Без зуба мудрости
страх перед стоматологическим
лечением, врачом-стоматологом и даже
оборудованием в клинике.
Моя семья на протяжении многих лет лечилась в престижной стоматологической клинике нашего города. Семейный подряд по обслуживанию пациентов приносит не малый доход, но и материалы для лечения стоят не дёшево. Удаление зуба, косточки, выросшей из ячейки челюсти для первичной механической обработки пищи, – это крайняя мера, как советуют специалисты этой профессии, и их мнение о зубах чрезвычайно важно. Острая зубная боль заставила меня нанести визит к нашему семейному стоматологу. Одной из самых пугающих процедур для многих является лечение корневых каналов. Оно предполагает удаление инфицированных тканей из корня зуба и последующую его герметизацию.
После снимка выяснилось, что при помощи современных материалов, зуб вылечить невозможно. Из уст врача прозвучало: «Зуб номер семнадцать требует удаления». Этот сложный зуб находится в верхней челюсти и вероятность нарушения кости велика. Страх и паника возникала не от удаления зуба, а от последствий от этого действия.
Удаление зубов мудрости считается самым болезненным из-за сложности процедуры и расположения зубов. Процедура удаления занимает немного времени. Обезболивающий укол освобождает пациента от боли, но не от чувства страха. Главное не бояться, но всё зависит от внутреннего душевного состояния.
Начитавшись советов из интернета, понял как вести себя у врача. Предварительно сделал снимок зуба, его судьба предрешена – удаление. Сидя в кресле, чтобы сбить волнение и не дать ход эмоциям, начал читать молитву, у каждого должна быть своя. Нужно идти навстречу страху. Это помогает. Шанс умереть у стоматолога не велик. Однако, согласно данным ведомства, ежегодно на приёме у дантистов жизнь внезапно обрывается более чем у тридцати человек. Поэтому стоматофобия – боязнь зубных врачей и любого стоматологического лечения, от лёгкого волнения до панической атаки и даже обмороков.
Обколов зуб обезболивающим, при этом важно знать, чтоб на вводимый препарат не было аллергии, иначе до лечения или удаления зуба дело можно и не дойти, дантист сделал надрез слизистой в оперируемой области, после чего произвёл спиливание видимой части зубных тканей и, разделив зуб на фрагменты, приступил к их удалению. Лекарство подействовало хорошо, боли не было. Три глубоких корня сидели в десне на века. Чем док только там не ковырял, даже применял предмет, похожий на шило, но дугообразный. В голове моей всё трещало, хруст стоял неимоверный.
После удаления зуба и корней образовалась лунка – прямой проход в гайморову пазуху. Док вставил туда гемостатическою губку, придав ей нужную форму. Губка впитывает в лунке излишки крови, увеличиваясь в размерах, оказывая давление на мелкие сосуды.
Док пригласил прийти на осмотр через восемь дней. С больной головой и отёком я пошёл домой. Боль все восемь дней не проходила.
В мой визит в установленное время, док убрал губку, устранил обломок зуба и отправил меня домой. При этом шутливо сказал: «Когда дровосек рубит, щепки летят», но меня это не обрадовало.
Через восемь дней я навестил доктора. Боль прекратилась, швы были сняты, поставлена турунда, назначено полоскание, но рана не заживала.
В следующий раз док обработал лунку антисептиком, рекомендовал купить шприц с кривой иглой и промывать место, где удалён зуб. Назначил прийти через восемь дней. За то время появились неприятные ощущения: при употреблении жидкости началось подтекание её с правой стороны носа. Док обработал полость, снова вставил турунду. Объяснил, что нужно подождать, чтобы ткани стали твердыми и появилась возможность зашить лунку. Спустя три часа я убрал турунду. Это оказалось не сложно, так как этот ватный тампон легко ощущался языком. Образовался свищ.
Было рекомендовано после каждого приёма пищи промывать дыру хлоргекседином. Сам такую процедуру, я делать не мог. Придя к доктору, прождав приёма около часа, услышал, что у него эндодонтической иглы нет и хлоргекседина тоже нет. Купив в аптеке препарат, настоял на промывке ранки от удалённого зуба. Док с большой неохотой провёл манипуляцию, но при этом порекомендовал научиться это делать жене, то есть самоустранился. Хотя в моих страданиях была полностью его вина. Знакомый дантист дал иглу соответствующей формы и научил супругу вводить препарат. Два три раза в день мы промывали гайморову пазуху. Процедура не из приятных, лежать нужно под определённым углом, жена иногда промахивалась и попадала иглой в десну. Шла кровь, появлялась боль. Во время приёма пищи через нос выскакивали остатки пищи. На медицинском языке это звучит так: «Перформативная травма основания синуса – сквозная травма дна гайморовой пазухи. Образуется патологическое сообщение между воздухоносными полостями и ртом».
Спустя некоторое время, появился неприятный гнилостный запах из носа. Причина – поражения придатков пазух. К появлению запаха из носа приводит атрофический процесс, вызванный бактериями. Ужасно испугавшись, сразу направился к дантисту. Он даже не осмотрел меня, только посоветовал промывать. Не уважительное отношение к пациенту в очередной раз расстроило меня.
Записался к заведующему челюстно-лицевой хирурги (ЧЛХ) первой городской больницы города Севастополя. Приём назначили через две недели. Все эти дни супруга вводила раствор для промывания гайморовой пазухи. В один из дней, случилось чудо, через ноздрю выскочила турундочка. Тампон сильно издавал гнилостный запах, там размножались бактерии. Зловоние не выносимое. Бактериальная инфекция не позволяла срастить десну в месте удалённого зуба. Благодаря частому промыванию, мы не давали возможность активно размножаться бактериям. Иначе последствия могли быть катастрофическими.
Горе-дантист, видимо, после удаления зуба провалил валик, насыщенный лекарством, в гайморову пазуху и в спешке забыл его вытащить.
Сейчас тяжело судить на каком этапе это произошло, но факт остаётся фактом, сначала грешили на осколок зуба, а оказалось сложнее.
При посещении заведующего отделением городской больницы выяснилось: в связи с неудачным удалением зуба и выше описанными обстоятельствами, требовалась операция. Диагноз – гайморотомия. Заведующий посоветовал продолжать промывания, обрадовал, что турунда выскочила – это большая удача. Операция была назначена через месяц, при этом промывка гайморовой пазухи обязательна. Во время приёма пищи через правую ноздрю выскакивали её кусочки. Всё это выглядит смешно, но мне было не до смеха. Проведение трёх, четырёх манипуляции в день, очень раздражало нас. Нарушался семейный уклад жизни, но мы справились и с этой проблемой. Согласившись на операцию, меня насторожило, что будут срезать верхнюю челюсть, убирать в гайморовой пазухе всё не нужное, поставят дренаж, и как часто бывает неудачно. Потом повторная операция. Как пояснил заведующий, этим методом пользовались со времён Великой Отечественной войны. Также добавил, что существует новый метод, но ни в Севастополе, ни в Крыму нет соответствующей аппаратуры.
Обзвонив несколько клиник по Крыму и Севастополю, убедился в правдивости заведующего. Обратился к отличному другу, Андрею, проживающему в Москве. Он вывел меня на стоматологический центр «Альбис», связал с московским дантистом. Я переслал ему панорамный снимок, описал ситуацию. Получил те же рекомендации: продолжать манипуляции, дабы избежать повторной инфекции, и предложение через два месяца приехать на операцию. Обнадёжил, челюсть вскрывать и резать не будет. Зайдёт через лунку специальным эндоскопом, всё почистит и зашьёт. Операция займёт около трёх часов. Цена – восемьдесят тысяч рублей. Долго не думая, перезвонил городскому заведующему и отказался от операции в Севастополе и от двух недель находиться бесплатно в стационаре. Два месяца требовалось продолжать полоскание и промывание, получая иногда травмы.
В назначенный день с супругой приехали в столицу. Поселились в гостиницу. На другой день прибыли в клинику. Нас мило встретили.
Сделали повторную компьютерную томографию. Наконец то, очутился в кресле. Врач стоматолог-хирург, челюстно-лицевой хирург, стоматолог-имплантолог, преподавал в ВУЗе. Стаж более двадцати четырёх лет. Власов Михаил предложил вырвать соседний зуб, так как тот вскоре требовал удаления. Страх улетучился давно, ожидание операции, было спасительным и переломным моментом моей жизни. Получил дозу различных уколов в виде местной анестезии. Док удалил зуб. В ходе хирургического вмешательства он ввёл эндоскоп, очистил полость гайморовой пазухи от гноя, а его там оказалось не мало, с помощью специальных инструментов иссёк разрастания слизистой ткани. Около часа док долбил через лунку в пазухе множество новообразований. Создал дренаж для отвода лишней жидкости из пазухи. После операции более часа я отдыхал, так как имел бледный вид. Конечно, процедура не для слабонервных. Ужасно устал, сказывалось напряжение. Переживал о возможных осложнениях: повреждение лицевого нерва, инфицирование пазухи, развитие травматического неврита, образование свища, кровотечения, головную боль. На мою радость ничего не случилось, профессионал своего дела оказался отличным специалистом, работал в научно исследовательском институте. Я очень рад, что попал в его руки и благодарен ему. На второй день док снял дренаж.
Мы вернулись в Севастополь. Дренажный проход затянулся, но осадок от семейного «доктора» в кавычках, остался. По возвращении из столицы мой приятель прокурор, ныне адвокат, специалист своего дела, предложил подать иск и предъявить требование о возмещении материального ущерба. Проезд, проживание, питание и операция в общей сложности – около ста пятидесяти тысяч рублей. Большого труда не составило бы предъявить исковые требования и с большой вероятностью дело можно было выиграть. Врачебная не компетентность, да и само отношение к пациенту вызывает отторжение от такого специалиста. Я не стал «марать руки». Пусть эта история с зубом мудрости останется на его совести. Бог нас рассудит. В результате плачевного опыта даю рекомендации: прежде чем обращаться к доктору за любым лечением, сначала убедитесь в его компетентности. Благо сегодня есть интернет.
Свидетельство о публикации №225112700803
