Будьте братолюбивы!
Фраза «Не делай другому того, чего не желаешь себе» — часть «золотого правила нравственности», сформулированного китайским учёным Конфуцием.
Суть правила в том, что каждый человек, вступая во взаимодействие с окружающими, должен задуматься о том, как не навредить, а принести добро и пользу.
Правило подразумевает, что человек должен встать на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому — как к себе. Например, если человек не хочет, чтобы его обманывали, он не должен обманывать сам.
Нарушение этого правила приводит к конфликтам, непониманию, формированию чувства несправедливости.
Что может быть естественнее, что справедливее заповеди: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф.7:12)? А мы даже и этого-то, самого естественного и справедливого долга не хотим исполнить: чтобы не творить другим того, чего себе не желаешь. Странное с нашей стороны самоослепление! Весь мир Господь покорил под власть человеку: и рыб, и птиц, и животных. Нет, ему и этого мало. Он хочет быть на земле, среди братий, словно божеством каким: «все служи мне, а я и никому! – Мне все, и людям ничего!» – Отсюда: зависть, обманы, воровство всевозможных видов, мироедство в деревнях, дармоедство и т. д. Людей
честных, правдивых, братолюбцев и т. п. поискать и поискать.
И это, братия, среди христиан на святой Руси православной! – Вопят многие: мы люди темные! Но особенной мудрости и не нужно, чтобы понять, в чем тут дело. Дело очевидное: ты не любишь, чтобы тебя обворовывали? Зачем же, скажи, сам-то ты ни во что ставишь – утаить, обмануть, обмерить, обвесить другого? – Ты не любишь, чтобы про тебя говорили худо? ты обижаешься на то? А сам в праве поносить и злословить других?
Ты, следовательно, не якоже прочии человецы, ты исключительная личность? ты в праве всех презирать, а на тебя должны люди с благоговением смотреть, как на некое божество? О, окаянное самолюбие наше! Сколько от него зла в мире и даже сколько от него нам самим! Совершенно ослепляет оно человека, делает его неспособным ни видеть, ни понимать самых простых вещей.
Ибо посудите: что может быть проще такой истины: что приятно мне, то приятно и другому, и наоборот. Так нет, – чего себе никак и никогда не пожелаем, людям однако делаем это, нисколько не стесняясь. На каком основании? И еще удивляемся: за что тут наказаниям быть от Господа? Почто за разные обиды, несправедливости и т.д., делаемые другим, Господь изрекает грозный суд? Знаем, по себе знаем, как, например, больно, – словно стрелой пронзает вас иногда резкое, оскорбительное слово другого, и однако же сами то и дело оскорбляем других злым языком своим. «Но другие, может, не так чувствительны к обидам подобного рода, как я?!» А почему ты это знаешь? разве они не такие же люди, как и ты?
Или, думает бедняк: «тот богат, а я беден: что, следовательно, за грех, если я и утаю или стащу у него безделицу какую?» А того не сообразит, что подобных ему бедняков, и еще беднее его, миллионы: что же бы вышло, если бы все они также стали рассуждать? Как бы тогда жить было на земле – всем тем, у кого есть, что украсть? Притом, положим, и ничтожная вещь – украденная тобою; но ты, не забудь, обеспокоил своей кражей того, у кого украл, и почему знать, не подвел ли другого под подозрение?
А главное, поставь ты сам себя на место того богача: было ли бы тебе приятно, если бы у тебя потащили из дому и то и другое твое доброе в разные стороны? Или, возьмем другое сравнение. Приятно ли тебе будет, если бы жена или дочь твоя вдались в распутство? А тебе извинительно развратничать? Извинительно соблазнять на грех чужих жен и дочерей? Что же ты за исключение такое? Значит: то – ты, а то – другие?
Так и во всем, всегда старайтесь, братия, себя в пример брать: было ли бы тебе приятно то и то, или нет? Тебе неприятно, – значит и другому того не делай, и ему будет неприятно и т.д. И как тогда хорошо жилось бы на свете: ни судов, ни тяжб, ни огорчений взаимных, ни несправедливостей разных – ничего бы подобного не могло быть тогда среди нас.
Но будет ли когда это? наступит ли когда на земле такое золотое время? Увы! дело идет, видимо, не к тому, и в наш материальный, жадный до наживы век по преимуществу, кажется, всякий о себе лишь думает, так что согласие и мир становятся редкостью даже между родными братьями.
В родной семье, и то очень часто каждый о себе лишь думает, а не об угождении другому. Христианское братство видимо упадает, гибнет среди нас. Други мои! когда в подобное состояние пришел избранный народ, Господь угрожал ему, говоря: сего ради отъимется от вас царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его. Не постигнул бы и нас такой приговор! Помилуй, Господи!
И ужели то дело непоправимое? Конечно, того никто не скажет. Все от нас зависит. А потому – для себя же самих, для собственной своей пользы, – скажу вам, братия, словами святого апостола: «будьте братолюбивы друг к другу, будьте единомысленны между собою; если возможно, будьте с своей стороны в мире со всеми людьми» (Рим.12:10,16,18); «не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим.13:8). Словом, по Христовой заповеди, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними: ибо в этом закон и пророки. Аминь.
протоиерей Алексий Белоцветов (1839–1879)
(Из интернета)
Свидетельство о публикации №225112700593