Онанизм и пожилой возраст Взгляд психиатра и церкв

Уважаемые читатели!

Я затрону тему, о которой в обществе не принято говорить вслух, но на наедине — зачастую предаваться с усердием, достойным лучшего применения. К написанию статьи  побудило прилюдное признание в этой юношеской привычке моего оппонента.
  Он "проживает"  на другой литературной площадке и в наших не продолжительных прениях он неожиданно объявил всем: "когда мне скучно я дрочу...". Я оторопел от его честного признания.
  Ведь из другого человека этого и клещами не вытянуть, а тут вдруг вот так запросто...
  Замечу, он пребывает в зрелом возрасте 50+, и признался в рукоблудии как в средстве от скуки, чем и подвиг меня на исследование темы "онанизм в пожилом возрасте". Что ж, разберёмся, где здесь скука, где недуг, а где — грех смертный.
   
    Психологические причины:

  - Стресс и тревога: Постоянное нервное напряжение — главный «убийца» либидо. Тревожные мысли о работе, финансах, здоровье семьи полностью поглощают внимание.
  - Депрессия: Это заболевание напрямую влияет на способность испытывать удовольствие, включая сексуальное.
  - Низкая самооценка и проблемы с образом тела: Возрастные изменения во внешности, набор веса могут заставить человека чувствовать себя непривлекательным и избегать близости.
  - Психологические травмы: Непроработанные травмы из прошлого, в том числе сексуального характера.

   Взгляд психиатра: "Когда забава становится бедой?"

Лекари душ человеческих - психиатры, на саму забаву смотрят сквозь пальцы.
   Ну, развлекается человек, и пусть! Пока он дрочит в тиши своей спальни или в туалете, не пугая близких и не выбегая на площадь в непотребном виде, — беды нет.
   Это лишь способ унять буйство крови (у молодых) или, как в случае с моим пожилым оппонентом - разогнать тоску-кручину кулаком.

Но вот «красные флажки» — дело иное!
   Когда рука живёт своей жизнью, а голова — своей; когда человек предаётся этому  занятию на людях, теряя стыд и разум, — тут уж не до шуток.
   Это не шалость, а грозный колокол, звонящий о том, что у него чердак поехал.
   Ранняя деменция — дама безжалостная, она срывает с человека все покровы приличий, оставляя лишь нагие инстинкты.
   И тогда безобидная, в сущности, привычка становится симптомом распада личности.

   Взгляд пастыря: "Грех, уводящий от Бога."

   Церковь же, как и положено, смотрит на вопрос строже. Для неё рукоблудие — не просто дурная привычка, а грех, и грех немалый. Так каке сила, данная для продолжения рода и супружеской любви, растрачивается впустую, на эгоистичное самоуслаждение. Душа, созданная для молитвы, оскверняется нечистыми помыслами, а тело, храм Духа Святаго, — непотребным действием.

   Пастыри, от древних святителей до нынешних проповедников, в один голос твердят: борись! Молитвой, постом, трудом праведным изгоняй беса блуда.
   Ибо страсть эта, если дать ей волю, порабощает человека, делает его своим жалким рабом, вечно терзаемым стыдом, унынием и уродует без того непростой характер.

   Влияние анонизма на жизнь
Последствия выходят далеко за рамки спальни:

  - В отношениях: Возникает напряжение, недопонимание, чувство отверженности у партнера с сохраненным либидо. Это может привести к хроническим ссорам, эмоциональному отдалению и, в крайних случаях, к распаду пары.
  - Личное состояние: Человек может испытывать чувство вины, неполноценности, страх «быть ненормальным». Это усугубляет стресс и создает порочный круг.
  - Самоидентификация: Сексуальность — часть личности. Ее отсутствие может вызывать кризис идентичности, особенно если раньше либидо было в норме.

   Что в итоге?

Итак, что же мы имеем? С одной стороны — снисходительный взгляд науки, отделяющей безобидную слабость от грозной болезни. С другой — суровый приговор Церкви, не терпящей компромиссов в делах духовных.

   Мой оппонент, прилюдно признавшийся в своей тайной утехе, стоит как раз на этой развилке. Однако он смелый человек, не каждый может признаться в этом грехе даже на исповеди, а он - прилюдно!! Смелый шаг!
   Быть может, он просто одинокий пастух, пожилой "парень с молодой душой", которому часто скучно.
   А быть может, это первая или очередная трещина в его помутненном рассудке.
 
   И лишь опытный врач, а не критик, сможет разобраться в причинах и поставить верный диагноз.

   Мы же являемся наблюдателями откровений некого оппонента, способа лечения скуки и изучения его смелого поступка, но дивиантного поведения.
   Врач (он же и читатель) может делать выводы, не забывая о милосердии и причинах, побудивших пожилого человека вернуться к привычкам молодости.

   Ода старческой скуке.

Когда седины серебрят виски,
И дни текут лениво и похоже,
И внуки уж не просятся на ложе,
Чем разогнать унылые тиски?

Один берёт газету иль пасьянс,
Другой в саду копается с лопатой,
А третий, жизнью скучною объятый,
Находит в длани тайный реверанс.

Не блуд то, нет, не юношеский пыл,
Не страсти грех, что душу разъедает,
А просто способ, коим он латает
Прорехи в ткани тех, кто позабыл,

Что старцу тоже хочется тепла,
И чтоб душа от скуки не истлела…
Но если разум уступает телу —
Тогда, мой друг, твои плохи дела.
 

Список литературы.

Важно отметить, что в психиатрии взгляд на эту проблему кардинально менялся со временем. В списке представлена эволюция взглядов.

Это Классические работы, где онанизм вначале считался патологией, а затем вариантом нормы:

  1. Самюэль-Огюст Тиссо: «Онания, или Трактат о болезнях, происходящих от мастурбации». Это основополагающий труд, который заложил миф о катастрофических последствиях мастурбации для здоровья.
  2. Ричард фон Крафт-Эбинг: «Половые психопатии». Рассматривал мастурбацию как дегенеративное явление и причину множества психических расстройств, включая «половое истощение».
  3. Генри Модели: Книга «Онанизм» в т.ч. и другие работы врачей той эпохи, которые описывали мастурбацию как прямую причину безумия, эпилепсии и слабоумия.
Современные подходы (2-я половина 20 века - наши дни), где онанизм рассматривается как вариант нормы.

  4. Альфред Кинси, Уорделл Померой и др.: «Сексуальное поведение самца человека» (1948) и «Сексуальное поведение самки человека» (1953). Их масштабные исследования показали широкую распространенность мастурбации среди здоровых людей, подорвав теорию о его патологической природе.
  5. Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон: «Сексуальная неадекватность человека» (1970) и другие работы. Исследовали мастурбацию как часть здоровой сексуальности и как метод терапии (секс-терапия).
  6. Диагностические руководства (DSM-5 и МКБ-11): В современных классификациях онанизм не считается психическим расстройством. Компульсивное мастурбирование может рассматриваться в контексте других диагнозов.


Рецензии