Мопед или не мопед?
Существует определение: "Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч".
А если на велосипед поставить вентилятор мощностью 1 Вт автоматически не отключающийся на скорости более 25км/час, то велосипед перестанет быть велосипедом? Или смысл в том, что электродвигатель не должен автоматически отключаться на скорости менее 25км/ч? На 30 можно, на 40 можно, а на 20 нельзя?
В одних местах пишут, что электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи, электроскейтборды – это всё средства индивидуальной мобильности (СИМ) независимо от мощности! В других, что чтобы считаться СИМ, транспортное средство должно весить не более 35 кг, иметь длительную мощность не более 250 Вт и не разгоняться более 25 км/ч. Где правда?
Номинальная максимальная мощность двигателя в режиме длительной нагрузки бывает указана неверно, а простых методик проверки длительной мощности двигателя ещё не придумали. Верить производителю? А разве нет производителей, специально указывающих на двигателях неверную мощность или вообще её не указывающих? Но даже если мощность указана верно, в одном случае двигатель с длительной мощностью в 250Вт может работать с контроллером, не позволяющим двигателю развить более 250Вт даже кратковременно, а в другом случае двигатель с длительной мощностью 250Вт может несколько минут выдавать в 2 раза большую мощность или несколько секунд в 4 раза большую мощность. 1 кВт на тротуаре среди пешеходов – разрешённая норма? Сколько секунд нужно чтобы потерять управление и совершить ДТП? Велосипедисты, конечно, могут и больше выдать, но всё же их вряд ли может «заклинить» в максимальном режиме в отличие от техники. Зачем «привязывать» нормативы к длительной мощности, когда режим работы повторно-кратковременный (то разгон, то накат, то торможение, то на светофоре стоишь)?
Предлагаю сделать так:
Транспортные средства (ТС) не считаются «мопедами» если кратковременная (за 1 секунду) максимальная механическая мощность движущая ТС, идущая от их двигателей, не превышает 500Вт при скорости движения до 25км/ч, и не превышает 100Вт при скорости движения свыше 25км/ч.
И не важно, гироскутер это, или самокат, или велосипед, или роболошадь. При этом не всё что не считается «мопедом», не требует водительского удостоверения (ВУ). Даже маломощные, но крупногабаритные и (или) тяжёлые ТС при езде по дорогам общего пользования потребуют ВУ тракториста-машиниста, возможно, за редкими исключениями.
Вопросы:
Почему "кратковременная", а не длительная? Ответ: Длительная мощность не так важна.
Почему "механическая"? Ответ: Не важно, сколько электрической мощности потребляет ТС, важно, сколько механической мощности на выходе.
Почему "движущая ТС"? Ответ: Только часть мощности идёт на движение ТС. Остальное может идти на нагрев трансмиссии, на деформацию движителей, на удержание баланса и т.п. А ещё на ТС могут быть устройства, механическая мощность которых не идёт на «движение» ТС. Нам не важна мощность, которая не «движет» ТС.
Почему "идущая от их двигателей"? Ответ: Мощность может идти и от мускулов и от ветра и от гравитации (на спуске). А то и санки к «мопеду» приравняют.
Т.е. ТС без двигателей, но с парусом, «мопедом» считаться не будет? Ответ: Такое ТС не будет «мопедом», но ни на обычные дороги, ни на тротуары его пускать не стоит ввиду непредсказуемого поведения (порывы ветра иногда и ТС без паруса опрокидывают). Не всё что не считается «мопедом» можно на пешеходные дорожки, тротуары и т.д.
Какая длительная мощность допустима? Ответ: Длительная мощность не нормируется. Разумеется, длительная мощность не может быть больше кратковременной.
А как же гироскутеры с заявленной мощностью 700Вт и более? Их к «мопедам» приравняют? Это у них кратковременная или длительная мощность указана? Ответ: Маркетинг дошёл до того, что производители «хвастают» не «полезной» механической, а потребляемой электрической мощностью, или вообще непонятно какой. При замере кратковременной максимальной механической мощности движущей ТС, идущей от их двигателей, они вряд ли выдадут более 500Вт, возможно, за редкими исключениями.
Как тогда понять «мопед» или «не мопед»? Ответ: Производители ТС или уполномоченные органы должны указать это. Сами водители могут примерно вычислить (проверить) мощность с помощью приложения на смартфоне и весов. Измерили суммарный вес, «забили» его в приложение, включили навигацию и (со смартфоном в кармане) прокатились в максимальном режиме (газ на полную) без помощи ветра, мускульной силы. Приложение всё посчитает и выдаст результаты. Или вручную – по времени подъёма известного веса на известную высоту, или по высоте подъёма известного веса за известное время. Контролирующая сторона может определять мощность даже дистанционно (по камерам видеонаблюдения). Суммарный вес по камерам, конечно, сложно определить, но примерно предположить можно. При подозрении на нарушение можно остановить и проверить реальный вес, а можно даже встроить весы в тротуар.
А не много ли 500Вт, может и 250Вт достаточно? Ответ: Смотря для кого. Предлагаете запретить таким как Валуев кататься на гироскутере по тротуарам? А для детей многовато конечно, но технически ограничить мощность ТС в одних условиях на одном уровне, а в других – на другом, сложно. Не стоит допускать детей до управления мощными (для них) ТС.
А почему разрешается 100Вт при скорости движения свыше 25км/ч? Ответ: Это устранит технические и юридические проблемы.
Технически реализовать сохранение мощности до 25км/ч и полное отключение двигателей на скорости свыше 25км/ч, да так чтобы оно легко не «взламывалось» – не просто. Лучше ограничить скорость за счёт естественного снижения мощности двигателей при приближении к максимальным оборотам. Но тогда, чтобы на скорости свыше 25км/ч мощность была нулевой, естественное снижение мощности должно начинаться заранее (где-то на 18 км/ч). Т.е. после 18 км/ч мощность начнёт резко падать, и ТС не достигнет даже 23 км/ч. Избыточное ограничение получится. Если же «разрешить» 100Вт, ситуация в этом смысле чуть улучшится.
Также ТС мощностью не более 100Вт не потребуют «ограничителей», чтобы считаться «не мопедами».
При этом 100Вт не такая уж большая мощность чтобы её запрещать. Более 25км/ч на 100 ваттах ехать всё равно не получится, возможно, за редкими исключениями.
Может ли такое быть, что ТС в новом состоянии будет считаться «мопедом», а в б/у – не будет, в связи с изношенностью аккумулятора? Ответ: Может, но смену «класса» нужно подтвердить доказательствами, например результатами проведённых испытаний в специализированной лаборатории, с маркировкой (пломбировкой) узлов ТС (а то испытание проведут со старым аккумулятором, а после испытаний поставят новый). Без таких доказательств контролирующей стороне достаточно, например, что вы ехали по тротуару на ТС такой-то марки такой-то модели, которое классифицируется как «мопед». Испытывать в каждом случае, не превратилось ли ТС из «мопеда» в «не мопед», контролирующая сторона за свой счёт не обязана. Если «класс» ТС позволяет ехать по тротуару, неизвестен или ТС самодельное, то уже контролирующая сторона должна индивидуально доказать, что именно этому ТС на тротуары нельзя, а не вы – что можно.
Ещё можно придумать самодиагностику ТС, по которой ТС само «скажет» свой «класс» исходя из степени изношенности аккумулятора, но есть риск, что найдутся умельцы, которые взломают самодиагностику, и ТС будет неверно «сообщать» свой «класс».
А если у ТС будет переключатель «класса»: «мопед» и «не мопед», и когда едешь по трассе включаешь «мопед», съезжаешь на тротуар – «не мопед»? Так можно? Ответ: Не должны всякие переключатели отвлекать водителя от управления ТС. Сама возможность быть «мопедом» может быть опасна: Переключатель можно забыть переключить, случайно переключить, само может переключиться (от тряски или глюк такой), неправильно можно включить (специально или случайно), «заклинить» может в максимальном режиме и т.д. А мощность и скорость можно и ручкой (курком) газа менять, «класс» от этого же не меняется?!
А если ТС будет умным, и само прямо на ходу будет менять свой «класс» в зависимости от обстановки? Едешь по трассе – «мопед», съезжаешь на тротуар – «не мопед». Ответ: Надо тщательно испытать такое ТС и если оно окажется безопасным, то почему бы и нет?
Свидетельство о публикации №225112700781