***

### Повесть о благочестивом купце и искушении его


В одном граде, что стоит на семи холмах, жил;был купец Феофан Игнатьевич, муж степенный, бородатый, в шёлковой поддёвке и с перстнем на мизинце. Дом его был полон серебра и парчи, амбары ломились от товаров заморских, а в моленной горели неугасимые лампады пред образами древними, писанными ещё при царе Иване.

Каждое утро Феофан Игнатьевич поднимался с постели на заре, облачался в халат камчатый и, перекрестившись трижды, приступал к молитве. Читал он «Отче наш» неспешно, с расстановкой, дабы каждое слово дошло до небес во всей полноте своей. Потом следовали каноны и акафисты — по расписанию, утверждённому духовником его, отцом Амвросием, человеком строгим и проницательным.

— *«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»* ($Пс. 1:1$), — возглашал Феофан Игнатьевич, воздевая руки к иконам, — и душа его наполнялась умилением.

Вечера же посвящал он делам купеческим: проверял счета, принимал приказчиков, раздавал указания. И всё бы ладно, да только одолевала его мысль неспокойная: а достаточно ли благочестив он пред лицом Господа? Не кроется ли в сердце его тайный грех, неведомый даже духовнику?

Однажды, в день воскресный, после литургии, подошёл к нему незнакомец в плаще тёмном, с лицом, скрытым под капюшоном.

— Феофан Игнатьевич, — молвил он вкрадчиво, — ведаю, что ты человек праведный, но… не тяготит ли тебя бремя богатства? Не говорит ли апостол: *«Корень всех зол есть сребролюбие»* ($1 Тим. 6:10$)?

Купец вздрогнул. Слова незнакомца будто ножом резанули по сердцу.

— Кто ты? — спросил он, сжимая в руке нательный крест.

— Я — глас совести твоей, — отвечал незнакомец. — И говорю тебе: раздай имение нищим и последуй за Мной ($Мф. 19:21$).

Феофан Игнатьевич побледнел. Мысль о раздаче имущества казалась ему немыслимой. Как же он будет жить? Чем кормить семью? Где брать средства на новые закупки?

— Но ведь и Сам Господь сказал: *«Не можете служить Богу и мамоне»* ($Мф. 6:24$), — продолжал незнакомец, и голос его звучал всё проникновеннее.

Купец закрыл глаза. Перед ним пронеслись картины: амбары, полные зерна, лавки, ломящиеся от тканей, сундуки, набитые золотыми червонцами. А потом — пустыня, рубище, хлеб насущный, добываемый в поте лица…

— Нет! — вскрикнул он наконец. — Не могу! Я — купец, а не монах!

Незнакомец усмехнулся.

— Так знай же: ты избран для испытания. И если не преодолеешь искушения, то падёшь в пропасть греховную.

С этими словами он исчез, словно растворился в воздухе.

Феофан Игнатьевич стоял, оцепенев. В ушах его звучали слова Писания: *«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам»* ($Мф. 7:7$). Но что просить? Что искать? Как стучать в дверь, которая, быть может, не отворится?

Он вернулся домой, но покой утратил. Сидел у окна, смотрел на закат и думал: *«Что есть богатство? Что есть бедность? Где грань между благочестием и гордыней?»*

На следующий день он отправился к отцу Амвросию.

— Батюшка, — сказал он, склонив голову, — посетил меня искушающий дух. Велел раздать всё нищим. Что мне делать?

Духовник посмотрел на него пристально.

— Феофан, — молвил он, — помни: *«Вера без дел мертва»* ($Иак. 2:26$). Но и дела без веры — прах. Ты богат, но богатству твоему дана цель: помогать ближним, поддерживать Церковь, заботиться о семье. Не беги от своего креста, но неси его с благодарностью.

Купец вздохнул. Слова отца Амвросия принесли ему утешение, но не изгнали сомнений до конца.

И тогда он решил: буду творить милостыню, но не разоряясь; буду молиться, но не забывая о делах; буду искать Царствия Божия, но и о хлебе насущном не забуду.

Так и жил он дальше, балансируя меж двух берегов — благочестия и мирской суеты. И хотя искушения не оставляли его, он твёрдо знал: пока в сердце его звучит *«Господи, помилуй»*, он не погибнет.

А незнакомец тот больше не появлялся. Быть может, он и вправду был лишь гласом совести. Или — ангелом;искусителем. Кто знает?

Но одно несомненно: путь к спасению — не в бегстве от мира, а в том, чтобы, живя в нём, не потерять Бога.

*Аминь.*


Рецензии