006 Пайдея и культура

006 Пайдея   и культура

В древнегреческой цивилизации намного раньше, чем в древнеримской возник термин, обозначающий то, что, по сути дела, мы называем культурой, духовной культурой. Это термин «пайдея».

Термин иногда читается как пайдея или пайдейя. Сегодня происходит своеобразное возрождение смыслового значения термина «пайдея».

Возможно, это происходит в результате осознавания недостаточности термина «культура», который как некий условный термин не обозначает все реальные стороны сложного процесса развития культуры.

В буквальном смысле пайдея есть термин, обозначающий ребенка. Особое значение имеет мысль Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, если они существу-ют, несуществующих, если они не существуют». Такой подход означает, что человек в данном отношении рассматривается как то существо, которое создаёт мир культуры, создаёт то, что существует по причине данной созданности. Человек как создатель, человек как причина существования определённого мира культуры есть, очевидно, главная причина сущности культуры.

Данный древнегреческий термин обозначает культуру в ее особенном древнегреческом смысле. Такое обозначение позволяло эллинской культуре осознавать свою принципиальную отличительность от других культур, в основном варварских. Культура есть то, что делает человека принципиально отличным от варваров, то, что делает человека творческим созидательным, а потому свободным. Пайдея есть образованность, просвещенность культурность. Пайдея есть способ формирования зрелого человека из ребенка.

В целом, пайдея есть способ формирования культуры. В этом смысле пайдея не столько сама культура, сколько творческий дух, способный созидать новую культуру, культуросозидающие внутренние творческие возможности. Итак, «пайдея» есть и ребенок, и воспитание, и образованность, и культурность в современном значении этого слова. Культуромировоззрение античных греков предполагало, что человек должен быть образован. Образованность – это воспитанность, обучаемость и сформированность. В соответствии с культурными древнегреческими канонами, каждый человек должен пройти определенные этапы образованности. Существуют каноны культуры эллина и варвара, они несовместимы. Сохранение высокой культуры зависит от чистоты духа, от этнической духовной развитости. 3.2 Термин «культура» Исходным и одним из наиболее важных терминов теории понимания общества как системы производства искусственной реальности является термин «культура». Этот термин, введенным в научный оборот Цицероном, сегодня вбирает в себя весьма неоднозначное содержание и смысл.

Общество как социальный механизм взаимосвязи личности и государства, различных социальных групп, является одновременно механизмом, производящим некие ценности, нормы поведения, образцы жизнедеятельности. Поэтому не только возможно понимание общества как культуры, но и необходимо такое понимание. Рассматривая общество как культуру, на вторые планы убирается некоторое количество реальных показателей, не имеющих прямого отношения к тому, что и как производит общество как культура. Например, не имеет значение количественные характеристики общества. Малочисленные по количеству населения общества могут производить количество культурных открытий значительно больше, чем общества, являющиеся более многочисленные.

Из этого следует очень простой вывод, численные параметры общества не имеют прямого воздействия на творческую активность культуры. Итак, что же понимать содержательно и как интерпретировать понятие «культура»? Термин «культура» – латинского происхождения, обозначает возделывание, обработку, культивацию. Первоначально он употреблял- ся для обозначения отличия обработанных земель от диких, некультивированных почв.

Позднее данный термин наполняется новым содержанием позволяющим использовать его для обозначения сложных процессов развития человеческого общества. Надо отметить, что латинский термин, более поздний, чем древнегреческий «пайдея», но именно данный термин «культура» прочно вошел во все современные языки. 3.3 Cultura Cultura как латинский термин, слово, обозначающее возделывание, обработку земли, в русском значении есть: обработка, преобразование, культивация. Cultura – есть техника и искусство обработки земли, а тем самым культура земледелия. Если в современном значении термина «земледелие» понимать не только технику вспашки земли или других методов агротехники, то под этим термином можно подразумевать и теорию преобразования планеты Земля в целом.

Катон, как создатель термина культура, вкладывал в неё совершенно конкретный и определённый смысл. Марк Порций Катон - (234 – 149 гг. до н.э.) – древнеримский писатель и государственный деятель, применивший термин «культура» для обозначения методов обработки и возделывания в своём трактате, посвященном аграрной культуре, агрикультуре, культуре римского земледелия.

В интерпретации Катона техника обработки земли сама по себе недостаточна без особого духовного отношения к ней, то ест земля требует особого ухода, возможно какого-то духовно-эстетического отношения к ней. А если рассматривать такое отношение к земле и с точки зрения определённой моральной ответственности перед ней, то в этом проявляется и духовноморальное отношение. 3.4 Инноватика термина культура Марк Тулий Цицерон - (106 – 43 гг. до н.э.) – древнеримский философ, оратор, литератор.

В цицероновском смысле культура это ещё и «cultura animi» - обработка и совершенствование души, чем должна заниматься уже философия. В большинстве европейских языков термин «культура» несёт в себе смысл как уровень образования, воспитания, подготовленности, умения, профессионализма, цивилизованности. Цицероновское понимание культуры даёт возможность выявить очень важный этап в понимании глубинной сущности культуры. Древнеримский философ, считавший, что «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеять, так сказать, - только те семена, которые вызрев, приносят обильный урожай».

В данном случае философия рассматривается как универсальный метод преобразования и совершенствования духовности человека, и сегодня данная функция философии продолжает оставаться актуальной. По мнению Цицерона, подлинная культура заключена в самой основе, в самом строе жизни. Исходя из чего понятно, что культуру можно определит как способ построения духовной и материальной жизни общества.

Культура - противоположное природе Культура как нечто противоположное природе есть важное свойство культуры.

Самуэль Пуфендорф - немецкий юрист 17 века (1632— 1694), впервые употребивший термин «культура» в своих трудах в качестве самостоятельное научное понятие, обозначая им с точки зрения идей «естественного права» результаты деятельности общественного человека, общества в своём историческом развитии. Культура есть противопоставленность природному естественному состоянию человека. Культура, в этом смысле, есть внеприродное развитое культивируемое человеком. Культура есть просвещенность образованность воспитанность человека.


Культура - результат просвещения

Развитие философии и практики просвещения невольно подтолкнуло многих теоретиков связать эти два явления в единое и целостное понимание. Как и следовало ожидать, результат в данном отношении легко предсказуем. Точнее говоря, может быть несколько результатов понимания действия просвещения как фактора развития культуры. Первый результат: культура развивается потому, что развивается просвещение. Второй результат: культура приходит в упадок, потому что просвещение приводит к упадку нравов. Третий результат утверждает нейтральное соотношение данных факторов и явлений: просвещение ничего кардинальным образом не изменяет в структуре культуры, приводя к изменениям лишь некого поверхностного, незначительного порядка.

К таким просветительским концепциям культуры относятся взгляды французских просветителей 18 века Руссо, Вольтера, Кондорсе, Тюрго. Наиболее характерно специфика данных взглядов представлена в учении Ж.Ж.Руссо. 3.7 Культура - форма рациональности Вольтер Франсуа Мари Аруэ - французский философ, живший в 1684 – 1778 – олицетворение свободомыслия и критического отношения к объекту познания. Вольтер – один из ярких типов нового поколения европейских интеллектуалов, вольнодумец, оказавший огромное влияние на формирование облика интеллектуальной и научной культуры Европы своего времени, стал неким символом независимого аналитического ума, способного добиваться собственного глубокого понимания анализируемого объекта.

Видя идеал общественной организации в высокой степени в зависимости от действия просвещения, он сумел действительно активно повлиять на интеллектуальное умонастроение своего времени, оставаясь в данном статусе и сегодня уже как олицетворение некой исторической миссии, осуществлённой им в европейской культуре. Эпоха европейского Просвещения неотделима от психологически яркой и интеллектуально высокой идейности такого типа мышления. Придавал идеалам особую историческую роль, Вольтер считал их, по сути дела, исторической движущей силой, видя в этом борьбу разумного и неразумного. Его просвещение, безусловно, является формой рационалистического понимания сущности культуры в целом. 3.8 Культура как результат воспитания Жан-Жак Руссо - французский мыслитель 18 века (1712 -1778) в целом достаточно критически относился к культуре, прогрессу культуры. Он считал, что наука и искусство являются всё же отрицательным фактором развития и культуры в целом и не приводят человечество к счастью. В результате этих факторов возникает множество недостатков, критических состояний в развитии общества. Все недостатки культуры могут и должны сниматься в результате воспитания. Тем не менее, положительной стороной культуры является её просветительский характер. В своих работах «Философия истории», «Эстетика» и в ряде художественных и публицистических работах Вольтер пытался показать влияние просвещения на общественную жизнь.

По-видимому, в данном отношении ещё невозможно говорить о системном понимания природы культуры, но осознание сложности данного явления в этих работах всё же наблюдается.

И всё же, Вольтер, его идеи, его неординарная личность более важны как мощный импульс развития просветительской идеологии, философии просвещения, и это влияние продолжало действовать во всех последующих европейских тенденциях развития науки, культуры и образования.


Культура – уровень развития техники

Культура – результат развития техники, изменение уровня сложности технических устройств изменяет многие сферы жизни общества, изменяя образ жизни, формы деятельности, привычки и устои. появление новых сложных форм информационной техники, информационных технологий создало соответствующий уровень информационной культуры. Техника как система орудий труда связана с определённым уровнем развития всего общества.

Гигантская дистанция между первыми примитивными орудиями, которые использовал первобытный человек до современного мира информационных технологий лежит огромный исторический период. Техника, развиваясь и усложняясь, влияет на общество и на человека.

Индустриальная цивилизация 19 века логически заканчивается с появлением нового типа технических устройств, где используются не материалы и вещества, а информация, в результате чего производятся новые информационные продукты, имеющие свою потребительскую и меновую стоимость. Появляется техно-культурная цивилизация, основанная на новых способах экономического развития, но это одновременно порождает и новые проблемы, для понимания которых необходим новый подход, новое понимание логики развития мира техники и мира культуры. Техника изменяет мир культуры и появление новых технических устройств, что ярко показало начало 21 века, может существенно изменять тип социальной коммуникации, действия и характер отношений современных людей. По сути, дела можно говорить о технической культуре как основе и факторе, влияющей на все другие явления социального мира.

Культура техники, культура производства приобретают в двадцать первом веке новые черты, определение целостной логики которых принципиально важно для понимания дальнейшего развития общества и цивилизации. Должны быть поняты на данном основании и стратегии дальнейшего технического развития общества, человечества. Техника в такой исторической стратегии приобретает принципиальную значимость. В зависимости от того, как мы понимаем и как мы допускаем возможности дальнейшего технического развития, будут определяются судьбы будущих поколений. Девайсы, гаджеты, виджеты – термины, которые появились в результате развития информационных технологий.

И те термины, которые совсем недавно казались инновационными, могут становится уже не модными, мы перестали говорить ЭВМ, стали говорить «персональный компьютер», PC, почти исчезли такие понятия, как кассета, дискета, сиди - CD, появились понятия – флешка, эсди – SD, мини эсди, микро эсди. Появились и активно развиваются нанотехнологии.

Помимо информационных технологий активно развиваются и интегрируются с информационными технологии связанные с генетикой и биотехнологическими программами.

Принципиальная сторона такого понимания связана и с тем, что предметом такой технической обработки становится и сам человек.


Рецензии