Василиск Сибирский. пр. 1
стынножительство,узнав о его горячем же-
лании жить в уединении и молитве.
Василий поселился в лесах Чувашии с
двумя другими пустынножителями,но вскоре
те скончались.
Днём Василий трудился,стараясь воздер-
живаться в еде,воде и сне.
Все ночи под большие праздники он мо-
лился,сон начинал одолевать его и подви-
жник тогда клал поклоны,рубил дрова с мо-
литвой или пел духовные песнопения.
К нему приходили странники(христиане,
которые ради Христа проводили всю жизнь
в паломничестве,ходили пешком от монасты-
ря к монастырю).Василий встречал всех с
поклоном,кормил чем Бог послал.
Некоторые просились жить рядом с ним,
видя его чистое Богоугодное житие,но Ва-
силий всем отказывал,якобы,он ленивый и
нерадивый.
Василий боялся уклониться по неопытно-
сти в духовное заблуждение,которое спосо-
бно погубить душу человека.Он искал опыт-
ного духовника.
Один странник рассказал ему об иеромо-
нахе Адриане,который жил отшельником в
брянских лесах со своими учениками.
Василий пошёл к старцу,чтобы стать его
учеником.
Брянские отшельники жили в материаль-
ном плане очень скудно:бедность их едва
покрывала те телесные потребности,кото-
рые бывают у людей.
Ели только самую простую постную пищу
и пили квас и воду,не разрешалось ничего
хмельного или молочного.
Василий стал послушником отца Адриана
и проводил весьма строгую суровую подвиж-
ническую жизнь.Его постригли в мантию с
именем Василиск.
Молодой монах Василиск просился у
старца уйти в уединение в какое-нибудь
пустынное место,чтобы никто и ничто не
отвлекали его от молитвы и от Бога.
Но старец не разрешил ему этого.
Вскоре отец Адриан перешёл в Коневский
монастырь и тогда благословил монаха Ва-
силиска остаться одному в брянских лесах
и жить в любой келии на выбор.
Как известно,в уединении пустынножите-
льства подвижника начинают пугать бесы:по
ночам жуткие голоса рычали на него:"Ты
здесь один,а нас много и мы погубим те-
бя".
Известно,что явление бесов человеку
вызывает в нем ужас и оторопь.Василиск,
хоть и знал о всех возможных проделках
этих бестелесных существ,тем не менее,
не спал до утра и с тоской ждал утреннего
света.
Питался он только грубой постной пищей
и ослаб телом.К нему с благоговением при-
ходили местные крестьяне и помещики и
приносили угощения,но он не ел ничего
из подарков,а старался угостить ими сле-
дующего посетителя.Ещё он вырезал из де-
рева деревянные ложки и дарил их посети-
телям.Все очень любили Василиска за доб-
рое сердце и искренность.
В брянских лесах жили и другие отшель-
ники на некотором расстоянии друг от дру-
га,в праздники они собирались вместе и
и проводили праздничное богослужение,и
при возможности Божественную Литургию.
После Литургии за трапезой,когда обычно
в монастырях читается житие сегодняшнего
святого,отшельники просили Василиска ска-
зать им назидательное слово.Василиск не
отказывался, но говорил:
-Я большой невежа,но ради послушания
скажу.
Речь его простая была полна глубины и
его всегда слушали с большим вниманием.
Все старались слушаться его и приходи-
ли к нему за советом,зная его простой от-
зывчивый нрав и просвещенность от Бога.
Василиск же избегал всякого начальст-
вования и власти над людьми.
В брянских лесах отец Василиск(часто
отцами называют не только священников,но
и диаконов и монахов) встретил своего бу-
дущего сомолитвенника и духовного друга
Зосиму Верховского:это произошло ещё во
время жизни отца Адриана в брянских лесах
Зосиму тогда звали в миру Захарием.
Захария был дворянином и служил офицером
гвардии,но побывав в брянских лесах
и познакомившись с пустынножителями,юный
офицер загорелся желанием пустынножитель-
ства и соработничества Богу.
Захарий быстро поехал в Петербург и
получил увольнение от службы,и вернулся
обратно в брянские леса к пустынникам,но
отца Адриана уже не застал здесь.
Отшельники советовали ему:
-Блажен будешь,добрый юноша,если возь-
мет тебя к себе отец Василиск,который для
всех здесь живущих пустынников является
примером.Он всем отказывает по смирению,
но иди просись к нему в ученики.
Захарий неотступно просился к ученики
к Василиску,но тот медлил.Василиск боялся
что Захария охладеет душой к Господу и
вернётся к лёгкой сытой жизни в Петербур-
ге,полной всяких мирских удовольствий.Ва-
силиск боялся суда Божьего за душу этого
неокрепшего юноши.
Василиск также переживал за тех пусты-
нников,которым ранее отказал в ученичест-
ве,получается,проявил немилосердие.
Он оставил юношу у себя на время и
всячески опекал его.
Однажды отец Василиск поделился с За-
харием своей большой проблемой,которая
выросла перед ним:он как государственный
крестьянин должен ехать на родину получи-
ть новый паспорт,так как закончился срок
старого документа,называемым увольнением.
Тяжело ему было возвращаться на ро-
дину и видеться с родными и знакомыми,
денег на дорогу не было,сам он здоровьем
очень ослаб вследствии постоянного поста
и неустанного физического труда,кроме то-
го,сейчас была весенняя распутица и доро-
га была очень тяжёлая и разбитая.
Выслушав старца,Захарий с радостью
взялся за дело,пообещав привезти Василис-
ку новый паспорт.Он вернулся назад с но-
вым паспортом отца Василиска,пройдя весь
путь до родной деревни его в Тверской гу-
бернии - пешком.И возвратясь,Захария не-
сколько дней пролежал больной.
Отец Василиск пообещал Захарию взять
его к себе в ученики,но для начала посо-
ветовал ему пожить в общежительном мона-
стыре,чтобы научиться терпению и смирению
в среде разных по устремлению и характеру
монахов.
Начинать жизнь в безмолвии без этих
драгоценных качеств терпения и смирения
было очень опасно для послушника.
Отец Василиск посоветовал ему идти в
Коневский монастырь,где как раз настояте-
лем был отец Адриан.
В 1790 году Захарий был принял в число
братии монастыря.
Вскоре настоятель постриг его в монахи
с именем Зосима.
Три года провёл монах Зосима в Конев-
ском монастыре и познакомился здесь с
главным деланием каждого монаха - умным
деланием,суть которого раскрыл ему один
иеромонах Сильвестр,живший недалеко от
монастыря в уединении.
продолжение 2
Свидетельство о публикации №225112700600