Хабиб Алиев. Поэма У старой мельницы
У Шапи имелась маленькая коморка, в которой простые крестьяне находили ночлег. Шапи угощал свежим хлебом всех своих гостей. В трудное и грустное время Шапи играл на чунгуре и красиво пел. В молодости Шапи приглашают в дом таркаманского князя, чтобы он излечил больную княжну. По воле князя Шапи играет на чунгуре для княжны. Княжне стало легче, и она идет на поправку. Молодые нравятся друг другу и влюбляются. За исцеление дочери князь предлагает плату Шапи. Шапи отказывается от платы, намекая на то, что ему нравится его дочь. Разозлившись, князь дает мешочек с деньгами и отправляет его домой. Вскоре Шапи засылает сватов, чтобы сосватать любимую девушку Жамилат. Князь Гапар отказал им. Тогда Шапи сам явился к князю. Гапар сказал, что не отдаст свою дочь за нищего. Шапи поклялся украсть Жамилат. Три месяца готовился Шапи, чтобы похитить прекрасную Жамилат. С друзьями он прятался в лесу. В конце концов влюбленная Жамилат убегает из дому. В итоге, князь смирился с похищением дочери. Недолго длилось счастье молодых. Шапи уходит воевать. В поэме автор намекает на то, что началась гражданская война. В село приходят белые и разоряют его. Среди белых оказался двоюродный брат Жамилат. Он и выдает ее. Жамилат с младенцем находят мертвыми на старой мельнице, за саклей. Узнав об этом, Шапи приходит по волчьим тропам, то есть тайными тропами приходит на мельницу. Подкатив большой камень, Шапи завалил вход в мельницу. Свернув мельничный желоб, пустил воду вовнутрь мельницы. Там погибает с десяток белых. Судьба героя поэмы Шапи схожа с судьбой Омара – отца легендарного поэта-импровизатора Батирая. Он тоже похитил дочь таркаманского князя Джамавхана Ильмуханум. Оставив малолетних детей сына Сулеймана и дочь Шемму, она умирает.
В конце поэмы автор прямо указывает о себе. Старый одинокий Шапи обращается к автору: «Хабиб, послушай, дай мне слово» … Здесь мы явно видим автобиографичность в произведении. Шапи просит автора, чтобы берег родной аул, возделывал родную землю.
Прошло много лет и автор вспоминает старую мельницу и мельника Шапи. Давно уже нет ни мельницы, ни Шапи. От мельницы остались лишь развалины, а Шапи давно лежит в могиле. Автор мысленно прощается с Шапи и мельницей. Они будут жить в его воспоминаниях – в произведении.
Свидетельство о публикации №225112700548