004 Онтология культуры
Онтология культуры формируется как целостное представление о реальном проявлении бытийственных форм культуры. Под бытийственной формой здесь понимается способ существования, способ реального бытия не только исторических, но социологических форм существования.
Чем они отличаются? Формы исторического бытия изменяются по мере изменения тех факторов, которые определяют ход исторического развития общества. Безусловно, во многом эти факторы являются факторами технического порядка. Но, нельзя не учитывать те факторы, которые влияют на формирование факторов технического уровня.
Во многом, это, например, факторы образования. Формирование техниче- ского образования, а вместе с ним всего образования в целом будут достаточно существенным образом оказывать своё влияние на технический прогресс. А далее, можно посмотреть, это те факторы, которые оказываю воздействие на формирование ментальности определённого общества. В целом же, онтология культуры как область знания по своей сущности и логическому предназначению включает все области знания, позволяющие формировать представление о принципиально важных чертах культуры определённого типа.
Онтология культуры отражает бытие человека и общества как существ, обладающих кардинальными культуробытийственными признаками. 2.6 Гносеология и культура Человек познаёт окружающий мир через определённую культуру. Культура не объемлема, не отделима от того типа знания, который лежит в её основе. Культура есть не только сумма или даже система накопленного знания, она является и очень важным при этом инструментом познания человеком реального мира. Человек познаёт мир других культур и мир как Вселенную только через свою собственную культуру, постепенно в своём развитии учитывая опыт познания, накопленным другими культурами, он пониманием насколько многомерным является способ отношения человека к так называемой объективной реальности. Соотношение гносеологии и культуры весьма многомерно и глубоко.
Гносеологичность культуры заключается в том, что она есть определённая всеми условиями человеческой жизни форма познания окружающего мира. Гносеология «в чистом виде», в философском смысле есть теория познания. Культура есть результат определённой системы познания человеком окружающего мира и начало сотворения и познания нового. У каждой культуры есть свои гносеологические основания, без которых она не может существовать.
Великие цивилизации возникают как определённый культ знания, чаще всего сакрального знания.
Культура в этом смысле есть культ определённого типа познания и знания мира. Изменение способа знания, способа понимания изменяет этот внутренний гносеологический механизм культуры. 2.7 Логика и культурология Логика как наука и культурология взаимодополняют друг друга и в их творческом исследовательском единства проявляется действительная реальная логика культуры. В единстве логики и культурологии проявляется логика культуры как особый предмет познания. Поэтому не случайно то, что одной из задач культурологического мышления является отражение логики развития культуры.
Логика культуры есть особый аспект исследования культуры, при котором сущность культуры зависит от понимания сущности логики. Изменение стереотипа по- нимания логики как таковой приводит к изменению понимания логики культуры. Логика как наука и культурология лишь на первый взгляд являются достаточно необычным соединением, сопоставлением, исходя из которого проявляется новое понимание культуры, логики культуры, логики в целом. Во-первых, ясно, что каждая культура имеет свою логику, свой определенный порядок построения, свой логический алгоритм.
В-вторых, логика как наука и способ мышления определенного типа или способа мышления, предустановленного конкретными правилами может быть рассмотрена и как культура мышления.
Логика как культура мышления является основой для осмысления и построения самой культуры.
Социология культуры
Этот аспект изучения культуры возникает в рамках социологических методов изучения общества и получает своё проявления в 19 – 20 вв. Главная задача такого подхода – описание конкретных социальных типов культурных общностей (культура села, города, молодёжи). Стоит обратить внимание на тот факт, что первоначально социология как наука предполагалась как единая и целостная наука об обществе. В марксистской социологической модели делается попытка выявить основные общеэкономические законы.
Такой подход имеет свои определённые основания, но главным недостатком является то, что в этой социологической схеме «выпадает» из теоретического зрения сам человек. К концу 20-го века теоретики сходятся в одном: для того, чтобы понять общество как единое образование, необходимо выявить его интегративно-целостный алгоритм.
Возможно, что этим стереотипом является культура. 2.9 Психология культуры Главная цель – выявление основных психотипов культуры, основных механизмов культуры. Психология культуры является быстроразвивающимся направлением в исследовании современной культуры. В таком подходе главным аспектом является рассмотрение взаимосвязи между общей структурой культуры и теми психологическими факторами, которые на неё влияют.
В рамках данного направления сложились: психоанализ культуры, гештальтпсихология, нейролингвистическое программирование и другие направления современной психологической науки. Развитие данного направления психологического исследования культуры является весьма важным, так даёт возможность понять психологические механизмы формирования определённых феноменов культуры.
Имиджелогия культуры
Имидж есть образ, соответственно, имиджелогия есть наука о законах формирования и существования образов, в культурологическом смысле – тех образов, посредством которых культура определяет свою совокупную целостность. Имиджелогия новая область современного знания и одновременно практика создания образов.
Имиджелогия культуры как подход позволяет: увидеть образы, через которые культура проявляется и существует; увидеть закономерности возникновения и существования образов современной сложной и многоаспектной культуры и искусства; понять закономерности современной технологии практического создания функциональных образов культуры.
Современная имиджелогия культуры позволяет объяснить то, как культура мыслит себя посредством определённых, необходимых образов. Посредством этих образов культура выстраивает свою смыслоопределённую реальность.
Каждый образ культуры несёт конкретную функциональную информационно-смысловую нагрузку. Современная культура характерна тем, что она существует через огромное количество образов, визуальность, картинность стала играть весьма значимую роль. Такая специфика современной культуры особенно ярко проявилась в том, что получило название «иконическая» революция.
Картинки, реклама, яркие образы стали, по сути дела, новыми формами социокультурного мышления и соответствующего понимания. 2.11 Криминология культуры Достаточно новым и весьма интересным направлением изучения современной культуры является криминология культуры. В рамках криминологии культуры рассматривается взаимосвязь преступности, как социального феномена, и типа культуры, который её обуславливает.
Культура является одним из самых мощных факторов, влияющих на формирование видов, форм преступности, принятие или непринятие отдельных разновидностей преступлений в рамках данного общества.
Преступность неотделима от культуры, культура порождает соответствующие типы криминального, девиантного поведения. Не существует обществ, в которых нет преступности, но преступность по своей сущности всегда связана с некой системой норм поведение, нарушение которых и становится криминальным. В России криминальная, уголовная, каторжанская культура складывалась столетиями. И в особенности это ярко проявляется в Сибири, куда на протяжении столетий ссылали, формируя соответствующий характер населения.
Свидетельство о публикации №225112701574