Василиск Сибирский. пр. 1

     Отец Клеопа благословил Василия на пу-
  стынножительство,узнав о его горячем же-
  лании жить в уединении и молитве.
     Василий поселился в лесах Чувашии с
  двумя другими пустынножителями,но вскоре
  те скончались.
     Днём Василий трудился,стараясь воздер-
  живаться в еде,воде и сне.
     Все ночи под большие праздники он мо-
  лился,сон начинал одолевать его и подви-
  жник тогда клал поклоны,рубил дрова с мо-
  литвой или пел духовные песнопения.
     К нему приходили странники(христиане,
  которые ради Христа проводили всю жизнь
  в паломничестве,ходили пешком от монасты-
  ря к монастырю).Василий встречал всех с
  поклоном,кормил чем Бог послал.
     Некоторые просились жить рядом с ним,
  видя его чистое Богоугодное житие,но Ва-
  силий всем отказывал,якобы,он ленивый и
  нерадивый.
     Василий боялся уклониться по неопытно-
  сти в духовное заблуждение,которое спосо-
  бно погубить душу человека.Он искал опыт-
  ного духовника.
     Один странник рассказал ему об иеромо-
  нахе Адриане,который жил отшельником в
  брянских лесах со своими учениками.
     Василий пошёл к старцу,чтобы стать его
  учеником.
     Брянские отшельники жили в материаль-
  ном плане очень скудно:бедность их едва
  покрывала те телесные потребности,кото-
  рые бывают у людей.
     Ели только самую простую постную пищу
  и пили квас и воду,не разрешалось ничего
  хмельного или молочного.
     Василий стал послушником отца Адриана
  и проводил весьма строгую суровую подвиж-
  ническую жизнь.Его постригли в мантию с
  именем Василиск.
     Молодой монах Василиск просился у
  старца уйти в уединение в какое-нибудь
  пустынное место,чтобы никто и ничто не
  отвлекали его от молитвы и от Бога.
     Но старец не разрешил ему этого.
     Вскоре отец Адриан перешёл в Коневский
  монастырь и тогда благословил монаха Ва-
  силиска остаться одному в брянских лесах
  и жить в любой келии на выбор.
     Как известно,в уединении пустынножите-
  льства подвижника начинают пугать бесы:по
  ночам жуткие голоса рычали на него:"Ты
  здесь один,а нас много и мы погубим те-
  бя".
     Известно,что явление бесов человеку
  вызывает в нем ужас и оторопь.Василиск,
  хоть и знал о всех возможных проделках
  этих бестелесных существ,тем не менее,
  не спал до утра и с тоской ждал утреннего
  света.
     Питался он только грубой постной пищей
  и ослаб телом.К нему с благоговением при-
  ходили местные крестьяне и помещики и
  приносили угощения,но он не ел ничего
  из подарков,а старался угостить ими сле-
  дующего посетителя.Ещё он вырезал из де-
  рева деревянные ложки и дарил их посети-
  телям.Все очень любили Василиска за доб-
  рое сердце и искренность.
     В брянских лесах жили и другие отшель-
  ники на некотором расстоянии друг от дру-
  га,в праздники они собирались вместе и
  и проводили праздничное богослужение,и
  при возможности Божественную Литургию.
  После Литургии за трапезой,когда обычно
  в монастырях читается житие сегодняшнего
  святого,отшельники просили Василиска ска-
  зать им назидательное слово.Василиск не
  отказывался, но говорил:
     -Я большой невежа,но ради послушания
  скажу.
     Речь его простая была полна глубины и
  его всегда слушали с большим вниманием.
     Все старались слушаться его и приходи-
  ли к нему за советом,зная его простой от-
  зывчивый нрав и просвещенность от Бога.
     Василиск же избегал всякого начальст-
  вования и власти над людьми.
     В брянских лесах отец Василиск(часто
  отцами называют не только священников,но
  и диаконов и монахов) встретил своего бу-
  дущего сомолитвенника и духовного друга
  Зосиму Верховского:это произошло ещё во
  время жизни отца Адриана в брянских лесах
      Зосиму тогда звали в миру Захарием.
  Захария был дворянином и служил офицером
  гвардии,но побывав в брянских лесах
  и познакомившись с пустынножителями,юный
  офицер загорелся желанием пустынножитель-
  ства и соработничества Богу.
     Захарий быстро поехал в Петербург и
  получил увольнение от службы,и вернулся
  обратно в брянские леса к пустынникам,но
  отца Адриана уже не застал здесь.
     Отшельники советовали ему:
     -Блажен будешь,добрый юноша,если возь-
  мет тебя к себе отец Василиск,который для
  всех здесь живущих пустынников является
  примером.Он всем отказывает по смирению,
  но иди просись к нему в ученики.
     Захарий неотступно просился к ученики
  к Василиску,но тот медлил.Василиск боялся
  что Захария охладеет душой к Господу и
  вернётся к лёгкой сытой жизни в Петербур-
  ге,полной всяких мирских удовольствий.Ва-
  силиск боялся суда Божьего за душу этого
  неокрепшего юноши.
     Василиск также переживал за тех пусты-
  нников,которым ранее отказал в ученичест-
  ве,получается,проявил немилосердие.
     Он оставил юношу у себя на время и
  всячески опекал его.
     Однажды отец Василиск поделился с За-
  харием своей большой проблемой,которая
  выросла перед ним:он как государственный
  крестьянин должен ехать на родину получи-
  ть новый паспорт,так как закончился срок
  старого документа,называемым увольнением.
      Тяжело ему было возвращаться на ро-
  дину и видеться с родными и знакомыми,
  денег на дорогу не было,сам он здоровьем
  очень ослаб вследствии постоянного поста
  и неустанного физического труда,кроме то-
  го,сейчас была весенняя распутица и доро-
  га была очень тяжёлая и разбитая.
      Выслушав старца,Захарий с радостью
  взялся за дело,пообещав привезти Василис-
  ку новый паспорт.Он вернулся назад с но-
  вым паспортом отца Василиска,пройдя весь
  путь до родной деревни его в Тверской гу-
  бернии - пешком.И возвратясь,Захария не-
  сколько дней пролежал больной.
      Отец Василиск пообещал Захарию взять
  его к себе в ученики,но для начала посо-
  ветовал ему пожить в общежительном мона-
  стыре,чтобы научиться терпению и смирению
  в среде разных по устремлению и характеру
  монахов.
      Начинать жизнь в безмолвии без этих
  драгоценных качеств терпения и смирения
  было очень опасно для послушника.
     Отец Василиск посоветовал ему идти в
  Коневский монастырь,где как раз настояте-
  лем был отец Адриан.
     В 1790 году Захарий был принял в число
  братии монастыря.
     Вскоре настоятель постриг его в монахи
  с именем Зосима.
     Три года провёл монах Зосима в Конев-
  ском монастыре и познакомился здесь с
  главным деланием каждого монаха - умным
  деланием,суть которого раскрыл ему один
  иеромонах Сильвестр,живший недалеко от
  монастыря в уединении.
      продолжение 2

   


Рецензии