Дягилевский Фокин отец современного балета

      Представь, что ты в Париже. 1909 год. Твой френд-аристократ в сторис выкладывает сквинт на «Шанель №5». А в театре творится нечто, что перевернет мир искусства с ног на голову. 

Привет, ребята! Давайте отмотаем немножко времени и перенесемся в эпоху, когда главным инфлюенсером и культурным кардером был не тиктокер, а   Сергей Дягилев  . И его контент —   «Русские сезоны»   в Париже — был настолько виральным, что изменил все, что мы знаем о балете, моде и искусстве.

  Кто этот человек?   Дягилев — не танцор и не хореограф. Он —   продюсер от бога  , куратор и гуру пиара. Он почуял, что Европа устала от сладких розовых пачек, и привез им на разрыв башки наше, русское, — дикое, страстное, яркое.

И главным архитектором этого «русского хайпа» стал хореограф   Михаил Фокин  .

  Фокин — тот самый гейм-дизайнер 

Представь: до Фокина балет — это красивые, но часто бессмысленные позы в духе «лебедя, который думает о капусте». Фокин сказал:   «СТОП! Скучно!»   и устроил революцию.

      Драма > Техника:   Каждое движение должно нести смысл. Танцовщик — это актер.
      Тотальное искусство:   Танец, музыка (у него работали Стравинский и Равель!), декорации (Бакст, Бенуа!) и костюмы — единое целое. Это был первый в мире иммерсивный опыт, лонче before it was cool.
      Свобода тела:   Прощай, корсеты и пачки. Здравствуй, плавность линий, восточная эстетика и свисающие ткани.

  Звездный состав: первый в истории бомонд балетных инфлюенсеров 

Дягилев собрал самую горячую труппу, словно подбирал каст для суперкассового блокбастера:

      Анна Павлова —   икона хрупкости. Ее «Умирающий лебедь» (хореография Фокина, кстати) — это тот самый грустный эстетик-момент, который вечно сохраняют в избранное.
      Тамара Карсавина —   воплощение ума и грации. Звезда с идеальным контентом и безупречной репутацией.
      Ида Рубинштейн —   арт-перформанс в плоти. Ее козырь — шокирующая пластика и готовность на все ради роли (вплоть до полуобнаженных выходов).
      Вацлав Нижинский —   ГЕНИЙ. Эндис, Гарри Стайлс и Майкл Джексон в одном флаконе. Его прыжок считали нечеловеческим, а его харизма сводила с ума и женщин, и мужчин. Он был главной суперзвездой Дягилева. И да, между ними были   романтические отношения  . Дягилев открыл Нижинского миру и долгое время был его ментором, продюсером и возлюбленным.

  Драма как двигатель прогресса 

Но в каждой идеальной коллаборации есть своя трещина.

      Фокин vs Дягилев:   Фокин — гений-создатель, Дягилев — гений-продюсер. Сергей Павлович всегда был в поиске «чего-то нового». И когда он нашел это «новое» в лице Нижинского-хореографа (тот поставил шокирующий «Весну Священную»), их тандем с Фокиным дал трещину. Классика: основатель уходит, когда его детище становится слишком успешным и ищет свежей крови.
      Фокин vs Нижинский:   Фокин учил Нижинского, а потом ученик превзошел учителя в авангарде. Естественная, но болезненная смена эстетических эпох.

  Так в чем же его, Фокина, значение? Проще спросить, чего он НЕ сделал. 

Он —   крестный отец современного балета 20 века  . Без его идей не было бы ни Баланчина, ни Бежара, ни Пети. Он превратил балет из развлечения для аристократов в полноправное, мощное и актуальное искусство, которое говорит с миром на языке страсти, цвета и движения.

  Короче, если ты сегодня смотришь на смелые перформансы, иммерсивные шоу или видишь, как танцовщик проживает историю на сцене — помни, что один из тех, кто запустил эту фишку, был Михаил Фокин. А Дягилев и его команда звезд просто устроили самый крутой арт-дроп в истории. 

   РусскиеСезоны  Дягилев  Фокин  Нижинский  ИсторияБалета  Арт  КультурнаяРеволюция  Париж1909  БалетНеСкучный 


Рецензии