Уроки английского. Часть-14
В школе было две математички, пожилая и молодая, и когда после очередного урока Вика вошла в учительскую, они дружно высказали ей свои упрёки.
Пожилая: Вика, чего ты выдумала с математическим словарём? Они по программе совсем работать перестали.
Молодая: И мои тоже где-то в облаках витают, а домашку вообще не делают.
Вика: Ой, извините, я похоже не подумав ляпнула.
Пожилая: Лучше бы ты тот урок своим английским заняла. У меня строго выверенная и хорошо продуманная программа. Ну не могут они все одинаково понимать математику – это врождённое. А если не врождённое, а воспитанное, то это тоже ничего не меняет. Поздно уже их переделывать.
Молодая: Я теперь даже и не знаю, как их вернуть на грешную землю. Вы всё время говорите о практике, а сами увели их куда-то в небеса.
Вика: Неужели правда так получилось… Что же теперь делать?
Пожилая: Я даже и не знаю, как их теперь вернуть в реальность.
Вика: Та-ак. Если стихии невозможно противостоять – её надо возглавить. Может начать им помогать? С вашей помощью они, хотя бы, сделают это быстрее… Да и можно попробовать совместить программу и словарь.
Пожилая: Ты думаешь это легко, это же, фактически, надо заново всё перелопачивать. Да и есть у нас словари, и вполне понятные.
Вика: Да что они есть, это я знаю. Сама когда-то училось по Выгодскому. Но в тот момент я думала чем их увлечь. А получается, что всё испортила.
Пожилая: Ладно, не парься. Мы всё сами исправим, только ты больше не вмешивайся. Они, в большинстве, уже поняли, что ты перегнула палку, и твой авторитет может сильно пострадать.
Вика: Да бог с ним, с авторитетом, ругайте меня как хотите, лишь бы учёба шла нормально.
Молодая: Между прочим, в нашей библиотеке не осталось ни одного справочника по математике, и даже простых учебников нет. Надо это как-то исправлять. На уроки многие приходят без учебников, а у остальных они разные, и приходится прыгать по темам.
Пожилая: Так-то, это хорошо, с одной стороны – можно сравнивать; а с другой – на это никакого времени не хватит.
Вика: Значит, большинство придётся оставить на естественный отбор. Родители нам в этом точно не помощники. А с учебниками у нас действительно ситуация ненормальная. Учебник у ученика должен быть не на год, а на всю жизнь, чтобы в нём можно было делать необходимые отметки и дополнения из справочников. У меня двухтомник Мюллера весь испещрён пометками.
Пожилая: Так и у меня Семендяев весь изрисован.
И всё же, несмотря на некоторые ошибки, Викины новшества применяли многие педагоги. Учительница русского помогла старшакам сделать пьеску по мотивам «Евгения Онегина». Преподаватель физики завалил кабинеты электродвигателями, радиодеталями, старыми компьютерами и телефонами. Трудовик-военрук завёз тополёвые чурки и парни выдалбливали из них фигуры и морды разных зверей. А иногда он всех водил в лес, где они учились маскироваться и стреляли из настоящего ружья. А физрук начал на уроках учить основам самообороны.
И всё-таки две-три сотрудницы, относились к Вике с антипатией, и принципиально не принимали её методы. Но она на это не обращала внимания.
Похоже, что за авторитет Вика действительно не переживала, и тем ни менее он был вполне достаточным. Больше всего, наверное, из-за её спокойствия. Казалось, что её невозможно вывести из равновесия. Она никогда не требовала послушания, не кричала, ни разу никого не оскорбила, хотя казалось бы, некоторые этого заслуживали. Большой психологический опыт и безупречная логика на корню разрушали все конфликты, переводя их или в шутку, или в спокойное рабочее состояние.
По первости, большинство учеников и родителей, думали, что это поведение наиграное, востребованое необходимостью скорее выслужиться и вернуться в область. Позже многие решили, что она метит в директорское кресло, но когда директриса чуть ли не на месяц попала в больницу, Вика руками и ногами отмахалась от предложения занять это кресло, даже не попытавшись примерить его на себя.
И постепенно всем стало ясно, что у неё просто такой характер, явно доставшийся от матери – простой, доброй и работящей русской бабы.
Сегодня день был трудный. Общее собрание в честь выпускника, погибшего в Специальной военной операции, плавно перетекло в «семейное воспитание» обобщённой группы старшаков.
Вика ничего не смогла сказать на собрании, молчала и сейчас. Молчали и ученики. Все слова вдруг стали пустыми и ненастоящими. Жизнь открылась обратной стороной медали, о которой и раньше все старались не думать, и не говорить. Тишина нарушалась только шорохом проводов от усилителя, которые торопливо сматывал военрук.
Один из старшаков нарушил молчание, спросил:
- Как Вы думаете, Виктория Николаевна, долго ещё будет война?
Она задумалась, не знала что ответить. Обернулась к военруку.
- Валерий Евгеньевич, а вы не знаете ответ на этот вопрос?
Он вздрогнул, хотел отмахнуться, но услышал застывшую тищину, медленно обернулся. Устало опустился на стул.
- Можно я закурю?
Вика кивнула.
- Курите.
Военрук был военным пенсионером, почти всю службу просидел в штабе, никаких заслуг не имел, но приобрёл привычку – никогда не высказывать собственное мнение, если не знаешь мнение главного. А сейчас главными были глаза подростков, и надо было просто угадать о чём они думают. Войны он боялся, потому что сейчас там воевал его внук, этот страх постоянно скрывал за никчемной болтовнёй, и многие считали его человеком несерьёзным. Сейчас требовалось что-то другое, но что – он не знал.
Вдруг он вспомнил, как месяца два назад они бухали с бывшим сослуживцем, и тот, примерно на такой же вопрос, поднял палец вверх, сказал:
- Там есть мнение, что эта война никогда не кончится. Европа давно уже превратилась в Империю, чувствует свою силу, и уже не отдаст Украину, которая в будущем распадётся на три области – Киевскую, Львовскую и Одесскую. Но нам от этого легче не будет. Западные моря нам перекрыли, и нам о них придётся забыть. Но у нас есть два огромных океана – Северный и Тихий, и нам надо срочно осваивать их. Америка будет против, конечно, но нам надо как-то выживать. К холоду мы привычны – наши прадеды в лаптях всю Сибирь прошли. МиниАЭС Путин наштампует сколько будет надо, железные дороги помогут проложить наши «восточные братья», они же на первое время обеспечат фруктами и рисом (ничего – привыкнем). Так что не бойся – выживем. Нам не привыкать.
Валерий Евгеньевич сомневался, конечно, что сослуживец мог знать мнение «там», но теория была достаточно оптимистичной.
Он ещё раз оглядел ребят.
- Жизнь, штука такая, что без войн обойтись не может. И они будут всегда – не одна, так другая… И ни от какого руководства это не зависит, и зависеть не будет… И от нас это тоже не зависит. Надо верить в свою Судьбу и в своего Ангела, и они будут стараться вас обезопасить. Ну а если уж не смогут и они – то ничего не поделаешь. Смерть за своё Отечество всегда была высшей доблестью всех нормальных людей… В этой земле лежат миллионы соотечественников – а чем мы лучше их… У нас огромная страна – Империя. Но Европа тоже давно уже Империя, и достаточно сильная – и не оставит нас в покое. Ещё большая Империя – США, контролирующая чуть не весь Тихий океан. Нас уже не выпустят из морей Чёрного и Балтийского, и потому наша Судьба – осваивать Северный океан и Тихий. И скорее всего, мы в этом направлении и будем развиваться. Ресурсов у нас хватит, и мы выживем.
Однажды Вику вызвала директриса, и сказала, что ОблОНО сокращает уроки «семейного воспитания».
- Считается, что эти вопросы должны решаться «постфактум» и индивидуально, и для этого достаточно штатного психолога. Я надеюсь Вы с ними уже обо всём переговорили, что требовалось?
- Обо всём с ними поговорить некому. Всем некогда. Придётся отнимать время от инглиша, он то им, в программном объёме, точно ни к чему.
- Это не нам решать. Ответственность за «инглиш» лежит на Вас… А Вы правда считаете, что «семейка» так важна? Мы как-то сами во всём разобрались и выжили.
- Это «ошибка выжившего» – тот, кто не выжил слова не имеет.
- Так это обычный естественный отбор.
- Искусственный. У всех окружающих народов семейные традиции хранятся 300 – 1000 лет, и только у русских их нет совершенно, точечно сохранились только за границей.
- И от чего же это зависит?
- От разрушения традиций – пьянством, отторжением от земли, отторжением ответственности за детей и родителей, отторжением самостоятельного мышления.
- Во как, даже самостоятельно мыслить им не дают. Всё это абстракция. Я Ваших рассуждений не слышала. Свободны.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Свидетельство о публикации №225112700448
Ну а теперь о главном. Вика изображена по сути борцом. Она борется за своих учеников, желая отвратить их от того будущего, которое ясно просматривается в жизни родителей ребят. Пьянка, сквернословие, секс без любви и отсутствие стремления выбраться из этого дна наверх. Но эта борьба странным образом прекращается, когда заходит разговор о войне. Точнее, Вика вообще от участия в этом разговоре устраняется. Перекладывая, так сказать, ответственность на военрука ,который толкнул речь не как человек, а как пропагандист. И Вика опять промолчала. Хотя этот разговор автором обозначен как «перетекание в семейное воспитание» обобщённой группы старшаков. Где же здесь «воспитание»? Вернее, где именно принципы того воспитания, которое всеми силами как будто отстаивает Вика?! Вполне допускаю, что автор является сторонником конфликта и Бог ему, как говорится судья, но разве можно разговаривать, по сути ,с завтрашними солдатами вот таким картонным языком, как это делает военрук? Да и куда и главное на что он ориентирует старшеклассников – на смерть и только на смерть. Я, по крайней мере, увидел именно такое обозначение ориентира. Но в таком случае , какая разница пьют ребята или не пьют, ругаются матом или разговаривают чинно и благородно. Цель обозначена – иди и умри. Тем более смерть – такое благостное слово.
Владимир Садовник 1 28.11.2025 21:38 Заявить о нарушении
Вы, вот говорите, что все они обречены на смерть. Но это не так. Путин потому и ведёт войну максимально осторожно, потому что умеет ценить жизни и украинцев, и своих солдат. Если бы на его месте был Сталин, или американцы с англичанами, то война бы закончилась двумя-тремя ковровыми бомбардировками, или катастрофическими диверсиями. Это политика эволюционного, а не революционного (идеологического) развития, а в эволюции умирают далеко не все. Тем более все понимают, что смерть - это слабая подготовка индивида к ситуации, помноженная на случайность. А от случайности не застрахован никто, даже на гражданке. Более того, это хорошо понимает (интуитивно) и молодёжь, постоянно подвергая себя опасностям и в обычной жизни.
Михаил Быстров -Павлов 29.11.2025 09:32 Заявить о нарушении
Теперь о жизни и смерти. Не хочу быть банальным , но всё-таки скажу, что человеческая жизнь – самая большая ценность на Земле и никто не может человека лишать жизни. Нет ни у кого такого права. И школьный учитель, на мой взгляд , эту мысль должен попытаться довести до своих подопечных. Да, не каждый поймёт и не каждый согласится , но при всей моей нелюбви к слову «должен» педагог именно должен это делать. А если не считать каждую человеческую жизнь ценностью, довольствуясь соображением, что «в эволюции умирают далеко не все» ,то воспитательные потуги по искоренению у ребят дурных привычек мне, например, представляются, извините, мелочью.
Люди в войне – это расходный материал и даже Ваш военрук это понимает. Он боится за внука, а те ,кто задаёт ему вопросы об окончании войны, боятся за себя. Вы не любите цитаты, но всё-таки приведу цитату из пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца». «Что же вы мне толкуете: «общее», «личное». Вы думаете, когда человеку говорят: «Война. Война объявлена», вы думаете, о чем спрашивает человек, вы думаете, человек спрашивает — с кем война, почему война, за какие идеалы война? Нет, человек спрашивает: «Какой год призывают?» И он прав, этот человек».
Викины ученики хотят жить и они хотят услышать от авторитетного для них человека ответ на важнейший вопрос. Повторю – важнейший. А она – молчит. И на собрании молчала. Вы говорите, что она не знает, что сказать, однако сами же изложили оригинальную версию происходящего, назвав это «гражданской войной». А если вспомнить ранние рассуждения о врагах, месте России в мире и прочее, то получается ,что у Вас всё разложено по полочкам. А если Вика, по Вашим словам, думает также, то, значит, у неё есть ответ на вопрос старшеклассников. Почему же она молчит, Михаил?!
Владимир Садовник 1 29.11.2025 19:29 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 30.11.2025 06:44 Заявить о нарушении
Так вот я усмотрел в Вашей (или Викиной) позиции противоречия ,обратил их в вопросы и задал их Вам. Да, среди моих вопросов есть и такие, которые не связаны с противоречиями, но они вытекают логически из Вашего повествования. Ну и получается, требуют ответа. Вы говорите, что для ответов на мои вопросы нужен целый роман. Я думаю ,что это явное преувеличение . Тем более, что степень важности этих вопросов разная. Вот, например, вопрос о будущем.
Да ,мы не знаем, каким оно будет, но зато мы вполне можем говорить о том ,каким должен быть завтрашний человек. Ваша Вика ,например, когда отвечает на вопросы школьников ,по крайней мере ,чётко обрисовывает качества ,которые должны быть у её подопечных. Т.е. ,в её сознании (или подсознании – я уже запутался в Вашем понимании этих категорий) есть некий идеальный образ её ученика- не пьёт, не сквернословит ,занимается сексом по любви и самое главное – имеет чувство ответственности не только за себя ,но и за общество. Насколько я понял, солидную роль в воспитании перечисленных качеств играет ,по Вашему (Викиному) мнению, школьный педагог. Но вот в этот идиллический процесс вмешалась суровая правда жизни – ребята спрашивают о войне. Да, они как будто интересуются , когда она закончится, но, по сути, их интересует, а лучше сказать волнует, главное – насколько война затронет лично их и что им нужно делать в этой ситуации. Для националиста ,насколько я понимаю ,никакой здесь проблемы нет – врагов у нас много, воевать, следовательно, будем долго, так что ребята готовьтесь . И не думайте уклоняться от священного долга. Самый смелый из старшеклассников спросит, распространяется ли священный долг на детей больших начальников и толстосумов, но ему быстро заткнут рот. Вполне возможно, что спросят и о том ,почему эту войну называют гражданской войной, но вряд ли на это будет внятный ответ. Или всё-таки будет обсуждение как таковое и ребята, которые уже почти научились контролировать себя и пытаются отвечать за общество ,услышат честные и правильные ответы? И даже придирчивому режиссёру эти ответы понравятся.
Владимир Садовник 1 30.11.2025 19:38 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 01.12.2025 09:06 Заявить о нарушении
Владимир Садовник 1 01.12.2025 18:04 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 02.12.2025 11:01 Заявить о нарушении
Владимир Садовник 1 02.12.2025 13:05 Заявить о нарушении
1. Вопрос - на чьей стороне воевать ребятам? - вообще не ставился, да и не мог возникнуть в той ситуации.
2. В моём высказывании "общение Вики не на уровне абстрактной духовности, а в реалистично-психологическом контексте" вы увидели "абстракцию оторванную от жизни". Я же там уточнил, что не в любой духовности, а в абстрактной. А называть абстракцией реалистичность и психологию - странно. Большинство рассуждений Вики строятся именно на логической психологии, и именно это покорило ребят с самого первого урока. А один из главных психологических факторов - уважение к человеку, и ученику в частности, является постоянным психологическим атрибутом её практики.
3. Ваш вопрос: что конкретно она делает борясь с пьянством? Странно, что вы не заметили, как она постоянно логически старается разрушить стереотипы того, что "пить - это круто" и подтверждает это примерами и народными поговорками. Она не борется с пьянством среди взрослых непосредственно, но надеется, что посеянное зерно трезвости среди школьников, опосредованно коснётся и взрослых.
4. Вы сетуете, что некуда приткнуть основы ТБ. И Вам это представляется, видимо, как часть узкого производственного процесса. На самом деле "техника безопасности" сопровождает нас на каждом шагу, но мы не всегда это замечаем, потому что её действие контролируется нашим подсознанием, а всё школьное ОБЖ - это, по сути, и есть "основы ТБ", но Вика это понятие постоянно расширяет, до пьянства, опасных развлечений (разговор о зацеперах), до необходимости контролировать своё здоровье на уроках физкультуры и пр.
Читателю надо понять, что моя повесть, это не дневниковый, строго последовательный и ежедневный рассказ, а выборка самых важных фактов. Поэтому многое остаётся за рамками сюжета, и расписывать подробнее просто нет необходимости.
Михаил Быстров -Павлов 03.12.2025 12:50 Заявить о нарушении
Да, это моральный этический вопрос и не учитывать его ,особенно в школьных реалиях, мягко говоря, странно. Более того, если не учитывать моральный фактор, то и гибели общества в целом не стоит опасаться.
Кстати, о либералах. Вы говорите, что либералы позвали НАС не за идеалами, а за колбасой и джинсами. Странная со всех сторон формулировка. Непонятно кого «нас», о каких именно «либералах» идёт речь, да и были ли те ,на кого Вы намекаете, либералами? И почему за колбасой, а не, например, за свободой? И причём здесь фанатизм? И почему за «либералами» пошли?
По поводу того, на чьей стороне воевать ребятам, я допустил оплошность. Т.е. у Вас действительно не было двух явно различающихся вариантов их поведения. Но по любому Вы решили ,что им всё-таки суждено воевать. А я как раз нашёл альтернативу. Которую Вы даже не стали комментировать.
О борьбе Вики с пьянством. Я заметил, что она ведёт пропаганду и даже подтверждает свои соображения народной мудростью. Но, извините, к практике борьбы это не относится. Да и вообще тогда получается, что практика и пропаганда – это одно и тоже.
Вы упрекаете меня в непонимании того, что Вы пишете не роман-дневник, а делаете выборку «самых важных фактов». В таком случае ещё раз скажу, что для нормального старшеклассника, особенно если ему почти 18 лет ,самым важным фактом становится возможная служба в армии. И вопрос служить-или не служить равен в нынешних условиях быть-или не быть. Но Вы ,как я вижу, так не считаете.
Владимир Садовник 1 03.12.2025 19:22 Заявить о нарушении
Далее Вы говорите, что "для нормального старшеклассника самым важным (быть или не быть) становится вопрос службы в армии. Уверяю Вас, что когда я служил, в СССР были и "Чехословакия" и "Даманский" и "Афган" и никогда я не видел чтобы вопрос службы был для парней "быть-или-не-быть". И наверняка он таким не является ни в США, ни во Франции, ни на Украине. Это вовсе не значит, что к своей жизни парни относятся равнодушно. И да, если будет возможность избегнуть, большинство этим воспользуются, но если такой возможности не будет, примут службу как факт, и если придётся умереть, то постараются сделать это геройски. Они же прекрасно знают, что умереть можно и на гражданке, и это и есть Судьба - не зависящий от тебя фактор.
Михаил Быстров -Павлов 04.12.2025 15:04 Заявить о нарушении
Кстати, мне поворот к разговору о «геройской смерти» показался совсем нехарактерным для Вас. Это ведь не что иное, как те же идеалы, которые Вам «набили оскомину». Да и пассаж о значимости Судьбы тоже меня озадачил. Вы здесь перешли на высокий пафос, а я вспомнил свою полемику с одним человеком, который в своё время воевал в Афгане. Вот кусочек из его монолога. «Вообще, человек на войне очень быстро осознаёт, что в любую секунду может быть убит. А гибель товарищей неизбежно приводит к тому, что постоянное чувство опасности перерастает в стойкое желание спастись любой ценой. А ещё чуть погодя приходит вполне закономерная мысль: здесь, на войне, это можно сделать лишь одним способом - стрелять, стрелять и стрелять. В голове постоянно крутится одна мысль: только бы успеть! Успеть выстрелить первым. Выстреливший вторым, как правило, погибает. А на самом деле, чаще всего просто не успевает выстрелить…Постоянный страх вызывает ненависть к противнику, а ненависть подпитывает неукротимую жажду мести. Именно страх быть убитым порождает неизбежную жестокость, которая, по соображениям творящих её, должна вызвать в противнике ещё большее чувство страха. Жестокость - это извечный спутник любой войны, причём отличаются этим всегда обе стороны. А убийство хотя бы одного человека на войне полностью и необратимо меняет внутренний мир совершившего убийство…».
Да ,это только его восприятие войны, но, тем не менее, такому взгляду я, например, доверяю.
О высших ценностях в школе. Мантры, которые Вы так не любите ,и не должны звучать в упомянутых Вами технологиях. Для этого есть другие предметы.
Владимир Садовник 1 04.12.2025 21:10 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 05.12.2025 06:40 Заявить о нарушении
Ленин ,критикуя царя, одновременно призывал превратить войну империалистическую в войну гражданскую , против своего правительства. Так что не надо его выставлять в качестве пацифиста, а его кричащие лозунги представлять хорошо продуманной жизненной позицией и принципом. К тому же Ленин отвергал и мораль как таковую ,точнее, предлагал буржуазную мораль заменить пролетарской или коммунистической. И в рамках этой морали нравственно было всё то, что идёт на пользу рабочему классу. Под эту формулу можно было подвести всё что угодно, в том числе и массовое убийство ни в чём неповинных людей. Ну а смысл лозунгов большевиков сначала был в том, чтобы с их помощью перетянуть большинство народа на свою сторону, а потом убедить народ в фактическом осуществлении и прежних, и новых лозунгов. Отсюда вывод – дело не в негодности лозунгов, а в людях, которые могут ими пользоваться для достижения своих корыстных целей.
Кстати, опять вспомним Вашу героиню – Вику. Вот она борется против пьянства. Но ведь подобная борьба велась на уровне государства. И не раз велась. А толку нет. Пьют люди. И что, Вика должна махнуть рукой на будущих алкашей?
Владимир Садовник 1 05.12.2025 12:36 Заявить о нарушении
Борьба государств с пьянством всегда была половинчатой, так как издавна существует мнение, что происходит естественный отбор, и будто бы в наследственности существует особый ген. Но эту теорию поддерживают не генетики, а те, кто на пьянстве наживаются. Люди начинают пить только по одной причине - детской привычке к родительскому (или какому-то другому) примеру. Привычка, в этом случае, раскладывается на вкусы, запахи, особое поведение и общение - вызывающие в будущем положительные эмоции о детской памяти.
Михаил Быстров -Павлов 06.12.2025 05:57 Заявить о нарушении
Теперь о пьянстве. Смысл моего очередного обращения к борьбе Вики с пьянством заключался в том, что отдельные люди, чётко понимая политику государства, тем не менее делают то ,что считают нужным делать. Естественно, я такого рода подвижничество приветствую и уважаю. Вы заявили, что у пьянства только одна причина – дурной пример. Я с этим не согласен. Любое сложное общественное явление для своего возникновения имеет ряд причин. В том числе и пьянство. Впрочем, я уже об этом говорил.
Владимир Садовник 1 06.12.2025 12:54 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 08.12.2025 05:10 Заявить о нарушении
Я. Я не настолько хорошо знаю историю каждой страны мира, чтобы делать такие … выводы. Вообще предпочитаю говорить о своей стране, потому что именно жизнь в ней меня главным образом и интересует. Однако , если она в других странах обесценивается, то это никак не мешает её обесцениванию в нашей стране. Как говорил один киногерой – «не вижу препятствий». Причины обесценивания я уже в ходе разговора так или иначе изложил. Заодно могу сказать, что народ именно сам себя и обесценивает. Из века в век. Под чутким, так сказать, руководством… А попутно я хотел задать Вам пару вопросов личного свойства. На наше мировоззрение, как известно, серьёзно влияет окружающая среда. Частью этой среды является и литература. Мне интересно, какие книги Вы читаете (читали)? Какие авторы оказали на Вас влияние (хотя бы малейшее)? Кого из российских деятелей прошлого Вы считаете достойными уважения и почему?
Владимир Садовник 1 08.12.2025 11:44 Заявить о нарушении
2. Считаю, что влияние окружающей среды важнее, чем наследственность. Читать я начал рано, и первыми книгами были рассказы охотничьи (брат брал в библиотеке) и про революцию. В четвёртом классе прочитал Конармию, Как закалялась сталь, Поднятая целина - и они меня насторожили именно обесцениванием жизни. Продолжал чтение приключений, в том числе космических - Аэлита, Гиперболоид и. Г., и пр. В пятом начал интересоваться Космосом, в книжках попадали интересные задачки и решал их с удовольствием, хотя в школе по математике скатился на двойки, из-за двух пропущеных тем. Сочинения писал на 5/3 снижали из-за запятых, которые при чтении я не замечал (ориентировался на интонацию) а правила по русскому я не знаю до сих пор. Русских классиков я начал читать только после школы, и они меня не вдохновили - длинно, скучно и слишком духовно (не жизненно). Книги меня увлекли, но и они же сделали безвольным мечтателем - особенно Стругацкие. В армии начал почитывать "философию", но постфактум - после того как сталкивался в жизни с чем-то непонятным. Их умные мысли сравнивал с тем, что знаю, и часто критически. Технику учил по Сикорскому, экономику по Драйзеру, психологию в реальной жизни. Всё это не позволило мне учиться в институте (было две попытки) потому что слишком много надо было заучивать "воды". Вот такая моя окружающая среда. В школе я почти не преподавал, но знакомых педагогов было много.
Михаил Быстров -Павлов 08.12.2025 23:42 Заявить о нарушении
Однако сущность единства общества у таких народов значительно изменилась. Они ныне уже не коллективисты, а, скорее, индивидуалисты, которые исполняют обязанности и при этом ценят свои права и свободы. Объединяясь по различным поводам (ситуациям) в те или иные общественные группы, они не дают государству подчинить себе общество. Тем самым сохраняется и баланс сил, и отношение к человеческой жизни как высшей ценности. Но далеко не во всех странах есть упомянутый баланс. Чаще имеет место перекос в отношениях, где государство в той или иной мере подчинило себе общество. И в таких случаях жизнь отдельного человека по-прежнему стоит также мало, как и при первобытном строе. На щит поднимается ценность общества. Хотя более правильно говорить о ценности государства . А государство всеми силами старается втиснуть людей в рамки единого коллектива. И большинство людей этому желанию государства не сопротивляется.
Прочитал, Михаил, Ваш ,так сказать, список литературы. Как я понимаю , он далеко не полный. Т.е. непонятно, что Вы читали последние ,например, 20-30 лет. Чьи идеи (мысли) показались значимыми? Я, кстати, прочитал кусочек другого Вашего произведения, посвящённого Древней Руси. И думаю, что без знакомства с исторической литературой здесь дело не обошлось.
Владимир Садовник 1 09.12.2025 19:41 Заявить о нарушении
Насчёт государственного строительства - в основном я с вами согласен, а подробная разработка будет довольно большой, да она и не нужна. В эволюции есть такие механизмы, как хаос, случайность, саморегуляция закрытой системы, деление на дискреты (кластеры, виды, нации), и их смешивание - и они сами всё отрегулируют.
Михаил Быстров -Павлов 10.12.2025 10:50 Заявить о нарушении
Владимир Садовник 1 10.12.2025 13:50 Заявить о нарушении
Кто сейчас опасается за свою жизнь - я не знаю. Опасаться ещё можно болезней или голода, и да, есть вероятность, что в России вновь возродится "репрессивный аппарат", но кто его больше хочет - Россия или Европа - ещё вопрос.
Михаил Быстров -Павлов 10.12.2025 18:31 Заявить о нарушении
По сути, Вы назвали семь факторов, которые так или иначе воздействовали (или могли воздействовать) на те или иные сферы нашей жизни. Даже если согласиться с верностью Вашего обозначения этих факторов, то это ведь не означает, что автоматически они положительно отразились на жизни русского человека. Например, природные богатства, за малым исключением, долгие годы ,а лучше сказать столетия , лежали без всякого применения в земле ,а со временем стали уходить практически за бесценок западным супостатам или мифическим восточным друзьям. А получаемая при этом прибыль имела свойство оседать в значительной мере совсем не в государственном кармане. Или возьмём природно-климатический фактор. Главным образом он породил неспешное отношение к жизни и работе ,и в ,частности, штурмовщину, когда большую часть года мужик лежал на печи ,а в три летних месяца вкалывал как проклятый. И это вошло в привычку.
Теперь об язычестве. Замечательная религия, но не нужно ей приписывать свойства, которых у неё отродясь не было. Т.е. отсутствие материальной жадности и, тем более, капиталистического перепроизводства. Что касается средневековой демократии, то досталась она не от языческой судебной системы, которой ,насколько мне известно, и не существовало никогда, а именно от перенятия части первобытнообщинных традиций. Что касается «кровавой борьбы за трон», то её на Руси было в избытке. Здесь достаточно вспомнить ,как минимум, пять больших княжеских междоусобиц ,которые с полным основанием можно назвать войнами. А были и малые войны. И дворцовые перевороты ,и винить в этом Софью Палеолог вряд ли правильно. Но в любом случае, ещё раз повторю, что перечисление Вами семи факторов – это не ответ на вопрос «что у нас лучше».
Это самое «лучше» я, например ,в первую очередь отношу к наличию прав и свобод и качеству жизни людей. Танки и ракеты меня в таком случае не интересуют. Вообще ,по моему, Вы слишком большое значение придаёте супостатам разного рода, которые всегда (почему-то) имели возможность влиять на судьбы России. Как будто наша страна какой-то малый ребёнок, которого все постоянно норовят обмануть. А мы всё обманываемся и обманываемся. Заодно пытаемся усилить свою мощь, как внутри так и снаружи. И аппарат для этого усиления давно уже есть. Как же без него?
Владимир Садовник 1 10.12.2025 23:30 Заявить о нарушении
Так же, ваше представление о мужике лежащем на печи, скажем так, наивно. Вы, подозреваю, никогда не жили в деревне, и потому плохо представляете весь объём работ, который приходится делать и зимой. То же и о штурмовщине - когда живёшь на земле, то штурмовщина - обычное дело.
А теперь от язычества переходим к его окончанию, а это примерно четыре тысячи лет назад, и древне-греческие религии, это уже не язычество, а пародия на него. Поэтому дальше мы на него ссылаться не будем.
А дальше Вы упрекаете меня, что я (и не только я) постоянно ищем неких "супостатов" которые нас пытаются обмануть, "и всегда почему-то обманывают". То есть вы ставите под сомнение существование политики, дипломатии, разведок и пр. Но ведь точно так же ведут себя и западные страны - они тоже постоянно видят в нас угрозу, шпионаж, агрессию. Они об этом молчали пока Русь нужна была для противостояния Османской империи, западным славянам и Германии, а как стала не нужна, то агрессивность стала открытой. И это при том, что царь Николай-2, в своё время, выдвигался на премию мира, а спровоцировали его на войну с Германией (как в Первой, так и большевиков во Второй войне) именно Англия, Франция, Италия и Швейцария. И говоря о том, что Россия всё время пытается усилить свою мощь, Вы как-то не замечаете, что мощь западных стран нисколько не менее, а скорее даже более сильна, и уж точно была таковой ранее.
Михаил Быстров -Павлов 12.12.2025 08:20 Заявить о нарушении
Теперь о нескольких моментах, которые Вы затронули. Вы говорите ,что язычество я отделяю от первобытной общины. Могу внятно заявить, что я этого не говорил. Ваше мнение о том, что язычество закончилось четыре тысячи лет назад мне трудно комментировать. Поскольку это уже альтернативная история ,к которой серьёзно я относиться не могу. Ваши соображения о связи астрономии и демократии я вообще не понял.
О русском мужике. Мои «наивные» соображения о русском мужике разделяют и учёные. Да и сам я имею дом на земле и могу уверенно говорить о том, что большая часть работ и забот хозяина приходится на летние месяцы. С добавкой времени от конца весны и начала осени. Штурмовщина кстати – это не обычное дело. А именно выполнение большей части работы в конце месяца квартала или года. Не в каждом виде деятельности она присутствует, но касается многих работ.
Теперь о «супостатах» и их постоянных поисках. Да, это именно так. Это наша национально-государственная забава. Допускаю, что есть страны, которые ведут себя также. Но к большинству стран мира это не относится. И упомянутые поиски я связываю с проблемами внутри страны. Т.е. чем больше в стране проблем ,тем громче стоит крик о врагах , которые дённо и нощно нас окружают. А также когда есть желание соседей подвинуть с их территории. Но ,оказывается ,нас при этом всегда «втягивают», «провоцируют», «нагло обманывают» и далее по списку. А что касается мощи Запада, в частности Европы, то сегодня, когда европейские лидеры мечутся в поисках возможностей противостояния нашей стране, то отчётливо видна их полная неготовность к войне. Хорошо это или плохо ,умно или неумно – не об этом речь. Главное, что к войне они не готовились.
Владимир Садовник 1 12.12.2025 17:54 Заявить о нарушении
Михаил Быстров -Павлов 13.12.2025 04:56 Заявить о нарушении