Великая Дивеевская тайна

В 1903 ГОДУ, НЕЗАДОЛГО ДО канонизации преподобного Серафима Саровского, среди бумаг, хранившихся вдовой Мотовилова, дожившей до самой канонизации, была промыслительно обнаружена ныне известная «Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым». Большая часть этой «Беседы», посвященной стяжанию Святого Духа как цели православной христианской жизни, была немедленно опубликована и с тех пор переведена на ряд языков;1 однако один отрывок не прошел церковную цензуру из-за своей необычности и несколько шокирующего характера и оставался частью неписаного саровско-дивеевского предания, известного лишь узкому церковному кругу, вплоть до наших дней, когда она была наконец опубликована на русском языке, как это и случилось, накануне канонизации святого, столь близкого преподобному Серафиму по духу и преданию – преподобного Германа Аляскинского. Разве это не свидетельство того, что преподобный Герман, даже находясь в «изгнании» вместе со страждущим русским народом, также участвует в судьбе Святой Руси? Да послужит публикация этой «тайны» теперь и на английском языке укреплению веры истинно православных христиан последних времен!

___
1 Перевод на английский язык издан Свято-Троицким монастырем, Джорданвилль, штат Нью-Йорк.


«НЕОДНОКРАТНО слышал я [Мотовилов] из уст великого угодника Божия, старца отца Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот, однажды осмелился я спросить его:

— Вот, вы, Батюшка, все говорить изволите, что плотию вашею Вы в Сарове лежать не будете. Так нешто вас Саровские отдадут?

На сие Батюшка, приятно улыбнувшись и взглянув на меня, изволил мне ответить так:

— Ах, Ваше Боголюбие, Ваше Боголюбие, как Вы! Уж на что Царь Петр-то был Царь из Царей, а пожелал мощи святого благоверного князя Александра Невского перенести из Владимира в Петербург, а святые мощи того не похотели…

— Как не похотели? — Осмелился я возразить великому Старцу, — как не похотели, когда они в Петербурге в Александро-Невской лавре почивают?

— В Александро-Невской лавре, говорите Вы? Как же это так? Во Владимире они почивали на вскрытии, а в лавре под спудом — почему же так? А потому, — сказал Батюшка, — что их там нет. — И много распространившись по сему поводу своими богоглаголивыми устами, батюшка Серафим поведал мне следующее:

— Мне, Ваше Боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и Воскресение мое будет, аки Воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего.

Открыв мне, — пишет далее Мотовилов, — сию великую и страшную тайну, великий Старец поведал мне, что по Воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо Воскресения соберется народу великое множество со всех концев земли, Дивеево станет лаврой, Вертьяново — городом, а Арзамас — губернией. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей, и по открытию их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему».1

___
1 «На берегу Божьей реки», т. 2, 1969, стр. 192–193.


В другой раз преподобный Серафим говорил Мотовилову о духовном состоянии последних христиан, которые сохранят верность Богу перед концом света:

«И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, – в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на Кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: «Боже Мой? Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» – Подобное же оставление человечества Благодатью Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по минованию коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в предвечном Совете [Святой Троицы]».1

___
1 Беседа преподобного Серафима о цели христианской жизни, 1967, стр. 82.


Преподобный Серафим Саровский.
1759—1833

Этот портрет был написан в июле 1831 года в Саровском монастыре и хранился в доме Крупениковых в городе Казани. Через два месяца после этого Мотовилов был чудесно исцелен преподобным Серафимом, а еще через два месяца произошла дивная «Беседа» о стяжании Духа Святого.


Николай Александрович Мотовилов.
1809—1879

С раннего детства он был духовным сыном преподобного Серафима, стал самым близким к нему человеком, оставив миру свои бесценные записи о Преподобном и его учение о стяжании Духа Святого.


Рецензии