Привычный вывих

Что такое привычный вывих Вася узнал ещё в детстве. Тогда их спортивный лагерь выехал на сборы в Прибалтику в местечко Молетай в Литве. Недалеко от Молетайского совхоза-техникума, где разместилась их команда, было живописное, но довольно прохладное озеро и вот однажды, после ежедневного кросса, их тренер Аркадий Аронович дал добро на купание. На озере был построен небольшой самодельный причал и парни сразу же стали с него нырять. Ну, потому что, во-первых, заходить постепенно было довольно прохладно, а, во-вторых... а во-вторых нырять это же круто! И вот один из мальчишек - Витька Малых, чуть разбежавшись, оттолкнулся от настила и, изящно крутнувшись в воздухе, ласточкой, практически без брызг, красиво вошел в воду, вызвав восхищённый возглас стоявших на причале девушек. Но ровно через секунду Витька вынырнул с нелепо торчащей вверх правой рукой, вопя от боли. Ему помогли выбраться из воды, стали разбираться что и как и тут выяснилось, что у Малых была такая патология - привычный вывих. То есть рука периодически, при неловком движении, выскакивала из плечевого сустава и причиняла ему такие вот страдания. Ну, руку Витьке вправили, а Вася с того самого дня запомнил это словосочетание - привычный вывих.
    Вася улыбнулся и поправил подмышкой барсетку с оторванной ручкой. Он быстро шёл вдоль рядов сталинских домов по Ленинскому поглядывая на таблички с номерами. Машину пришлось оставить чёрт-те где. Платить за парковку в родном городе Вася считал западлом, а почти все въезды во дворы жильцы перекрыли шлагбаумами, спасаясь от чужаков - свои-то машины уже негде было ставить.
    Так вот - привычный вывих. К своему полтиннику Василий понял, что этот сугубо медицинский термин можно отнести не только к проблемам с суставами, но и к обычным житейским делам. Первый раз они с Иркой развелись через два месяца после свадьбы. Причина была очень серьёзная - не сошлись характерами - они так и написали в заявлении, мол, не сошлись характерами. Во-первых, Вася понял, что Ирка совершенно не умеет и не любит готовить, стирать и убирать и потому Васины труселя и рубашки по-прежнему стирала и гладила его мама Ирина Петровна. А во-вторых и главных, Ирина Петровна - сообщила сыну, что совершенно случайно встретила на улице Ирку с каким-то тридцатилетним на вид мужчиной. Они, якобы, шли и смеялись. Вася потребовал у Ирины объяснений. Та заявила, что ревность это пошлость и глупость и что тот парень был преподавателем в их музыкальном училище, где Ирина проходила обучение по классу скрипки.
     Ох уж эта скрипка! Когда Иришка  доставала её из футляра, прижималась своим точеным подбородком к подбороднику и подносила смычок к струнам, Вася замирал. Это состояние было похоже на каталепсию. Василий в эти краткие мгновения понимал, что никого на свете так не любит, как Ирку. Ирина и скрипка! Скрипка и Ирина! Похожесть их силуэтов сводила его с ума!
  А уж как Вася добивался Ирину это отдельная история. Он ходил за ней собачонкой, задаривал букетами цветов, а, однажды, поняв, что она больше симпатизирует Севке из их компании, при всех признался ей в любви, сделал предложение и предупредил, что если она откажет - он прыгнет с балкона. Она, смеясь, отказала и он, ни секунды не медля, сиганул с балкона. Дело было зимой и ему повезло - этаж был третий, он попал в небольшой сугроб и всё ограничилось переломом обеих запястий. После этого уже Ирина ходила к нему в больницу, приносила фрукты, кормила его с ложечки и, пардон, помогала ходить в туалет,потому что он сам не мог снять штаны.  А когда его выписали, они сразу пошли и подали заявление в загс. Они были молоды, счастливы и чуть-чуть безумны от ощущения сумасшедшей любви!
   После первого развода они продержались пять месяцев. Пять бесконечных месяцев! Когда Вася, наконец, не выдержал и позвонил Ирине, та прошептала только одно слово - приезжай! Это было настоящее безумие! Их "второй медовый" продолжался не меньше полугода. Вася снял им квартиру, они съехали от его родителей и буквально не вылезали из постели с небольшими перерывами на его работу, её учебу и походы в кино, где они всё равно покупали билеты на последний ряд и, в основном, всё время целовались. Так прошел ещё год.
     А потом Вася вдруг случайно обнаружил у Ирины таблетки. Ты что же это - не хочешь от меня детей? - спросил он её на другой день. Зачем таблетки? Почему втайне от меня? Тот тяжёлый утренний разговор положил начало трещине, которая в итоге привела их ко второму разводу. Ирина стала объяснять, что ещё не готова стать матерью, что ей предложили интересные гастроли, а какие могут быть гастроли, когда пелёнки, недосып и вообще - они ещё не пожили для себя. Тут в Васе вдруг снова проснулось скребущее чувство ревности - а что, этот твой препод тоже будет гастролировать? По тому как смутилась Ирина, Вася понял, что попал в точку. Нет, ну а что тут такого?! - пошла вдруг в атаку Ирка. В конце концов он мой шеф и в каком-то смысле я от него завишу! Я не желаю играть на похоронах и свадьбах! А с Романом Олеговичем  передо мной раскрываются перспективы! И она уехала на гастроли из которых к Васе уже не вернулась. Но он уже был морально к этому готов и потому их второй развод прошел тихо и спокойно. Можно сказать -  в рабочем порядке.
    Прошло несколько лет. И вот как-то раз Вася с его почти невестой Шурочкой, гулял на свадьбе у бывшего армейского друга Генки. Когда все гости уже основательно набрались, а Генка с новобрачной устали бесконечно целоваться под крики "горько", в зале ресторана вдруг притушили свет и тамада объявил - а теперь немного хорошей музыки для наших новобрачных! И где-то за спиной у Васи, на сцене зазвучала скрипка и рояль. Вася вздрогнул и обернулся. Это была она - Ирина. В круге света, в обтягивающем длинном блестящем платье, она, чуть смежив веки, играла ноктюрн, который Вася так любил ещё с тех пор, когда они были вместе. Вася ощутил, как кровь прилила к его лицу. А в следующее мгновение он вдруг громко заржал. На весь притихший банкетный зал. Он встал и громко, напоказ, хлопая в ладоши, направился к сцене. Браво! - кричал Вася. Бис! Молодец! Гости в недоумении молчали. Ирина перестала играть. Генка осоловело глядел то на Васю, то на новобрачную и всё спрашивал - чё это, а? Вася вплотную подошел к сцене и, мерзко улыбаясь, спросил Иру - ну и чё? На похоронах и свадьбах, да? Гастролируем? Губы Ирины дрогнули, серые глаза чуть сузились и в наступившей тишине все отчетливо услышали только одно слово - "дурак"! Затем Ирина резко развернулась и ушла со сцены. Зал грохнул, свадьба продолжилась уже под магнитофон.
   Через неделю, узнав у Генки адрес, где тамада заказывал музыку, Вася постучался в облупленную дверь с табличкой  "Агентство "Орфей" где-то на окраине города. За дверью прозвучали лёгки шаги и она открылась. На пороге стоял светловолосый мальчик лет пяти-шести в сереньком симпатичном костюмчике. Здравствуйте - произнес мальчик. Вам кого? Если маму, то она скоро придёт. Привет! -  поздоровался Вася. Наверное маму. Её ведь Ира зовут, да? Да, кивнул мальчик. Ира. Вы заходите. И Вася зашёл в небольшую комнату, стены которой были заклеены рекламными постерами типа: "Организация праздников", "Аниматоры", "Тамада на свадьбу" и тому подобными. Тебя как зовут?, спросил Вася мальчика. Антон, - ответил мальчик и показал Васе на стул. Садитесь, пожалуйста. Мама скоро придёт. Вася умостился на скрипучем старом стуле. Маме помогаешь? Нет, ответил мальчик. Просто сегодня детский сад закрылся и мама взяла меня с собой на работу. Голос Васи чуть дрогнул когда он задал ещё один вопрос - мама.., а папа где? Бабушка, дедушка. Папы нет. Он был лётчик, его самолёт разбился - ответил мальчик. Лётчик...понятно, кивнул Вася. Ну, а... В это время резко открылась входная дверь и на пороге появилась Ирина. Вася поспешно вскочил со стула. Ты?! - глаза Ирины снова превратились в серые щелочки. Зачем ты здесь? И как нашёл? Вася совсем оробел, он ещё никогда не видел Ирину такой - злой и далёкой. Ты, прости меня, Ириш! - начал было Вася. Уходи! - Ирина, на ходу снимая пальто, прошла мимо него, повесила пальто на вешалку, бросила не оборачиваясь - уходи! Здесь тебе нечего делать! И тут Васю вдруг пробрало. Он подошел к ней и тихо, но твёрдо произнес - не уйду! Она обернулась, но злости в её глазах уже почему-то не было. Что ты хочешь? - она смотрела ему прямо в глаза. Да, ты был прав. Да, на похоронах и свадьбах. Да, наверное я была дурой. Ты это, давай, возвращайся со своих гастролей, а? - тихо произнес вдруг Вася. Я дико по тебе соскучился. И Ирина, чуть помешкав, как это было у них раньше тихо уткнулась ему в плечо.
Так прошло ещё несколько лет. Безмятежного и не очень - но счастья. У них родилась чудесная девчушка Леночка, Вася получил очень неплохую должность в крупной бурильной компании и набурил им с Иришкой на квартиру, загородный дом и две машины элит-класса. Антон закончил бурильный институт и работал где-то на Севере, там где бурят. Вася устроил Иришке прослушивание в Большом и теперь она не играла на похоронах и свадьбах, а гастролировала с оркестром Большого по странам и континентам. В общем, всё было хорошо. А потом Вася сам всё испортил. При его должности ему полагалась секретарша. Точнее даже две, но Тома свою конкурентку очень быстро "съела". Черт её знает! Что в ней было такого, что стоило ей пройтись своей кошачьей походкой по ковру кабинета к Васиному столу и произнести своим грудным низким голосом: Василий Алексеевич, к вам посетитель - как по Васиной спине пробегали мурашки и у него начинало шевелиться то, что шевелится у охотника при виде желанной добычи. Вася снял им квартиру для частых встреч в нерабочее, а иногда и рабочее время и однажды Тамара объявила ему, что он скоро станет папой. Это известие не то чтобы сильно озадачило Васю - при его доходах он мог бы содержать и три семьи, но он не учёл одного - Тамара не собиралась его ни с кем делить! И вот это уже была проблема. Однажды, придя домой, он застал там сидящих напротив друг друга Тамару и Ирину. На полу стояли два собранных чемодана и большая дорожная сумка. Он сразу оценил ситуацию правильно, кивнул на чемоданы - это для меня? Ирина чуть заметно повертела головой. Для меня. Не хочу скандалов и ненужных объяснений. Она резко поднялась со своего места. Живите! Я ухожу! И ушла, забрав дочку с собой.
    Вспоминая всё это, Вася уже подходил к нужному ему дому. У подъезда с табличкой "Хоспис" стоял мужчина в облачении священника с саквояжем у руке. Здравствуйте, батюшка - поздоровался Вася. Ну, что - идёмте? И он взялся за дверную ручку.
    Они вошли в небольшую светлую комнату. Там на кровати, почти у самого окна, лежала она. Услышала, повернула голову. Вася не сразу её узнал - исхудавшая, измученная болезнью. Голос Васи осёкся - здравствуй! Он нерешительно подошел к постели, наклонился, почувствовал запах лекарств и ещё чего-то чужого и пугающего. Поцеловал её в щеку. Как ты? Она не сразу ответила. Потом запекшиеся губы еде слышно прошептали - ты? Зачем? Я пришёл - почти так же тихо произнёс Вася. И, понимая, что следующего шанса у него не будет, так же тихо сказал - выходи за меня замуж. Тут отец Николай. Он нас обвенчает. Её глаза вдруг широко открылись, в них появилось нечто такое, что заставило Васю испытать настоящую боль. Зачем тебе это? - вдруг спросила она. Вася прошептал - ты мой привычный вывих! Понимаешь, родная? Нет, глупости! Просто я понял, что всю жизнь любил только тебя! Слышишь меня? Тебя и никого больше! А венчание - потому что в церкви не развенчивают. Развестись уже нельзя. Глупость да? Она вдруг отвернулась и некоторое время лежала так. Молчала. Вася терпеливо ждал. Он вдруг понял, что в  этот момент решается его судьба. Она повернула голову, кивнула. Я согласна.
 Вася обернулся к отцу Николаю. Тот кивнул и раскрыл свой саквояж.


Рецензии