Венчаться vs развенчаться

Аннотация

Крошка дочь к отцу пришла и спросила кроха:
– Раз венчаться хорошо, то развенчаться – плохо?

Все детишечки-книголюбы [и взрослые дяди и тёти, заглядывающие сюда, чтобы выдернуть на досуге одно-другое полено из авторской «Колоды», да и поджечь его искрами от своих раскалившихися от умственных усилий синапсов], отлично знают, что у автора секретов нет. А ещё у него нет совести, морали и человеколюбия. Да много чего нет [и не надо]. Поэтому, слушайте, детишки, и не говорите потом, что не слышали мизантропически-честный ответ автора этой весьма юной, но уже настолько мудрой крохе в философском цинично-ироничном стиле, приправленный толикой сарказма, что даже она всё поймёт. А вы – тем более.

Ограничение по возрасту: снято по настоятельной просьбе этой любознательной маленькой девочки



ВЕНЧАТЬСЯ vs РАЗВЕНЧАТЬСЯ


Что ж, следует отложить в сторону сухие словари, взять в руку чашечку чая и углубиться в сумрачный, но плодородный чернозём натуры славянских по роду, но «католических» по ходу мыслей [в ругательном смысле] целого ряда современных человеков, – и не просто неких абстрактных «человеков», а вполне себе реальных, проживающих вместе с вами одно ваше общее время. Придётся поговорить о трогательном и слегка наивном венчании и в какой-то степени бухгалтерском [то есть расчётливом] по духу «развенчании» – этом великом и лицемерном ритуале самоуспокоения.

Для начала имеет смысл признать очевидное: венчание – это не союз двух душ перед Богом. Скорее это как поступить сразу после школы в институт/университет. Не тот, учёба в котором приблизит тебя к реализации твоего призвания в жизни, а тот, в который хватило баллов. Ну или [для старшего поколения] в который удалось «пройти» по результатам вступительных экзаменов в ВУЗе. Или, иначе говоря – это финальный акт романтической комедии, который зритель покидает с чувством умиления, не дожидаясь развязки.

Публичная клятва в верности друг другу обычно даётся в состоянии временного помешательства, вызванного гормонами и социумом. Молодые люди венчаются не для того, чтобы обрести нечто вечное, а чтобы закрепить прекрасный миг, законсервировать его, как персик в сладком сиропе. Они надевают и стоят под венцами – символы царственности, – даже не подозревая, насколько тесной и тяжелой может оказаться для каждого эта «корона».

К сожалению, затем у около половины счастливых пар наступает несчастливый гражданский развод. Юридическая процедура, сухая и бесчувственная, как счёт от стоматолога. Делится имущество, квадратные метры, банковские счета и назначаются часы свиданий. Не друг с другом, – с детьми. Это болезненно, но как бы честно [нет]. Это признание провала конкретного совместного предприятия. Однако душа, еще не остывшая от жары прежних клятв, требует не просто расторжения контракта, а некоего символического акта отмены. Сжечь фотографии недостаточно. Нужно попытаться аннулировать само волшебство бывшего брачного союза.

И вот здесь рождается этот гениальный оксюморон – «развенчаться». Это попытка вернуть уже прокомпостированный [привет, старшее поколение!] билет в рай, который оказался не таким, каким вы его себе представляли. Это паническое требование к Вселенной: «Истеричное постукивание по клавише «Del» – Отменить! Всё отмотать назад!». Всё, конечно, назад отмотать не получится. Но акт [венчание] закончился. Начался процесс развенчивания иллюзий.

Церковь рассматривает брак как таинство, которое, будучи совершено правильно [добровольно, без принуждения], не может быть просто «отменено» нажатием клавиши на клавиатуре. Не существует обряда, обратного венчанию, который бы «отменял» благодать таинства. Это не магический ритуал, действие которого можно аннулировать другим ритуалом обратной полярности.

Но в чем же тогда суть этого действа? Речь о расторжении церковного брака. Мизантропическая честность скажет, что для верующего это становится попыткой вымолить у Бога индульгенцию на собственный провал. «Прости, Господи, что мы не справились с Твоим даром. Дай, пожалуйста, чистый лист и возможность повторить с другой/другим». Это банальная сделка – покаяние в обмен на аннулирование. Церковь, выступая в роли уже известного вам возвышенного менеджера в очках в тонкой оправе по клиентским отношениям с Небом, с неохотой, но предоставляет эту услугу – «расторжение», – прикрывая её фиговыми листками бюрократических формулировок о «смерти брака». Смерти, в которой, разумеется, никто не виноват.  При этом всё не так просто и не так «играючи». Это серьезный процесс, который рассматривается церковным судом. Основания для него обычно строго оговорены [супружеская измена, невозможность семейной жизни из-за психического заболевания, покушение на жизнь супруга или детей; невозможность иметь детей и др.].

Но для неверующего [недостаточно верующего] это и вовсе чистый фарс. Ты просишь аннулировать договор с контрагентом, в былом существовании которого сейчас ты не на сто процентов уверен/уверена. Но ради любимой/любимого делал вид и местами даже почти верил/верила. Ты требуешь «снять благодать» с вашего союза, в сакральность которого твоя вера давно утрачена. Это экзистенциальный театр абсурда, где избалованный овациями актёр требует у режиссёра, которого он же и выгнал, вычеркнуть его роль из спектакля, что уже был сыгран перед публикой много раз.

Нужно ли автору продолжить развенчивание самого «развенчания»? Одному из бывших супругов – так просто необходимо. Так что же такое «развенчание» в этом контексте? Это великая иллюзия о разрушении иллюзии.

Вы полагаете, что, пройдя через этот церковный или внутренний ритуал,  миф о вашей «особенной» любви автоматически будет развенчан? Нет, конечно.  На деле просто будет создан новый миф – об обоюдном освобождении. Вы верите, что ваша внутренняя решимость «поставить крест» на прошлом, подкреплённая бумажкой из церкви, действительно что-то меняет в ткани мироздания. Увы.

Никакое «развенчание» не снимет с души занозу воспоминаний. Не отменит тех лет, что были прожиты вместе. Не сотрёт ни смех на кухне в пять утра, ни боль от предательства. Это просто еще одна красивая, слегка горькая и по-человечески наивная попытка придать смысл хаосу жизни, облечь свой экзистенциальный сюр в строгие ритуальные одежды.

В конечном счёте, «развенчание» брака – это последняя романтическая фантазия, которую мы позволяем себе на руинах наших чувств. Ироничная и до слёз жалостливая попытка просить у Создателя: «Господи! Сделай так, что как бы не было того, что было. Это был/была не я».

Но прошлое не отменить. Можно лишь переступить через его обломки и двинуться дальше, не тратя силы на ритуалы отмены. Истинное «развенчание» происходит не в церкви и не чиновниками от церкви, а в тот момент, когда ты перестаешь об этом просить. И прощаешь того, кого больно простить.


Рецензии