Ида Рубинштейн Загадочная муза Русских сезонов
В анналах «Русских сезонов» Сергея Дягилева есть имена, сияющие чистым светом классического танца — Павлова, Карсавина, Нижинский. Но особняком среди них стоит фигура Иды Рубинштейн — не столько балерины в академическом смысле, сколько величайшей мимической актрисы и живого произведения искусства, чья личность и судьба были столь же драматичны, как роли, которые она исполняла.
Происхождение и учеба: наследница, избравшая сцену
Ида Львовна Рубинштейн родилась в 1883 году в Харькове в колоссально богатой и знатной еврейской семье. Рано оставшись сиротой, она унаследовала огромное состояние, что навсегда избавило ее от материальных забот и позволило полностью посвятить себя искусству по собственному выбору. Мечтая о сцене, она брала частные уроки. Сначала в Москве у знаменитого Михаила Фокина, который разглядел в ней не танцовщицу, а уникальный типаж — пластическую актрису с невероятной, удлиненной фигурой и гипнотическим взглядом. Позже она училась в Санкт-Петербурге у Веры Лядовой.
Начало карьеры и сенсационный дебют
Ее дебют состоялся в 1908 году в домашнем спектакле по библейской драме «Саломея» Оскара Уайльда. Она вышла на сцену в образе Саломеи — почти обнаженной, закутанной лишь в семь покрывал. Этот выход стал легендой и вызвал скандал в высшем свете. Именно этот спектакль, вернее, пластический этюд к нему, увидел Сергей Дягилев. Он понял, что нашел уникальный феномен для своих парижских предприятий.
Выступление у Дягилева в Париже: главная сенсация
В 1909 году Ида Рубинштейн покорила Париж в двух ключевых спектаклях первых «Русских сезонов»:
1. «Клеопатра» (балет М. Фокина на музыку А. Аренского и других). Рубинштейн исполняла роль египетской царицы. Ее выход был обставлен с невиданной доселе роскошью (декорации Льва Бакста). Она не танцевала классические вариации, но ее пластика, полная томной неги и восточной чувственности, гипнотизировала. Кульминацией был знаменитый «танец семи покрывал», который завершался ее смертью в золотом саркофаге. Это был триумф.
2. «Шехеразада» (1910). В этом балете Фокина на музыку Римского-Корсакова Рубинштейн сыграла Любимую жену Шаха Зимана. Ее роль была трагичной и страстной. Измена и последовавшая за ней кровавая расправа, показанные через выразительную мимику и пластику, ошеломили публику. Париж сходил с ума по «русской экзотике», и Ида с ее андрогинной, завораживающей красотой стала ее воплощением.
Главной сенсацией балета с ее участием стала не виртуозность танца, а синтез искусств и новая эстетика. Дягилев, Фокин и Бакст создавали на сцене живые картины, где тело актера-мима было таким же важным элементом, как краски и музыка. Рубинштейн была идеальной моделью для этого синтеза. Ее называли «ожившей картиной Боттичелли» и «женщиной-вазой».
Завершение карьеры и старость
После ухода от Дягилева Ида Рубинштейн, обладая собственным состоянием, создала собственную труппу (1911-1935). Она продолжала выступать, заказывая спектакли и музыку у самых известных композиторов и художников эпохи (например, «Мученичество Святого Себастьяна» Клода Дебюсси, 1911). Ее карьера была долгой и успешной, но завершилась с началом Второй мировой войны. Последние годы она провела на Французской Ривьере, в Вансе, ведя уединенный и закрытый образ жизни, занимаясь благотворительностью.
Место захоронения
Своей смерьтью Ида Рубинштейн хотела, наверное, поддержать репутацию загадочной звезды Русских каникул в Париже. Она, по слухам, завещала не опубликовывать обстоятельства смерти и место захоронения, но поскольку была чрезвычайно богата, как единственная наследница очень богатых родителей, покоится, скорее всего, она на самом престижном кладбище.
След в балете
Наследие Иды Рубинштейн невозможно измерить в па-де-де и фуэте. Ее след в истории балета и театра — это:
- Утверждение мимодрамы как полноценного высокого искусства.
- Расширение представлений о балетном теле. Она доказала, что выразительность не зависит от академической техники.
- Воплощение «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk), к которому стремился Дягилев.
- Создание эталона роковой, демонической и трагической женственности на сцене, повлиявшее на множество артистов XX века.
Ида Рубинштейн была не просто балериной. Она была живой иконой стиля модерн, символом эпохи, где танец, живопись и музыка слились воедино, чтобы рождать магию.
Справочно.
Ниже приведены подробности ее ухода из жизни (официально не подтвержденные):
Дата смерти: Ида Рубинштейн скончалась 20 сентября 1960 года .
Место смерти: Она скончалась в городе Ванс, расположенном в департаменте Приморские Альпы региона Прованс- Альпы -Лазурный берег на юго-востоке Франции.
Причина смерти: Она умерла от сердечного приступа (инфаркта миокарда).
Похороны: Она была похоронена на городском кладбище Сен-Поль-де-Ванс (Cimetire de Saint-Paul-de-Vence), в городе Сен-Поль-де-Ванс, недалеко от Ванса. Ее могила находится в секции 16, могила 5 .
Ее последние пожелания
Ида Рубинштейн оставила очень подробные инструкции по поводу своих похорон, пожелав, чтобы они прошли в частном порядке. Поскольку ее жизнь была отмечена публичными зрелищами, в смерти она стремилась к обратному.
Она запретила публиковать официальные объявления о смерти в газетах.
Она попросила сохранить в тайне сроки ее кремации и похорон.
Она попросила, чтобы на ее надгробии не было дат или полного имени, только ее инициалы: "И.Р.".
Свидетельство о публикации №225112701569