Педуны

    Вы знакомы с ними? Вот у меня оказалось среди них много друзей и знакомых. Думаю и у вас есть такие.
Педунами современные школяры и студенты называют педагогов.
Мои знакомые и друзья, педуны, относятся к этому с юмором. А что ещё они могут сделать, сейчас только юмор может помочь при таком отношении к образованию.
Хотя во время работы штурманом-инструктором и штурманом отряда приходилось проводить тех-учёбу и другие виды подготовки лётного персонала, но никаким таким педагогом-педуном я себя не считал.
    Ну что тут такого педагогического, разъяснить порядок использования нового оборудования и принять зачёты, то есть оценить знания и умение использовать это самое оборудование. Оценка три балла, зачёт не сдан, иди готовься, приходи через пару дней, к полётам не допущен. Вот и вся стимуляция для повышения квалификации.
Правда для всего этого надо самому всё это оборудование досконально изучить и уметь правильно ответить на вопросы самых любознательных. Хоть этих ехидных любознательных немного, но выглядеть смешно в глазах обучаемых очень не хочется. Сам был когда-то такой ехидный и любопытный.
Но, как говорится, неисповедимы пути Господни. Уже на пенсии склонили меня к вступлению в ряды педунов.
    Позвонил товарищ, бывший коллега по лётной работе, он уже несколько лет преподавал в учебно-тренировочном центре.
Выручай! Завал! Некому преподавать, а поток на повышение квалификации очень большой.
А вы же знаете, друзьям очень тяжело отказать. Пришлось согласиться. И пришлось три года заниматься этим неблагодарным делом, нести знания в авиационные массы. Вот так я незаметно для себя попал в ряды педагогов-педунов.
Не могу сказать, что из меня получился какой-то Макаренко или я придумал какие-то педагогические приёмы. Но приятно, когда обучаемые благодарят и при этом говорят, что за последние годы впервые встретили лектора, который не просто отбарабанил положенный текст, а устроил диалог со студентами и совместил сухую теорию с некрасивой правдой авиационных происшествий.
Я так скажу - повышение квалификации пилотов Ан-2 и вертолётов дело совсем неинтересное. В группе из десяти человек, восемь – пенсионеры. Парочка молодых пилотов не в счёт, ведь они два года как закончили училище и вроде как должны еще помнить все азы, а пенсионеров учить, только портить. Тем более что эти пенсионеры летают на Ан-2 из любви к искусству. Они до этого летали на Ту134, Ту-154 или на истребителях. Такие вот любители авиации и активной жизни на пенсии. Они сами могут меня много чему научить, ведь некоторые из них были инструкторами.
Так что, быстренько вспомнив подзабытые навигационные формулы мы делимся своим опытом полётов.
Поскольку все пенсионеры являются командирами воздушных судов, то они делятся опытом полётов с молодыми вторыми пилотами, гаджето-зависимыми великовозрастными детьми. Очень рассмешил рассказ как при выключении GPS (спутникового навигатора) второй пилот впадал в состояние ступора и не мог вести визуальную ориентировку и опознать пролетаемую местность. А ведь его этому учили!!!
Так что современное оборудование — это великолепно, но ведь ещё и головой пользоваться необходимо. А дети ЕГЭ этому не обучены, поэтому им тяжело включить голову в нужный момент.
Правда, когда начались занятия с пилотами суперджета, то уже я впал в когнитивный диссонанс, как сейчас модно говорить.  А по-простому – очумел, офигел и одурел от отношения этих самых молодых пилотов к своей собственной безопасности и отношения к своей подготовке и знаниям.
С этими пилотами пришлось изучать GPS (спутниковую систему навигации), TCAS (систему предупреждения самолётов от столкновения), EGPS ( систему предупреждения столкновений с земной поверхностью).
А поразило меня то, что они уже изучали эти системы, но не все понимали принципы работы и как их правильно использовать.
Ну, это не важно, ведь для этого они и пришли повышать квалификацию, расскажем и исправим заблуждения. Для того чтобы понимать глубину знаний студиозов решил проверить базовый уровень знания федеральных авиационных правил (ФАП).
И тут меня ждала засада, убило не плохое знание правил, а отношение ко всему что влияет на безопасность полётов.
Поскольку мы изучаем систему предупреждения столкновений самолетов в воздухе, спросил – какие разрешённые интервалы между воздушными судами в полёте.
Бывает – забыл, так скажи, вспомним. Правда такое надо помнить, ведь можно столкнуться и убиться! Ответ сразил – диспетчер знает, он подскажет! А если не увидит, не подскажет, не поможет? Извините, вы женаты, дети есть?
Да, двое.
Бедные дети! Вам их не жалко сиротками оставить?
В классе повисло нехорошее молчание.
И что я должен делать? Ведь я не должен принимать экзамены по правилам полётов. Моё дело объяснить, как работает система, как ей пользоваться и принять зачёт. А тут надо лечить от глупости. Самое ужасное, что уже были пара случаев, когда вот такие герои устроили авиакатастрофу.
Вот интересно, как они сдают экзамены на подтверждение своей квалификации? Что их инспекторы и специалисты спрашивают?
Открою тайну. Есть обязательный перечень вопросов, на которые пилот обязан отвечать не задумываясь.
После такого расстройства я прекратил педагогическую деятельность. Если система подготовки и контроля готовности членов лётных экипажей допускает такое, то я за это отвечать не хочу. А учить всему не в состоянии.


Рецензии