Глава 25. Егоза

Марьяна отправляется на поиски пропавшей сказочницы, встречает бабу Ягу, сбегает от Кощея и через волшебный пруд попадает в Тридевятое царство.

Сказки из бабушкиного сундука

Глава 25
Егоза               

Долго мы тянуть не стали и вышли в ночь искать жену геолога. Я выспалась перед вечерней сказкой, а Наталья сказала, что ей не хочется. Мама собрала нам в дорогу немного пирожков, печенья и заварила травяной чай. А папа обещал нас встретить банькой с распаренными сосновыми и березовыми вениками. Начать решили с дома, про который говорила мама. Найти его оказалось легко. Стоял он на отшибе, ближе остальных к лесу. Наверно из-за того, что муж у Марьяны лесничим был. В доме на удивление было чисто, словно хозяйка на пару минут во двор выскочила. Ни пыли, ни паутины, воздух не спёртый. 
- Наташ, может здесь живёт кто? 
- Тоже подумала сначала, но печь холодная и потрескалась. Если кто и захочет здесь жить, ему сначала придётся печь перекладывать. С такими прорехами весь дым в доме бу...   

Я посмотрела на Наташу, которая оборвала себя на полуслове. Та, не отводя глаз, смотрела куда-то в угол. Ничего интересного я там не видела. На скамейке сидели пять кукол, плотно придвинутые друг к другу и только. 
- Наташ, ты чего? - спросила я, запереживав за неё. 
- Не могу объяснить, но эти куклы мне кажутся очень знакомыми. 
- Может в детстве были похожие? 
- Может. 
- Смотри, а за печкой-то целый дом! 
- Какой ещё дом? - не поняла Наталья. 
- Деревянный. А запах-то какой! М-м-м... 
- И дом знакомый. Папа такие в детстве делал и на ярмарки отдавал. 
- Чего вы тут забыли? - резким голосом спросила нас незнакомка. 
- Мы ищем одну женщину. Она тут жила раньше, - ответила Наталья. 
- С семьей жила или одна? - поинтересовалась незнакомка. 
- Если честно, мы сами ничего не знаем о ней. Вроде семья была. Говорят лесником был муж её. Дети вроде были. 
- Здесь давно никто не живёт, - ответила незнакомка. 
- А вы сами кто, - спросила я. 
- Соседка. Вышла в огород, смотрю в доме дверь открыта, свет мелькает и тени шастают. Подумала ребятня играет. Они часто в этот дом приходят. Поделки тут разные интересные. Сейчас в деревне такие только Николай делает, да ему ещё учиться и учиться. 
- А зовут вас как? - спросила Наталья. 
- Фрося я. А вам видимо нужна Агриппина. Она здесь с семьей жила когда-то. Сама-то я не помню. Мала ещё была. Почтальона нашего спросите. Он должен помнить.   

Пошли мы с Натальей к почтальону. Дома его не было и мы присели на лавочку возле калитки. Время было позднее. Где дядю Мишу носит? А может спит крепко, а мы тут тарабаним в дверь. 
- Девицы, вам чего не спится? - донесся голос от соседней избы. Я ещё не всех в деревне знала. В основном тех, кто приходил сказки слушать. 
- Дядя Миша нужен нам очень, - ответила Наталья. 
- Нет его дома. В город уехал. А что? Важное письмо, девоньки, получить надобно? Поди от милого-любимого? - подошла к нам ближе соседка дяди Миши. 
- Нет. Про человека одного узнать. В этой деревне семья жила когда-то. Муж лесничим был, Марьяна за детьми приглядывала. Дом сейчас пустует, а нам очень нужно женщину эту найти. 
- Давненько это было, - задумалась соседка. - Я ж сама лет десять здесь живу всего. Тётка дом оставила, а мне так жалко продавать его было, что решили всей семьёй сюда перебраться.  Меня Настя зовут. 
- А нас Наташа и Марьяна, - ответила я. 
- Вас, Марьяна Васильевна, все уже в деревне знают,- ответила Настя.   

К ней подбежал мальчуган лет трех-четырех и спрятался за широкой юбкой. 
- Тимурка, я же сказала дома меня ждать! Непослушный ребёнок.   

Настя взяла сына на руки и, пожелав нам скорее найти Марьяну, направилась было к дому. И тут неожиданно мальчуган выдал:
- Пусти меня. Мамка, пусти! Я сам!   

Настя опустила его на землю, а тот сразу же побежал ко мне и, схватив за рукав, сказал:
- Егозу вам искать надо. 
- Тимурка, ну-ка живо домой! - и мальчуган побежал обратно к матери. 
- Настя, подождите! - крикнула я, подбегая к калитке, которую та уже успела закрыть. -Тимур, какую егозу? Кто это? 
- Марьяна Васильевна, в самом деле! Ему три года. Он у нас выдумщик. Не слушайте. 
- Я не выдумщик! Им егоза нужна, - надув губы, стоял на своём Тимурка. 
- Что за егоза, Тимурка?

Но Настя захлопнула дверь дома и погасила свет. Я вернулась к Наталье и мы снова присели на лавочку. Несмотря на снег, было тепло. Ветер утих и мы могли спокойно обсудить дальнейшие действия.   
- Что делать будем? - спросила я Наталью. 
- Понятия не имею. 
- А если мальчишка знает, что говорит? 
- Марьян, ему три года! Дети склонны выдумывать. 
- А что если он прав? Просто предположи. 
- Ну, хорошо. Других вариантов все равно нет. И? 
- Кто такая егоза? 
- Коза? - предположила Наталья. 
- Может и коза. А ещё так непоседливого человека называют. 
- У меня идея! - воскликнула Наталья. - Пойдём к маме моей. Она может что подскажет.   

Я встала и пошла в сторону леса. 
- Погоди, - остановила меня Наталья. - Не пешком пойдём. А поедем. 
- На чем? На метле? - пошутила я.

Но Наташа похоже говорила всерьёз. Мы пошли в противоположную от избушки бабы Яги сторону. Во дворе одного из заброшенных домов стоял ветхий навес, под которым Наталья спрятала свой старенький мотоцикл с люлькой. 
- Ты серьёзно? Мы поедем на этом?   

Наталья ничего не ответила, только с серьёзным видом достала из люльки два шлема и указала мне садиться на освободившееся сиденье. Я не стала спорить и села. Наталья заботливо прикрыла мои ноги тентом и я почувствовала себя маленькой девочкой в коляске, которую мама собралась везти на прогулку. С первого раза мотоцикл не завёлся. Ни с первого, ни со второго... Я отвернулась, чтобы не видеть печальные глаза Натальи и вдруг услышала рев мотора. 
- Ура! - спокойно сказала Наталья и мы вырулили на дорогу.

Казалось нас слышит вся деревня и жители непременно выйдут сейчас посмотреть на тех, кто нарушает их покой. Но нет. В соседних домах даже не загорелся свет. Доехав до леса, я немного успокоилась. Лес удивительно влиял на меня. В нем мои мысли упорядочивались, находились ответы на вопросы, становилось легче дышать. Я и не заметила, как мы добрались до избушки бабы Яги. Наташа заглушила мотор и сняла шлем. 
- Ты чего сидишь? Помочь выбраться? - подала мне руку она. 
- Нет-нет, я сама. Просто не ожидала, что мне понравится поездка.   

Наталья уставилась на меня, приподняв брови. 
- Честно! Я вспомнила, как дедушка катал меня. Это смутные воспоминания. Я была слишком мала и катал он меня раза три-четыре. Как раз в такой люльке. Я и забыла про это... 
- Пошли. У нас много дел. 
- Да-да, конечно, - с трудом выбираясь из люльки, ответила я. - Что-то собаки не видно. Где она? Я её побаиваюсь до сих пор.
- На охоте наверно. Не бойся. Он своих не тронет. Мам, привет! - ответила Наталья, заходя в избу. 
- Садитесь, чаем напою, - вместо приветствия ответила бабушка Яга. 
- Здравствуйте! - тихонько сказала я и села рядышком с Натальей. 
- Куда путь держите? - разливая душистый чай, спросила Яга. 
- Мам, мы пошли Марьяну искать. Думаем она поможет начать распутывать этот клубок. 
- Начали с почтальона, а соседский мальчуган подсказал Егозу найти. С этим и пришли к вам, - продолжила я. 
- Егозу... В наших краях есть река такая. И гора. Но они далековато отсюда. Да и чтобы такую территорию обойти нужно хоть что-то знать. Ориентир какой-то. А если это человек? Мальчуган ничего не сказал более? 
- Нет! Его мама в дом утащила,- грустно сказала Наталья. 
- Понятно. Фёдор нам нужен. Без него никак.   

Яга взяла с полки телефон и набрала номер. Я уставилась на неё, не веря своим глазам. 
- Золотце, ты так глаза все просмотришь, - засмеялась Яга. 
- А я думала вы по старинке в котле смотрите новости и связываетесь через птиц.   

Наталья с Ягой рассмеялись в голос. 
- Так быстрее. К чему усложнять, если можно воспользоваться средствами прогресса технического? К тому же нам срочно нужно, а котёл барахлит последнее время. 
- Котёл барахлит? Это как? - ещё больше удивилась я. 
- Трещина пошла. Время берет своё. А у меня ни сил, ни возможностей нет поменять его. Алло, Феденька? Ждём, ждём. Чаёк будет.   

Пока мы ждали Фёдора Игнатьевича, я разглядывала избушку Яги. Если описать в двух словах, то минимально-практично. Но если приглядеться, то каждая вещь не просто так. Не как бывает заходишь в дом и видишь полочки с разными статуэточками и книжками и всё это для создания красоты и атмосферы. Книги в руки редко берутся да и статуэтки какие-то ненастоящие. У Яги же всё было по делу и на своих местах. Возле печи сушились веники из разных трав и веток, тут же мешочки висели льняные. Яга из них ягоды сушеные доставала. На полочках стояли разной высоты и формы стеклянные баночки с какими-то маслами - настойками. Как это всё не упало, когда меня к дому избушка перенесла? Одним словом Яга! Никаких занавесок, половиков и скатерти. В избушке всего одна комната, хотя я точно помню, что в прошлый раз Фёдор Игнатьевич вышел из соседней комнаты! Но нет. Стена ровная и на ней никакого ковра или тряпицы, что могли бы скрыть вход. Хотя, если вспомнить, что семейка эта необычная, то и вход наверно тоже не всякий открыть может.   

Зазвонил телефон и Яга долго слушала молча, а потом только отвечала односложно "Да" и "Ага". Наконец она сказала:"Поняла." и отключила телефон. 

- Девоньки, слушайте меня внимательно. Фёдор не придёт. Вам же срочно нужно собираться в дорогу. Поможет вам Аграфена, что живёт на болотах. Наташа знает где это. Бывали мы там как-то. 
- Но это было сто лет назад! Я не помню уже! - засопротивлялась Наталья. 
- Вспомнишь. Идите по морошкиному следу и он вас выведет куда надо. 
- Морошкин след? - переспросила я, но Наталья уже тянула меня к выходу.

Неожиданно путь нам преградила Яга с кочергой и приложила палец к губам. Мы встали, как вкопанные. Одними губами бабушка прошептала: "Вниз!"  Округлив глаза, она бурно зажестикулировала свободной рукой, тыча кочергой нам под ноги. Наталья дёрнула меня за руку и я поняла, что стояли мы на крышке в подпол. Яга лихо поддела кочергой крышку и Наталья сразу же прыгнула во тьму. Я замешкалась на секунду и прыгнула вслед за Натальей. Крышка тут же встала на место и послышался низкий недовольный голос:
- Ну, здравствуй, Яга. 
- Здравствуй, Васенька. Здравствуй! Чай? А может кофейку тебе заварить? 
- Я с тобой не лясы точить пришёл. Благоверную мою видела? 
- Видела, Васенька. Видела. В лес ушла. Может догонишь ещё.   

Мы сидели, боясь воздух вдохнуть. Наталья крепко держала меня за руку и пальцем пыталась мне что-то просигналить или сказать. Я её не понимала. Потихоньку глаза привыкли к темноте и я осмотрелась. Так вот где бабушка хранит вещи и соленья-варенья! Подпол, как кладовая! Ай да баба Яга! 
- Подпол открывай! Знаю, что ты спрятала её! 
- Да что ты, Васенька! Зачем мне? 
- Тарахтелку её во дворе видел! Здесь она! Открывай!   

Наталья потянула меня в дальний угол, открыла крышку сундука и залезла в него, махнув мне рукой. Что за чудеса? Сундук волшебный? Я заглянула внутрь, но никакого волшебства там не было. Очередной сюрприз Яги. Не сундук это был, а вход в ещё один подпол. Двойное дно! Ну, бабушка!

- Выбираться надо отсюда. Не оставит поиски Вася. Рано или поздно и этот ход найдёт. 
- Почему он тебя преследует? Голос у него недобрый. 
- Не хотел он, чтобы я людям помогала. У него свое представление о нас. 
- И какое? 
- Дорогу указать, помочь провести в Тридевятое царство, но не бегать самой. Подсказала, дорогу указала и живи себе в избе травки суши да мази делай. 
- Так это что правда?! И Тридевятое царство есть?!
- А как же?!   

Наталья взяла метлу, лежащую рядом с ещё одной крышкой. "Неужели на метле полетим?" - хихикнула я. Но нет. Опять не угадала. Открыв крышку, Наталья высунулась с метлой наружу. В нос ударил запах сена вперемешку с запахом собачьей шерсти. Неожиданно избушка наклонилась сначала в одну сторону, потом в другую и потихоньку куда-то пошла. Наталья скомандовала мне:
- Прыгай немедля!   

Я прыгнула и оказалась в высоком стогу сена. Избушка побежала через лес, ломая ветки, а Наталья пыталась встать на ноги, одновременно отряхивая одежду. 
- Что ты сделала? Почему избушка понеслась, как лошадь? 
- Пощекотала немного, - улыбнулась Наталья. - Пошли быстрей, а то Вася вернётся. 
- Мы не поедем на мотоцикле? 
- Нет. Аграфена на болотах живёт. На мотоцикле там не проехать.   

Мы шли, пробираясь через бурелом. Снега в лесу практически не было, что оказалось нам на руку. Местами зеленели мшистые проплешины, но они, как сказала Наталья, были самыми опасными. 
- Ищи морошку! 
- А как она выглядит? Я не помню.

Я и правда не помнила. Бабушка собирала разные ягоды, но кроме земляники, малины и черники других ягод я не могла вспомнить. 
- Когда всё успокоится, пойдём в лес с тобой. Покажу где черника водится, вишня дикая, клюква и барбарис. А летом собирать будем и пироги печь.   

Наталья остановилась и я от неожиданности на полном ходу в неё влетела. 
- Что такое? - массируя лоб, спросила я. - Морошку нашла? 
- Чего же ты от меня бегаешь, Наташа? Мы же взрослые люди. Давай поговорим, обсудим. Отпусти подопечную свою. Дальше ей своя дорога.   

Перед нами стоял Василий. Сегодня он выглядел намного лучше. Синяков под глазами не было и в целом выглядел отдохнувшим и посвежевшим. 
- Поговорим. Только Марьяну не трогай. 
- А зачем она мне? У неё свои сказки, у меня свои. 
- Иди, Марьяна. Дорогу сама найдёшь. Как увидишь морошку, сразу поймёшь! И не оглядывайся! А то в камень превратишься!   

И я пошла. Очень уж хотелось обернуться, а ещё больше остаться, но я понимала, что баба Яга младшая и Кощей точно без меня сами разберутся.

Пройдя шагов сто, я увидела вдалеке янтарные капли, переливающиеся и играющие под лунным светом. Подойдя ближе, я поняла, что это были оранжевые ягодки. Взяв одну в руки, она разлетелась на тысячи янтарных стеклышек, которые тут же растаяли и исчезли. Ягодки росли странно. Не ковром покрывая полянку, а словно тоненькая дорожка, убегающая вглубь леса. 
- Да это же и есть морошка! И её след! Я нашла! Я справилась!

Порадоваться было не с кем и я продолжила свой путь, вскоре выйдя на небольшой пруд, на краю которого стояла старенькая покосившаяся избушка. Вокруг неё все деревья были в лентах. Я сразу вспомнила свою сказку о лоскутном одеяле. Откуда я про неё знала? Может бабушка Лукерья рассказывала, а я забыла? Навстречу вышла старенькая, но бодрая бабушка.
- Здравствуй, доченька. За лентой пришла? 
- Нет, бабушка. Не за лентой. Мне Аграфена нужна. 
- Зачем она тебе? 
- Запуталась я совсем, - зачем-то сказала я, ведь у меня были наготове совсем другие вопросы.
- А ты остановись, за верёвочку-то потяни и распутаешься,- прищурясь, сказала старушка.
- За какую верёвочку? – искренне не поняла я.
- Ну, ты ж сама сказала, что запуталась. Потяни и...
- Ой, бабушка, даже и не знаю. В этом клубке не одна ниточка похоже, – вздохнула я.
- А что это у тебя волосы короткие такие? Негоже это. Ленты как вплетать? 

Мне было не до этих мелочей, но бабушка не отставала. Ушла в избушку и вышла с целым ворохом разноцветных лент.
- Ну-ка, садись-ка сюды! - указала она на покосившуюся скамеечку.
- Она меня не выдержит,- запротестовала я.
- И не таких выдерживала. Садись говорю. 

Я села. Скамеечка затрещала, заскулила и еще больше накренилась. Приготовившись вскочить в любой момент, я не обращала внимания, на старушку. Та что-то за моей спиной шептала да приговаривала. Наконец она сказала:
- Вставай и к пруду иди. Погляди на себя. 

Долго уговаривать меня не пришлось. Руки уже устали поддерживать тело на весу. Сесть я так и не решилась. Ноги начали затекать из-за неудобной позы. Подойдя к воде, я ахнула. На меня смотрела я, но помолодевшая лет на десять так, а с плеч свисали две густые косы, переплетенные лентами.
- Вот теперь порядок. А то не пустят тебя туда, - собирая остатки лент, сказала старушка.
- Куда не пустят?
- Ну так в Тридевятое царство. Сразу смекнут кто ты и сгинешь навсегда со свету. Не дождется тебя Егорка твой.
- А откуда вы про Егора знаете? - прикрылась я косами, словно они защищали от всего: от слов, действий нехороших и людей странных.
- Эк ты быстро с косами освоилась! Волосы твои и подсказали. Не получилось бы ленты в твои три волосинки вплести, ежели суженного ты еще не встретила. Вот так вот. А имя... Холостых мужиков в округе немного ходит. А этот по возрасту подходит. Три плюс два сложила, вот и считай.
- Я ничего не поняла, но наверно спасибо нужно сказать вам.
- Ты же не за этим сюда пришла. Спасибо скажешь, когда вернешься обратно. Если получится конечно вернуться.
- Откуда вернусь? И почему не получится?
- Хотя нет, точно вернешься. Такую любопытную выпрут из Тридевятого царства. У них там своих таких хватает. Иди уже.
- А куда идти-то? – не понимала я.
- Ну так в воду и иди! Или ничего не рассказывала тебе Лукерья? 

Тут я начала вспоминать, как бабушка рассказывала про озеро какое-то, где они девчонками купались и ленты вплетали друг другу в косы. Не про этот ли пруд бабушка сказки ведала? И вспомнила я, что подруга у бабушки была закадычная, Аграфена.
- Бабушка, а как вас звать? – спросила я, будучи до подбородка в воде.
- Сама уж догадалась,– улыбнулась старушка. 

Не успела я ничего ответить, как меня затянуло под воду. Благо я успела воздух вобрать в легкие. Побултыхавшись немного в мутной воде, я вынырнула на поверхность. Ноги спокойно нащупали дно и я пошла на берег. Там меня ждала молодая женщина с сияющим лицом.
- Здравствуй, Марьянушка! Заждалась я тебя уже.


Рецензии