Из книги Прости Моё Советское детство
«Смысл жизни для каждого
нас – просто расти в любви».
Л.Н.Толстой
Моё поколение – послевоенное. Мой папа – фронтовик, а мама – труженица тыла. Они поженились в 1946 году. Пережив, каждый по – своему, все тяготы войны, они избегали с подросшими детьми, разговоров о ней. Родители? Каждое воспоминание для них было, как не долеченный ожог: часто обостряющийся и болезненный. Мама с папой были малограмотными людьми, но внушали нам, что человек не для себя родится! Свобода и полное доверие к ребёнку с их стороны! Основная задача – накормить, одеть и обуть детей! Они вечерами были с нами и очень редко водили даже в кино. Отец работал на железной дороге, а мама была надомницей, пока дети учились в школе
Наша семья жила в городе, но в частном секторе. В доме было печное отопление, дощатый туалет на улице и сарай с запасом дров и угля на зиму. Воду таскали с соседней улицы вёдрами на коромысле или возили во флягах, на самодельной тарахтящей тележке летом, а зимой в той же фляге, но на санках. Своего огорода не было. Внутренний дворик был меньше сотки, и поэтому мама делала подвесные грядки на заборе, где пыталась выращивать зелень, но мы дети « воровали» лук, как только он, немного подрастал и мы съедали с жадностью, как голодные кролики. И так несколько раз за лето. Спокойно ели дары природы - калачики, пикули, черемшу, не опасаясь микробов.
Конфеты в доме были, но в основном карамельки – подушечки, облитые какао и, прозванные в народе –« Дунькина радость», которые покупали только с папиной получки. Мама выдавала их по счёту. Мы с удовольствием грызли кусочки сухого какао или киселя, покупая в магазине за 10 копеек, Домашняя еда - это супы, картошка, каши и ненавистный рыбий жир. С первого класса мы самостоятельно ходили а магазин, зажав деньги в кулачке и, чаще всего, приносили хлеб с обгрызанной корочкой! Нас ругали, а мы снова его обкусывали, принося в авоське один мякиш. Неимоверно вкусный был этот хлеб! А если намазать маргарин и посыпать сахаром, то и пирожное не нужно. В других семьях может, были лакомства и получше, но хлеб с маргарином и сахаром для большинства - лучшее лакомство, которое ещё и разрешали выносить на улицу.
В нашей семье не один из нас не посещал детский сад. Игрушки были самодельные. У меня была самошитая кукла, а мебель для куклы папа сделал сам. Девчонки, подружки, мне завидовали. Папа умел всё: от ремонта крыши до починки обуви. Мебель в доме была сделана его руками. Кроме прочего, он по слуху играл на всех доступных музыкальных инструментах и даже на фортепьяно. Папа любил цирк, а для детей он был – волшебством! Я помню, только один случай, когда ещё в городе было деревянное шапито, которое грелось дыханием зрителей. Все сидели на деревянных лавках без спинок, одетые в пальто и было очень холодно. Стены продувались от ветра.
Но, правда, при всей занятости взрослых, если зимой нужна была горка для детей, то «тяжелая артиллерия» (отцы) выходила с лопатами и вёдрами и вместе с детворой строили ледяные горки и заливали небольшие катки. Я помню, что одноногий дядя Гриша, тоже бывший фронтовик, сидя на табурете возле своих ворот, играл без устали для строителей на гармошке. Как ему было не холодно? Родители и наши соседи были молоды, веселы и азартны и они точно знали, что детям можно и нужно.
Каждый день родители давали задание, посильное всем по возрасту. Попробуй не выполни! Мама часто говорила: « Хочешь, есть калачи, так не спи на печи». За капризы и непослушание наказывали углом, и веником и иногда ремнем. Ремень всегда висел на гвоздике у дверей, готовый к «лечению» провинившихся. Папа никогда нас не наказывал, а мама иногда прописывала витамин «Р» (ремень). Наказание часто воспринималось, как вопиющая несправедливость! Постоишь в углу, поплачешь от обиды и, повинившись, простишь и забудешь! К сожалению, я мало что помню из раннего дошкольного детства.
Когда мы росли, у нас не было своей домашней библиотеки, но книги были в школьной и поселковой библиотеке. Отсутствовали: телефон, интернет и прочих блага цивилизации, но взамен - беззаботное детство! Вместе с нами жили сказки Пушкина, стихи Агнии Барто и Михалкова и не только! Когда цветы и кусты чуть выше твоего роста, а ты спрятался, играя в прятки, то ты чувствуешь себя героем разведчиком или сказочным невидимкой! Здорово! Ты ничего не боишься! Вокруг деревья великаны огромное голубое небо с причудливыми облаками, и самая ужасная
страшилка на ночь – Бабайка, живущий в уголке каждого дома.
Мы ,будучи детьми, никогда не задумывались, какое оно - наше детство? В школу с первого класса ходили сами и сами носили тяжёлый портфель, а не ранец. Иногда, зимой, просто пинками, гнали портфель домой. У каждого дома рано утром и вечером горели фонари, и мы не боялись темноты.
После первого класса и в последующие года, мы ездили на один летний сезон в пионерский лагерь. Очень скучали по родителям, просились домой, но было слово – надо! Надо отдыхать от школы на свежем воздухе. Доверчивые и мечтательные, мы свято верили в чудеса! Мы, дети, умели дружить, редко ссорились и ходили друг другу в дом без звонка и без приглашения. Родители оставляли еду про запас и ключи от входной двери под ковриком. Никогда не один ребёнок не уходил не накормленным из дома друга. Еда без деликатесов! Я называю такое гостеприимство - «следом войны»! Накормить ребёнка, даже чужого - святое дело!.
С третьего класса учителя ненавязчиво стали каждого ребёнка направлять в кружки по интересам, которые были при школе: шахматы, танцы, рисование, спорт и т. д. и очень важно, что обучения в кружках были бесплатными !. Родители разрешали заниматься в кружках самодеятельности. И, конечно, наши таланты проявились, а приобретённые навыки помогли нам в дальнейшей жизни. Волнительный приём в октябрята и пионеры! Всё торжественно! Сколько было гордости! Одна клятва, которую учили наизусть, чего стоила! Мы, дети, знали, что Ленин – живее всех живых. Он маленький с кудрявой головой был отличник! Пример для тех, кто хочет чего – то достичь в жизни! Став пионерами, с особой гордостью носили красный треугольный пионерский галстук. С нами всегда рядом были пионервожатые и учителя. Школа и пионерская комната становились вторым домом! Сколько часов мы проводили в пионерской комнате, где витал дух патриотизма, творчества и прививалась любовь к Родине. Конкурсы самодеятельности, торжественные речёвки на праздничных мероприятиях в подшефных предприятиях и всевозможные олимпиады! Веселые школьные праздники. Со школьным хором и солистами, которых мы знали. Самодельные флажки и игрушки на новый год на школьной и домашней ёлке! Даже самые ленивые из детей всегда находили себе занятие по душе. Здорово! Были яркие примеры для подражания и все хотели стать комсомольцами! Патриотизм был заложен учителями и наставниками. Для радости причины не искали. Конечно, и плакали и огорчались, но память на обиду была короткой и не злобливой. В школе тоже был угол, как говорил наш директор : « Угол - наказание для особо изощрённых и одаренных и непослушных особей!
В нашей школе было пятеро мужчин учителей, прошедших войну. Все
фронтовики. Учителя пользовались авторитетом, даже среди самых непокорных, вызывали интерес к своему предмету! Но, несмотря на всё , клички им всем присваивали: учитель химии – Крокодил, историк - Комбат, а преподаватель физики – Лягушка, женщине, которая тоже была на войне. Они знали свои прозвища и лишь изредка намекали, что это их обижало. Они были настоящими учителями, а не преподавателями и несли ответственность и за дисциплину каждого своего подопечного ученика.
Директора школы, учителя истории и фронтовика уважали, любили и боялись одновременно. Прозвище среди подростков у него тоже было – Привокзальный папа.( мы жили в криминальном привокзальном посёлке). Он строго держал ситуацию в посёлке и не одного ребёнка спас от приводов в милицию. Вставал на защиту своих подопечных и, благодаря ему, редко кто попадал под опеку милиции. Никогда не кричал, но почти все мальчики занимались спортом после « тихих бесед» с директором и родителями.
Уличные игры были коллективные. До 16 лет мы играли в казаки – разбойники, прятки, сломанный телефон, цепи, царь – гора, классики, скакалки… Игры были подвижные и сейчас кажутся примитивными, но весёлые. Между нами возникало чувство понимания и тепла. Драки среди мальчишек были редкими, а шкоды ( мелкие пакости) мы все творили разные. Например: натягивали незаметно, прикрывая снегом, верёвку и, сидя в засаде, ждали кто – же упадет, споткнувшись! Или стучали вечером в закрытые ставни, вредному и заносчивому мальчишке или ябеде девчонке, несколько раз. Их родители пытались поймать хулиганьё. Мы же по глупости смеялись до слёз, но потом разбегаясь, кто куда! Когда одна женщина в темноте, упав, разбила сильно ногу, она пришла в школу и пожаловалась. Наказали всех участников маленькой «банды». Ребят выставили на школьную линейку и даже хотели выгнать с позором из пионеров! Писали объяснительную и дети, и родители. и классные руководители. Научили отличать шутки от глупости! Всё закончилось пед. советом, но обошлось!
В квартирах и в частных домах почти у всех были или аквариумы с рыбками, или попугайчики в клетках; крысы или черепахи; собаки или кошки. Поголовно все увлекались коллекционированием. Как правило, мальчики собирали значки городов, марки и этикетки от спичечных коробков, а девочки фантики и фотографии артистов кино. В нашей семье шоколадные конфеты были большой редкостью. Какоё было счастье, когда мы с девчонками находили на улице, выброшенный в какою – нибудь урну, цветной фантик от дорогих конфет «Мишка на севере» или другого дефицита - «Белочка». Помню, как я плакала, когда мои младшие сестры порвали и помяли мою коллекцию фантиков. Какое было горе! Мама весь вечер расправляла и гладила остатки утюгом!
В 1961 году, когда Юрий Гагарин полетел в космос,то под всеобщее ликование, я поняла, что мечтать надо и мечты сбываются! Все плакали слезами счастья! Особенно взрослые! Это самое потрясающее событие из моего детства! Мне было всего 13 лет. Было необычно жарко. Мне мама сшила новое ситцевое платье в красный горошек! А земля уже оттаяла, и мы расчертили классики. Я была счастлива в этот день вдвойне , а как же- человек в космосе, а у меня новое платье! Какими мы были наивными тогда.
Теперь уже давно осознано, что нас родители, учителя и вожатые учили быть трудолюбивыми, честными и любящими людьми. Жили бедновато, но все выросли достойными и образованными людьми! А детство? Детство –– безмятежное и спокойное, а в большинстве семей - любовь и понимание!
Уходя после школы во взрослую жизнь, мы были уверены в своём будущем. По – разному, конечно, складывались судьбы моих друзей и одноклассников, но и лбы, на которых мы сами набивали шишки,были тоже у всех разные. Мы не боялись трудностей! Чему научился, там и пригодился! Теперь я понимаю, что наша семья была самым безопасным местом на свете.
Недавно я ехала домой и в маршрутном такси и, сидя напротив мамы с мальчиком лет семи, случайно подслушала разговор молодой женщины и с сыном: - Давай, Дима, убирай немедленно свой телефон. Сейчас приедем домой, пообедаем и сразу поедем в музыкалку. Опаздывать нельзя
- Мама, а мы договорились с Пашкой сегодня мяч погонять!
- Никакого мяча. Ты видишь, какая погода? В четыре часа в бассейн. Убери, наконец, смартфон! Кому говорю? Смотри опять глаза красные, как у зайца! – возмутилась женщина и отвернулась от сына.
Я, наверное, сильно пристально наблюдала за ними. Мальчик, ища защиты от такого деспотизма, посмотрел на меня глазами, полными слёз. Я не сдержалась и подмигнула ему, как бы подбадривая. За окном моросил мелкий, но частый осенний дождь. А я вдруг подумала, что этому бледному мальчику, наверняка, никогда не разрешат пробежаться босиком по лужам после теплого летнего дождя. Босиком? Ужас! Не позволительно запачкать шорты и футболочку! Накажут, отобрав дорогой телефон, если он порвёт одежду или разобьёт коленку, когда они будут бегать за мячом с другом Пашкой! Как тяжело бедолаге «работать» на родителей, посещая по три обучающих занятия в день! Из одного ребёнка просто «лепят» сразу трёх! Бедный мальчик. Мне его жаль.
Он ещё пока не знает, кем хочет стать потом, когда вырастит. Может такая нагрузка на сына – это нереализованные детские мечты его родителей? Но ведь не зря говорят, что всё хорошо в меру! Нет у него золотого и радостного детства, когда он и ест, и пьет, и спит в покое! Такая нагрузка вряд ли ему ещё по силёнкам.
P. S. Случайно прочитала изречение Элины Фарджок: « События детства не проходят, но повторяются как времена года». Я сразу вспомнила болезненно - бледное лицо худенького мальчика Димы из маршрутки. У него были грустные, обиженные и уставшие глаза. Такая тоска в глазах бывают у взрослого человека после тяжёлой работы или у старых, больных и одиноких людей. Неужели он, только начинающий свою сознательную жизнь, ничему уже не радуется вообще! Может он любит бокс, футбол, а не бассейн? Хочет стать компьютерщиком, а не музыкантом? Конечно, его любят в семье, но пока друг друга не понимают…
При очередной встрече с подругами, я просила у своих постаревших «девочек», давно ставшими бабушками и прабабушками : « Считают ли вы наше детство счастливым ?» Подумав, они наперебой сказали - да! Долго вспоминали с радостью и любовью школу, друзей, родителей. Разглядывая черно – белые и, слегка пожелтевшие, фотографии в альбомах, удивлялись и ностальгировали. Какие мы были счастливые и улыбчивые! Одно слово – дети!
И мы, бабушки, смеясь, хором продекламировали на видео камеру: «За детство счастливое наше, спасибо, родная страна!»
Детство – это маленькая страна в другой, взрослой стране. Полный анклав!
Свидетельство о публикации №225112701700