мира, мира культуры и мироздания в целом.
Культурологию можно рассматривать как культурологическое мировосприятие, мировоззрение, как теоретическую, необходимую именно сегодня, в условиях глобальной цивилизации нового типа, основу для нового понимания сущности цивилизации и культуросозидания.
Культурология есть способ интегративного, целостного понимания окружающего мира. Такое культурологическое миропонимание возникает в результате изменения типа организации человеческого сознания. То есть культурологическое миропонимание есть форма организации человеческого сознания, изменение которого даёт изменение видения окружающего мира.
Предмет культурологии
Культура как объект размышления, предмет анализа и познания обозначается в первом веке, но понадобилось две тысячи лет, чтобы возникла научная отрасль знания, где целенаправленно изучается культура как сложный социальный процесс. Культурология как наука приобрела свой законный статус в нашей стране лишь в последние десятилетия двадцатого столетия. Как ни странно, но до сих пор существует некоторая неопределенность в понимании предмета культурологии, нет и единой точки зрения на само понимание культуры.
В результате более широкого и многоаспектного исследования культуры возникает большое количество принципиальных вопросов. Является ли предметом культурологии все явления культуры? Или культурология должна заниматься только теоретическими проблемами? Является ли предметом культурологии история возникновения и становления культуры?
Как должны соотносится между собой культурология и философия, культурология и искусствознание? И так далее. По меньшей мере, очевидно, то, что культурология не должна дублировать другие уже существующие науки и в то же время вносит нечто новое в понимание и видение культуры как социального феномена.
Максимально ясно, что необходима современная теория, объясняющая общие закономерности возникновения и функционирования культур. Над созданием такой теории и работают многие теоретики культуры. Культурология возникла, вместе с тем, и как попытка интеграции, концентрации многовековой многотысячелетней культуры человечества.
То есть, она является теоретической попыткой широкого обобщения уникального культуросозидательного опыта мировой истории культуры. Теоретическое обобщение культуросозидательного опыта и должно быть реализовано в культурологии как современной науке.
Это есть теоретическая попытка широкого уникального обобщения опыта культуры, которая и должна быть реализована в культурологии как современной науки. То есть, предметом культурологи является: анализ и познание многообразия культурных форм развития общества, выявление законов возникновения, функционирования и развития культуры.
Культура как предмет понимания
Культура как предмет внимания существует с момента возникновения человеческого общества, но осознание этой реальности произошло не сразу, постепенно, на протяжении достаточно длительного исторического времени и происходит по сей день. Еще не все глубинные сущности культуры открыты и осознаны, ещё многие открытия предстоит сделать и понять, как именно культура определяет жизнь человека и как человек может изменять культуру? Каждый отдельный человек определённым образом «мыслит культуру», выстраивает своё мышление, используя существующие культурозначимые содержания.
Мышление каждого человека является культуроопределённым, мышление человека определено культурой. Очевидность обязательного наличия в обществе хотя бы самой примитивной формы культуры парадоксальным образом сочетается с непознанность её сущности. Полномерная сущность культуры всегда оказывается непознанной, непроявленной, неусвоенной. Закономерности познания и своей собственной национальной культуры, и общемировой, представляет особый аспект познания закономерности взаимоотношения самопознания человека и познания культуры, взаимоотношение человека и культуры в целом.
Парадокс заключается и в том, что каждый человек существует в своём личностно смоделированном мире культуры. Культура есть свободное и открытое пространство, в тоже время, оказывается недосягаемым и закрытым миром. Культура как предмет познания оказывается максимально субъективной реальностью. Каждый человек смоделирован той культурой, в которой он был вынужден формироваться как личность, определён той частью культуры, в которую он был погружен как особым миром. Человек познаёт окружающий мир через определённую культуру, частью которой он является. Эта часть культуры становится собственной сущность человека.
Эта неосознаваемая, органично присущая человеку часть культуры, должна быть понята как часть его личности. Помимо этой инстинктивно усвоенной частью культуры существует огромный мир культуры совершенно неосвоенной, непонятой, непознанной. Это пространство является потенциальным для познания, для своеобразного путешествия.
Историческая наука и культурология
Исторический аспект исследования культуры сложился гораздо раньше других, в таком подходе культура рассматривалась как особенная, весьма характерная черта отдельных стран, народов, исторических периодов. Исторический метод исследования культуры складывался одновременно с формированием истории как науки. Главная задача такого подхода состояла в том, чтобы детально, подробно дать описание реального конкретного исторического процесса развития общемировой, национальной, этнической культуры.
Необходимо отметить, что сама по себе «идея истории» сложилась не сразу и, соответственно, с формированием определённого способа понимания исторического процесса и его закономерностей в рамках данного подхода формировалась «идея культуры».
С этой точки зрения культура проявляется через исторический процесс, культура погружена в определённое историческое время, живёт по законам исторчиеского времени. Культура возникает, развивается, достигает своего максимума. И, в итоге, культура как уникальная форма исчезает, оставляя возможность дальнейшего развития её остаточных форм. По сути дела, идея «культуры» логически вырастает из идеи «истории». По сути дела весь 19 век в философии прошел под влиянием Идеи Истории. Сначала Гегель гениально показал идею истории в своей «Феноменологии духа» и «Философии истории».
Затем Маркс придал пониманию истории экономический ракурс, пытаясь объяснить закономерности социальной истории как истории и процессам экономического порядка. Данилевский в России попытались понять как закономерности формирования объективных исторических механизмов, выявив которые можно было бы научно объяснить, как именно развивается общество и куда выводит это развитие в конечном счете?
Один из основателей Идеи Истории – Гегель – пытался увидеть и понять рациональные механизмы действия исторического процесса. Маркс пытался понять объективные механизмы действия исторического процесса, к которым он отнёс экономические законы функционирования и развития общества. Данилевский пытался выявить закономерности исторического процесса как процесс смены цивилизаций. На этом, казалось бы, неоднозначном основании возникают новые способы восприятия механизмов действия культуры.
И важным, и мощным по своему действию проявляется как объект понимания по мере своего исследования смысловой, смыслотворческий фактор человеческого бытия. Рассмотрим основные смысловые моменты соотношения понятий «история» и «культура», это необходимо, так как соотношение понятий история и культура является далеко неоднозначным. Понятие «культура» есть центральное понятие, на основании объективного содержания которого логически предопределена и достаточно точно по своему объекту рассмотрения формируется целая наука, во многом схожа по своим функциям с понятием «история», но исследующая факторы, предопределяющие культуру. Понятие «культура» и «история» в отдельных отношениях могут быть рассмотрены как тождественные, равнообъёмные понятия.
Они отражают одно и тоже – процесс изменения человеческого общества, проходящего определённые сменяющие стадии развития. Но можно заметить, что понятие «культура» есть во многом конкретизация понятия «история». Понятие «культура» конкретизирует понятие «история», придаёт ему более предметные очертания. В этом отношении понятие «культура» является уточняющим и конкретизирующим. С другой стороны, конечно же, понятие «культура» оказывается не менее абстрактным понятием, чем «история», данные уровни абстрактности возникают как необходимый уровень общего понимания сложных и многоаспектных, конкретных процессов исторического изменения форм существования общества и человека.
Если в понятии «история» доминируют смысловые значения, отражающие событийное движение, изменение, преобразование, то в понятии «культура» доминируют смысловые значения, отражающие относительно устойчивые образования, имеющие характерные черты и признаки. Таким образованиями являются формы творчества, закрепления и передачи смысловой определённости общества. Понятия «культура» и «история» могут быть рассмотрены как абстрактно однопорядковые, одноуровенные, тем самым, взаимодополняющими. И в этом случае их общим объектом является обозначение сложного и неоднозначного процесса развития общества в целом.
Но более корректным будет различение смысловых объёмов данных понятий. Различие их необходимо проводить по той роли, которую данные понятия выполняют как смыслообразующие категории в объяснении механизмов развития общества. 2.2 Археология и культура Археология часто рассматривается не только как вспомогательная историческая дисциплина, но и достаточно самостоятельная отрасль знания, которая всё более активно использует современные методы установления датировки исследуемых объектов.
С активным развитием практики и методики археологических исследований происходило накапливание «полевого» материала, предметов материальной и духовной культуры, полученных в ходе раскопок. И здесь необходимо отметить достаточно важное отличие между пониманием культуры в культурологическом и археологических смыслах. В археологическом смысле культурой являются предметы, артефакты человеческой деятельности, относящиеся к определённому ареалу обитания, к отдельному культурному слою находок, то есть обладают соответствующей стратиграфией, глубиной залегания.
И этот факт достаточно точно фиксируется при помощи соответствующих приборов, например, при помощи теодолита, позволяющему, используя планку определить место в системе слоёв, обнаруженным в конкретном месте раскопок. Культурой может называться и образ жизни соответствующий конкретному этносу. Весьма важно то, что археологически выявленные типы культур, позволяют материально классифицировать доисторический период развития человечества.
В целом роль археологических данных при формировании понимания процесса культурогенного изменения общества трудно переоценить. Археология собрала и ввела в научных оборот огромное количество материалов, дающих более детальное понимание процессов развития материальной культуры. Развитие духовной культуры также во многом детализируется в ходе различных археологических исследованиях, но, возможно, не всегда ограничение только лишь методами археологии даёт достаточно глубокое понимание того процесса, которые происходит как с каждой отдельной культурой, так и со всеми культурами в целом.
Безусловно, необходим более широкий, более многомерный и в тоже время более интегрированных способ исследования такого сложного явления как культура.
Эстетика и культурология
С появлением эстетики как науки первоначально достаточно прочно сформировался для анализа и понимания эстетический аспект исследования культуры. Культура понималась в таком подходе как сфера искусства, область выражения искусства, присущего определённому обществу. В таком подходе, становилось тождественным говорить о культуре и искусстве, поэтому были определены важные различия понимания того и другого достаточно сложного явления.
В таком подходе необходимо отметить роль и значения искусства в системе культуры. Тут, понятно, речь идёт о том, что культура является более широким, системно образующим явлением, в рамках которого искусство играет немаловажную роль.
Но можно рассмотреть сферу искусства как всю сферу, в которой происходит формирование, создание искусственных объектов. В таком подходе искусство становится или тождественным с культурой явлением, или какой-то очень важной стороной существования, функционирования и развития культуры и общества в целом. Можно с определённой точки зрения говорить и об эстетической культуре, в этом смысле, каждая система производства искусственных объектов обладает своей особой характеристикой, свойством, придающим данному процессу свою отличительность.
Взаимосвязь между искусством и культурой является наиболее очевидной и на этом основании культуру, действительно, часто отождествляют с её частью, с искусством. Итак, рассмотрение искусства в точно установленном смысле может отождествлялся с изучением культуры в целом, но этот аспект должен всегда оговариваться достаточно точно, чтобы не возникло существенного противоречия в понимании других сторон культуры, искусства, эстетической культуры. Эстетика культуры также как и искусствоведение, литературоведение есть попытка исследования существования культуры с точки зрения действия законов красоты и художественных форм бытия культуры.
Во второй половине 20-го века возникло понимание необходимости целенаправленного анализа закономерностей современной культуры. Современная эстетика, изучая эстетическую культуру, тем самым изучает общество как систему эстетических ценностей, действующих в структуре смысловой определённости общества. 2.4 Философия культуры и культурология Философия культуры как относительно самостоятельная область человеческого знания возникла раньше, чем были системно определены целостные принципы формирования знания о культуре как новом направлении исследования.
Вполне естественно, философия культуры являлась направление философского рассмотрения данного объекта. Соответственно, философские способы анализа и конечного понимания здесь доминировали. Очевидно, не хватало детальной фактической конкретики, реального исторического материала для более адекватного понимания. История как наука целенаправленно собирающая фактографический материал со временем дополнила эти пробелы, создавая новые возможности философской интерпретации данных.
Главный вопрос философии культуры заключается в том, каковы общеисторические, универсальные, общечеловеческие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры?
Культурология как сфера человеческого знания о культуре до выделения ее в самостоятельную научную область знания, существовала через все множество научных направлений, пытавшихся каким-либо образом исследовать культуру.
В таком подходе целостное определение культуры употреблялось не всегда достаточно корректным образом, определение культуры оказываются содержательно весьма размытым, расплывчатым и сводилось к характеристике отдельных проявлений культуры.
Но ясно, по меньшей мере, следующее: если культурология пытается создать современную единую теорию культуры и объяснить основные законы её развития и функционирования, то философская наука сегодня продолжает изучать культуру как универсальную концентрацию сущности человеческого в человеке, как принципиальное и неповторимое явление, как проявление космической гармонии в человеческом обществе. Философия культуры - одни из разделов, направление философии, рассматривающий культуру как целостный феномен и как сущность общественной организации, обобщающий, целостный теоретический взгляд на общество, основанный на культурфилософской рефлексии.
Философия культуры рассматривает культуру в ее полномерном историческом развитии во всем сложном переплетении социальных факторов. Философия культуры есть способ рассмотрения наиболее общей проблемы – «философии истории», то есть как общей теории исторического процесса
Свидетельство о публикации №225112701567