22 - Жизнь - это командировка из духовного мира?

Вопрос:
Можно ли сказать, что человек приходит в этот мир как в временную командировку, с целью совершенствования и духовного роста?

Ответ:
Это очень красивая и глубокая аналогия, которая действительно отражает часть истины. Она хорошо описывает ощущение "иного мира", тоски по чему-то большему и понимания, что земная жизнь — не конечный пункт назначения.

Давайте проверим, насколько полно метафора "командировки" отражает христианское мировоззрение, и где ее пределы.

Что в этой метафоре точно соответствует христианству?

Временность. Да, христианство однозначно учит, что земная жизнь временна. Это "странствие и пришельство" (1 Пет. 2:11), "пар, являющийся на малое время" (Иак. 4:14). Мы здесь не навсегда.

Цель. Да, у жизни есть высшая цель, выходящая за рамки биологического выживания и мирского успеха. Эта цель — спасение, обожение (theosis), то есть максимально возможное единение с Богом, уподобление Ему в любви и святости. Это и есть главный "духовный рост".

Ответственность. В командировке ты несешь ответственность за выполнение задачи. В христианстве человек несет ответственность перед Богом за свою душу, за данные ему таланты (притча о талантах, Мф. 25:14-30) и за свою волю.

Где метафора "командировки" становится недостаточной или даже вводящей в заблуждение?

Она рисует образ, где наша подлинная жизнь — "там", а здесь мы лишь "гости". Христианство же говорит о чем-то более радикальном и великом.

1. Это не командировка, а Начало.

В командировке ты покидаю свой дом, чтобы потом в него вернуться. Но христианство учит, что у нас пока нет этого готового, совершенного "дома". Мы не вернемся в прежний Эдем. Мы идем к новому творению — к новому небу и новой земле (Откр. 21:1). Наша земная жизнь — не перерыв в "настоящей" жизни, а начало и фундамент той, подлинной вечной жизни, которая уже сейчас зарождается в нас.

2. Это не отрыв от "дома", а Встреча с ним.

В командировке ты далек от начальства и коллег. В христианстве все наоборот: именно здесь и сейчас мы встречаемся с Богом. Он не "там, в главном офисе", а с нами "во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Наша задача — не тосковать о далеком Боге, а узнать Его и соединиться с Ним здесь, в таинствах, в молитве, в любви к ближнему.

3. Цель — не только личный рост, а Любовь.

Цель командировки — выполнить задачу и прокачать свои скиллы. Цель христианской жизни — любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему. Вечная жизнь — это не просто личное блаженство усовершенствованной души, а полнота отношений в Боге, который есть Любовь (1 Ин. 4:8). Сам "духовный рост" — это рост именно в любви.

4. Плоть — не временный костюм, а часть личности.

В некоторых восточных концепциях тело — это темница души или просто временная оболочка. В христианстве тело — храм Духа Святого (1 Кор. 6:19). Мы верим не в бессмертие души, а в воскресение тела — преображенного, духовного, но реального. Наша вечная жизнь будет не бесплотным существованием, а жизнью целостной личности, души и тела.

Более точная метафора:
Возможно, более точным, хотя и более сложным, был бы образ "строительной площадки" или "рассадника".

Мы находимся на "строительной площадке" нового мира. Здесь, через наши страдания, радости, борьбу и любовь, Бог созидает в нас новую тварь (2 Кор. 5:17). Мы не просто "прокачиваем душу", а из грешного, смертного материала становимся пригодными для вечной жизни в Царстве Божьем.

Или мы как саженцы в "рассаднике" (этот мир), где нас закаляют, поливают, чтобы потом пересадить в открытый грунт (Царство Небесное) для вечной жизни.

Итак,
Можно ли сказать, что жизнь — это командировка?

Да, если вы хотите подчеркнуть ее временность, целеустремленность и нашу ответственность.

Но нет, если этой метафорой вы хотите описать всю полноту христианской надежды. Потому что мы не просто командированные работники.
Мы — дети Божьи, находящиеся в процессе болезненного и радостного преображения, цель которого — не вернуться в старый дом, а войти в новый, обрести не просто улучшенную душу, а новую, вечную жизнь в любви вместе с воскресшим Христом и всем преображенным творением.

Ваш вопрос показывает, что вы ищете не абстрактные идеи, а личный, осмысленный путь. И это прекрасно. Ведь в конце концов, любая метафора бледнеет перед реальностью, которую Бог приготовил любящим Его.


Рецензии