Серебреный апофеоз разрухи русской культуры 3
Часть 3
Павел Флоренский как наиболее яркий и характерный представитель Серебреного века
Как уже отмечалось в предыдущих статьях толком, главным импульсом к проявлению культуры Серебреного века стало «богоискательство» разных деятелей русской культуры и русской культурной жизни.
Само явление «богоискательства» в разных видах сопровождало всю историю народов, проявляясь везде по разному. Мы, Русский Народ, как расовый культурный тип, от своей прежней ведической культуры, колониально миссионерски пришли к православному иудохристианству. В этом противоречивом духе иудохристианского «учения» пути того же «богоискательства» не могли быть не продолжены. Богоискательство сначала породило Католицизм, оно в виде своего отторжения народами вызвало средневековые массовые движения «бастардов» и «бегинок». Послужили толчком к формированию религиозных орденов и в дальнейшем к явлению миру Протестанизма в разных его видах. Богоискательство Преподобного Сергия Радонежского дало нам незыблемые Нравственные Каноны Руской Веры и Руский евгенический расовый Монастырь, просуществовавшие до Великого Раскола 1667 года. Богоискательство породило судьбоносный для России спор «нестяжателей» Нила Сорского и «стяжателей» Иосифа Волоцкого, в котором победили «стяжатели», чем определили дальнейшую судьбу Государства и Православия и его место в полнокровной русской культуре. Победе «стяжателей» и самому спору их с «нестяжателями» я хочу посвятить в дальнейшем отдельное исследование. Богоискательство породило разные толки старообрядчества и пагубное явление скопчества, получившего повсеместное распространение. Мистическим проявлением Серебреного века стало массовое увлечение спиритизмом. Этому массовому увлечению вынужден был посвятить научное исследование даже Великий Менделеев.
Религиозный фон «богоискательства» Серебреного века определила философия «всеединства» В. Соловьева (1853-1900), как предтеча, хотя и не явная, современного экуменизма, химеры всемирного объединения церквей. Наиболее ярким представителем философии «всеединства» Серебреного века был о. Павел Флоренский. Близким другом о. Павла Флоренского был «христианский социалист» будущий о. Сергий Булгаков (а в молодости просто социалист). И Соловьева, и Булгакова, и Флоренского отличала некая двойственность характера жизненных проявлений присущая им всем в разных видах. Соловьева отличала некая импульсивность поведения, тяга к популярности, к разным поэтическим опытам и близость к молодежной богеме. Булгаков под лжемистикой Серебренного Века впадал во всевозможные нравственные религиозные заблуждения типа «софианства» и «имясловия». Павел Флоренский естественник по образованию и «имясловцем» вносил элементы науки в свои теософские работы и также был убежденным «софианцем». Ересь - София Премудрость Божья превозносилась ими, как четвертая ипостась Святой Троицы. У всех троих явно противоборствовали в натуре разные расовые начала духа и это определяло их внутреннюю суть (говорю это не в осуждение, а просто констатирую факт, по крайней мере по моему мнению). Еще один яркий представитель философии всеединства того же Серебреного века Л.П. Карсавин (сестра его Тамара Карсавина знаменитая балерина, прима балерина «русских сезонов» в Европе и Америке Сергея Дягилева), но о нем отдельный разговор.
Почему я остановился на личности о. Павла Флоренского, потому что он и его окружение были типичными представителями того шаткого времени Серебреного века, наделенные недюжинными талантами и двойственные по натуре. Отец Павел после революции пошел ревностно служить новой власти. И в тоже время во многом благодаря его усилиям было учреждено «Общество по охране памятников культуры». Его характер не вписывался в логику революционных настроений царивших повсеместно и работа, в котором была небезопасна. Это и подтвердил дальнейший арест Флоренского и его растрел в 1937 году (предположительно). Он же во многом повлиял на спасение тех крох культурных богатств Троице Сергиевой Лавры, которые уцелели. Флоренский был инициатором спасения святой главы мощей Преподобного Сергия Радонежского от грядущего неминуемого осквернения и разорения святых мощей. Отец Павел, даже находясь в заключении на Соловках, до последних дней жизни занимался научными исследованиями, проблемами извлечения йода из морских водорослей для нужд фармацевтики и медицины.
Также шатка была повседневная жизнь и писательской, артистической и художественной элиты, все эти «Башни», «Бродячие собаки», «Ослинные хвосты» и другие кабачки богемы, посещение которых было привилегией и законом для своего определенного круга избранных, являлись штабами той культуры Серебреного века. Александр Блок символ эпохи, автор культовой серии стихов о Прекрасной Даме, Незнакомке со своим другом Андреем Белым (псевдоним Бориса Бугаева) устроили культ семейной жизни Блока с Любой Менделеевой, дочерью ученого, без телесных контактов между супругами. В то же время сам Блок регулярно закатывался в кабаки на всю ночь проводя там время с проститутками низкого пошиба.
После Февраля 1917 года Блока назначили в комиссию по расследованию преступлений Семьи Царя и ее окружения. Блок принял активное участие в работе комиссии и как честный человек констатировал, что все слухи клевета, а Анна Вырубова, про которую ходили упорные слухи, о ее участии в коллективных оргиях с участием царицы, вообще оказалась девственницей. Талантливый художник Илья Репин написавший лживых «Бурлаков на Волге», лживую картину, ничем, никакими фактами не потвержденную исторически, но формировавшую определенное общественное мнение в отношении личности Государя и всей Династии «Иван грозный убивает своего сына» и такое же дерзко мрачное «Заседание Государственного Совета» ходил в кумирах распропагандированной публики того времени. Вот таков был Серебреный век русской культуры, потерявший во многом нравственные и иные ориентиры общественной жизни. А продолжим эту тему в следующей или следующих статьях.
Свидетельство о публикации №225112700979