Вера и насилие. Битвы за Иисуса. 1. Образ кротости
"А Я говорю вам: любите врагов ваших..." ( Мф 5:44-48 )
16 веков назад в т.наз. "Арианских спорах" решалась судьба Православия. Эти догматические споры и победа , одержанная Афанасием, представляли важнейшую веху в истории Христианства.
Арий был высокообразованный богослов, имевший репутацию аскета и пользовавшийся таким большим уважением своей прихожан, что они начали называть себя арианами. Арий отрицал Троичность Бога. Он считал себя «строгим монотеистом» и называл «Богом» только и исключительно Бога-Отца . Основным пунктом своей догматики Арий сделал положение о том, что Сын «произошёл из ничего», что Он к Божественной природе Отца вообще никакого отношения не имеет. Что Христос — «Сын Бога» ровно настолько, насколько любой христианин есть сын Бога.
Профессор А.А. Спасский («История догматического движения в эпоху вселенских соборов») пишет:
"Арианство — это эдакий «рационалистический» взгляд на Христа, который, по мнению Ария и его последователей, не был Божеством изначально, а был лишь великим Учителем, обожествлённым за свою праведную жизнь.
Арий приобретал всё больше сторонников и yбедил в своей правоте не менее трети александрийских священнослужителей , пока на каком-то церковном собрании епископ Александр произнёс фразу: "Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице... В сущности, едва ли ариане и на самом деле стремились когда-либо сделать свое учение общеобязательным в Церкви. Это были богословы-либералы, в догматических вопросах видевшие не предмет веры, а область научного исследования. Все, чего они хотели добиться, состояло в том, чтобы обеспечить свободу этого исследования от всяких внешних предписаний и предоставить его собственным усилиям и усмотрению каждого христианина».
Споры, поднятые Арием, постепенно охватывают весь Восток. Кое-где раздоры между сторонниками и противниками арианства выливаются в беспорядки. Наконец, в «дискуссию» вмешивается государственная власть......
Первый Вселенский Никейский собор 325 г.
...Собору необходимо составить список положений, которые должен принимать человек, желающий называться христианином. Нужен был Символ Веры, с которым согласится большинство присутствующих на Соборе владык.
Основой Никейского Символа Веры явилось сочинение Евсевия Кесарийского ,правда, с некоторыми изменениями. Самым важным изменением стало добавление в пункт об Иисусе Христе слова «единосущный» (то есть, сущность Сына такая же, как и сущность Отца). С таким дополнением Символ превратился в чёткое и прямое опровержение Ария.
Идея дополнения принадлежала самому императору Константину.
В книге «Жития Святых святителя Димитрия Ростовского» приводится следующий рассказ:
« Благоверный царь Константин, желая утвердить Христову веру, повелел созвать в городе Никее Вселенский собор. Святые отцы собора изложили правое учение, предали проклятию Арианскую ересь и вместе с нею самого Ария и, исповедуя Сына Божьего равночестным и соприсносущным Богу Отцу, восстановили мир в святой Божественной Апостольской Церкви. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту.
Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию”.
Царь назначил Арию ссылку и, как всем епископам, так и народу письменно повелел считать его и единомыслящих с ним за людей нечестивых и, если найдется какое-либо написанное ими сочинение, предавать его огню, так чтобы о нем и введенном от него учении, даже и помину не было. А кто будет замечен в утайке, кто тот час же не объявит и не сожжет, тот в наказание подвергнется смерти и уголовной казни. Разослал он по городам и другое послание против Ария и его единомышленников. А Церкви никомидийской написал, чтобы она держалась веры, переданной Собором, чтобы в епископы избирала православных и им повиновалась, упомянутых же предала забвению; и кто будет хвалить их или согласно с ними МЫСЛИТЬ, тому угрожал наказанием.
Может ли христианин в ответ на "богохульство" ударить человека? Оказывается, не только может, но даже должен. Главным аргументом в пользу такого силового решения вопроса обычно приводятся слова Иоанна Златоуста:
«я хочу просить всех вас об одной услуге… — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом» (Беседа о статуях, I Творения… СПб., 1899. Т. II, кн. 1, с. 25. ).
Это правило наиболее почитаемого Православием Учителя было на века усвоено его учениками.
«Заушение святителем Николаем еретика Ария» расценивается Православной церковью как настоящий подвиг святителя по защите Православной веры.
Из Похвального слова преп. Андрея Критского в честь свят. Николая : «ты, Отец отцев, светильник вселенной, твердыня Церкви, ограждение верных, скорый заступник обидимых,Кого не порадует твоё великодушие? Кто не удивится твоему тихому и кроткому нраву? твоему миролюбивому и смиренному духу"".
Николай Угодник, «образ кротости», ещё до пощёчины, оцениваемой церковью как «подвиг во имя веры», прославился первым в истории христианской церкви разрушением языческого храма-знаменитого на всю империю святилища Артемиды в Эфесе, приняв через века факел из рук Герострата.
Пример Николая -" святого защитника Христианства от ересей" , задал тон многим последующим событиям церковной истории, когда именем Божьим, также защищая Христианство от ересей, было принято вырывать языки, пытать еретиков и отступников, жечь, убивать...
Да и сегодня "подвиг" Св. Угодника воодушевляет : ну, уж если святой бил еретика по морде, то простому защитнику православия и подавно дозволяется .
Может быть, подвиг Святого через полторы тысячи лет вдохновил автора этих строк
"Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро…." ??
Одноко не все разделяли позицию автора. Несколькими годами позже появился "ответ" :
«Добро должно быть с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!
Ты слышишь — вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!»
...........
См. продолжение:"Моральная сторона Вселенских соборов"
Свидетельство о публикации №225112700209