005 Модусы культуры
Экономика культуры
Относительно новым направлением изучения культуры является экономика культуры, хотя экономический подход к анализу социальноисторического развития общества в некоторой степени уже предпринимался.
Например, К.Маркс попытался свести сущность культурно исторического развития общества и человека к неким законом изменения уровня развития производительных сил, влияющих на производственные отношения, которые далее определяют все остальные социальные явления.
В таком подходе культура, оказываясь на наибольшей дистанции определяющего влияния экономико-производственных факторов, фактически необъяснима с позиций такой логики. Маркс попытался свести сущность культуры и истории к концентрированным экономическим сущностям, экономической базисной реальности жизнедеятельности человеческого общества. С этой точки зрения история объясняется как процесс экономического, производственно-производительного развития сущности человека.
Но с точки зрения этой методологии не объясняется логика развития культуры. Экономический принцип причинности оказывается не способным вскрыть логику развития культуры. Марксистскую теорию в определённой степени можно воспринимать как теорию, объясняющую проявление определённых экономических типов общества, но данная концепция оказалась методологически неспособной объяснить сложную и противоречивую логику развития культуры.
В конечном же счёте, принцип экономизма неуклонно сводиться к принципу техницизма, техницистского определения сущности культуры.
Но в целом, марксистская теория формационно-экономического развития общества является одной из самых сложных и продуманных социально-экономических теорий, и это стоит признать вне какой-либо личной симпатии или антипатии по отношению к самому К.Марксу.
В рамках данного общего направления возможно исследовать взаимосвязь между экономикой и типом культуры. Каждая культура является важным фактором экономического развития общества. Экономический способ определения сущности культуры заключается в обозначении пространства культуры как сферы культурной жизнедеятельности общества.
Соответственно, все факторы, реально влияющие на процесс функционирования и развития культуры, становятся культурозначимыми факторами.
Общая взаимосвязь между экономикой и культурой во многом определяется тем, что культура по необходимости, для своего исторического выживания должна быть экономически эффективной. Если определённая культура приводит к активизации экономической жизнедеятельности общества она, тем самым, создаёт основания для своего собственного выживания.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В современную эпоху происходит формирование целостного цивилизованного мирового сообщества, возникает мировая экономически взаимосвязанная структура. Это обстоятельство требует более полного осознания взаимозависимости между экономикой и культурой, на основании чего становиться возможным понять закономерности развёртывания экономической культуры нового типа.
Новая экономическая цивилизация возникает и как новая форма информационного экономического сообщества. Поэтому понять закономерности становления современной экономической культуры не возможно без понимания сущности информационной цивилизации и, соответственно, наоборот.
Мир существенно изменился, сегодня становиться невозможным изолированное экономическое развитие какой-либо страны или регионы, всё оказывается достаточно тесно взаимосвязанным.
Футурология культуры
Футурология всегда привлекало к себе внимание как знание о будущем, как способ проявления хотя бы некоторых существенно важных черт, учёт которых, действительно, необходим.
Многие фантастические романы и повести сыграли свою важную роль в формировании черт будущего. И в этом отношении действует очень интересная закономерность: предсказание и предвидение черт будущего человеческого общества может приводить к реализации данного предвосхищения, в результате чего сбывается то, что предсказывалось. В конце 20-го века всё больше учёных понимают особую важность и необходимость прогнозирования будущего культуры и цивилизации.
Культурология в этом смысле должна стать теорией прогнозирования развития современной мировой цивилизации.
Активное изменение современной культуры невольно заставляет более глубоко задумываться над теми тенденциями, в соответствии с действием которых проявляются будущие состояния культуры. Многие черты будущей культуры становятся более проявленными и начинают играть свою реальную роль.
В современном обществе, приобретающем характеристики глобального образования прогнозирование будущих состояний культуры парадоксальным образом сочетается с борьбой за это реальное будущее. И по меньшей мере, все сходятся во мнение, что будущее общество и культура не должны формироваться по модели общества и культуры какой-либо одной страны.
Очевидно, что сложность современного уровня прогнозирования состояния культуры во многом зависит от позитивного и прогрессивного, творческого характера множества современных культур.
То есть, в этом смысле, прогнозирование и проектирование здесь взаимосвязаны самым тесным образом.
Организационника культуры
Организационника культуры возникает в результате развития исследований социальных организаций, организационной культуры. возникло и углубляется представление о роли организационной культуры в структуре организационных механизмов современного общества, производства, бизнеса, экономики в целом. В зависимости от того, какой организационной культурой обладает определённое общество, предопределяет его высокую эффективность в самых различных сферах социальной деятельности.
Прогрессия смысловых значений термина «культура»
Термин «культура», являясь центральным термином культурологии, имеет многообразные, различные значения, которые варьируются в достаточно широком диапазоне.
Но, вместе с тем, этот смысловой диапазон выявляет общие свойства, качества, предикаты культуры как предмета познания. Историческое возникновение термина, обозначающего культуру, несёт в себе определённое внутреннее противоречие. Исторически сложилось так, что устойчиво закрепилось доминирующее принятие древнелатинского термина «культура», хотя термин древнегреческий «пайдея» возник несколько раньше.
Но даже в смысловых рамках древнелатинского термина «культура» можно наблюдать историческое изменение его содержательного значения, возникновение новых смысловых аспектов используемых обозначений. В этом проявляется вполне определённая закономерность.
Термин, обозначающий реально существующую культуру изменяется таким образом, чтобы отражать наиболее значимую и понимаемую часть реальности.
Историческая прогрессия смыслопонимания термина «культура» закономерно сводится к расширению смысловых диапазонов значений, при помощи которых отражается многомерная сущность данного сложного явления.
Свидетельство о публикации №225112701593