Ида Рубинштейн Загадочная муза Русских сезонов

    
В анналах «Русских сезонов» Сергея Дягилева есть имена, сияющие чистым светом классического танца — Павлова, Карсавина, Нижинский. Но особняком среди них стоит фигура Иды Рубинштейн — не столько балерины в академическом смысле, сколько величайшей мимической актрисы и живого произведения искусства, чья личность и судьба были столь же драматичны, как роли, которые она исполняла.

   Происхождение и учеба: наследница, избравшая сцену 

Ида Львовна Рубинштейн родилась в 1883 году в Харькове в колоссально богатой и знатной еврейской семье. Рано оставшись сиротой, она унаследовала огромное состояние, что навсегда избавило ее от материальных забот и позволило полностью посвятить себя искусству по собственному выбору. Мечтая о сцене, она брала частные уроки. Сначала в Москве у знаменитого Михаила Фокина, который разглядел в ней не танцовщицу, а уникальный типаж — пластическую актрису с невероятной, удлиненной фигурой и гипнотическим взглядом. Позже она училась в Санкт-Петербурге у Веры Лядовой.

   Начало карьеры и сенсационный дебют 

Ее дебют состоялся в 1908 году в домашнем спектакле по библейской драме «Саломея» Оскара Уайльда. Она вышла на сцену в образе Саломеи — почти обнаженной, закутанной лишь в семь покрывал. Этот выход стал легендой и вызвал скандал в высшем свете. Именно этот спектакль, вернее, пластический этюд к нему, увидел Сергей Дягилев. Он понял, что нашел уникальный феномен для своих парижских предприятий.

   Выступление у Дягилева в Париже: главная сенсация 

В 1909 году Ида Рубинштейн покорила Париж в двух ключевых спектаклях первых «Русских сезонов»:

1.    «Клеопатра»   (балет М. Фокина на музыку А. Аренского и других). Рубинштейн исполняла роль египетской царицы. Ее выход был обставлен с невиданной доселе роскошью (декорации Льва Бакста). Она не танцевала классические вариации, но ее пластика, полная томной неги и восточной чувственности, гипнотизировала. Кульминацией был знаменитый «танец семи покрывал», который завершался ее смертью в золотом саркофаге. Это был триумф.
2.    «Шехеразада»   (1910). В этом балете Фокина на музыку Римского-Корсакова Рубинштейн сыграла Любимую жену Шаха Зимана. Ее роль была трагичной и страстной. Измена и последовавшая за ней кровавая расправа, показанные через выразительную мимику и пластику, ошеломили публику. Париж сходил с ума по «русской экзотике», и Ида с ее андрогинной, завораживающей красотой стала ее воплощением.

  Главной сенсацией балета с ее участием стала не виртуозность танца, а синтез искусств и новая эстетика.   Дягилев, Фокин и Бакст создавали на сцене живые картины, где тело актера-мима было таким же важным элементом, как краски и музыка. Рубинштейн была идеальной моделью для этого синтеза. Ее называли «ожившей картиной Боттичелли» и «женщиной-вазой».

   Завершение карьеры и старость 

После ухода от Дягилева Ида Рубинштейн, обладая собственным состоянием, создала собственную труппу (1911-1935). Она продолжала выступать, заказывая спектакли и музыку у самых известных композиторов и художников эпохи (например, «Мученичество Святого Себастьяна» Клода Дебюсси, 1911). Ее карьера была долгой и успешной, но завершилась с началом Второй мировой войны. Последние годы она провела на Французской Ривьере, в Вансе, ведя уединенный и закрытый образ жизни, занимаясь благотворительностью.

  Место захоронения 

Своей смерьтью Ида Рубинштейн хотела, наверное,  поддержать репутацию загадочной звезды Русских каникул в Париже. Она, по слухам, завещала не опубликовывать обстоятельства смерти и место захоронения, но поскольку была чрезвычайно богата, как единственная наследница очень богатых родителей, покоится, скорее всего, она на самом престижном кладбище.

   След в балете 

Наследие Иды Рубинштейн невозможно измерить в па-де-де и фуэте. Ее след в истории балета и театра — это:
     - Утверждение мимодрамы   как полноценного высокого искусства.
     - Расширение представлений о балетном теле.   Она доказала, что выразительность не зависит от академической техники.
     - Воплощение «тотального произведения искусства»   (Gesamtkunstwerk), к которому стремился Дягилев.
     - Создание эталона роковой, демонической и трагической женственности   на сцене, повлиявшее на множество артистов XX века.

Ида Рубинштейн была не просто балериной. Она была живой иконой стиля модерн, символом эпохи, где танец, живопись и музыка слились воедино, чтобы рождать магию.


Справочно.

Ниже приведены подробности ее ухода из жизни (официально не подтвержденные):
      Дата смерти: Ида Рубинштейн скончалась 20 сентября 1960 года .
      Место смерти: Она скончалась в городе Ванс, расположенном в департаменте Приморские Альпы региона Прованс- Альпы -Лазурный берег на юго-востоке Франции.
      Причина смерти: Она умерла от сердечного приступа (инфаркта миокарда).
      Похороны: Она была похоронена на городском кладбище Сен-Поль-де-Ванс (Cimetire de Saint-Paul-de-Vence), в городе Сен-Поль-де-Ванс, недалеко от Ванса. Ее могила находится в секции 16, могила 5 .

    Ее последние пожелания

Ида Рубинштейн оставила очень подробные инструкции по поводу своих похорон, пожелав, чтобы они прошли в частном порядке. Поскольку ее жизнь была отмечена публичными зрелищами, в смерти она стремилась к обратному.
    Она запретила публиковать официальные объявления о смерти в газетах.
    Она попросила сохранить в тайне сроки ее кремации и похорон.
    Она попросила, чтобы на ее надгробии не было дат или полного имени, только ее инициалы: "И.Р.".


Рецензии