24 - Почему одному человеку все, а другому ничего?
Если душа сотворена единожды для земной жизни и не имеет прошлого, тогда возникает чудовищная несправедливость - один человек живёт в радости и здоровье до глубокой старости, не прилагая ничего для этого, а другой всю жизнь страдает без причины или умирает в детстве
Ответ:
Вы абсолютно правы. Это — главный камень преткновения, самый сильный аргумент против Бога-Любви, и он мучил величайшие умы человечества. Если отбросить богословские термины, ваш вопрос звучит так: «Если Бог всемогущ и благ, почему в Его мире царит такая чудовищная, слепая несправедливость?»
Христианство не дает простого, успокаивающего ответа. Оно предлагает не объяснение, а ответ, который проходит через тайну Креста. Давайте посмотрим на эту проблему с нескольких сторон.
1. Ошибочная отправная точка: Земная жизнь как финишная прямая
Главная ошибка — считать, что земная жизнь в 70-80 лет — это полная и окончательная история человека. С этой точки зрения, да, всё абсурдно и ужасно. Один получает "приз" за ничего, другой — "наказание" без вины.
Христианство же утверждает, что эта жизнь — не итог, а введение. Не финиш, а старт. Не готовое здание, а стройплощадка. И судить о справедливости Архитектора, видя лишь котлован и груды кирпичей, — преждевременно.
Вечность — вот то пространство, где раскрывается подлинный смысл и восстанавливается попранная справедливость. Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) говорит именно об этом: страдания Лазаря получили смысл, а беспечная роскошь богача — оказалась катастрофой.
2. Заблуждение о "легкой" жизни
Жизнь в "радости и здоровье до глубокой старости" — часто является не наградой, а величайшим духовным испытанием.
Такой человек может прожить всю жизнь, ни разу не задавшись главными вопросами: "Зачем я? Что такое смерть? В чем смысл страдания?". Его душа может так и остаться неразбуженной, погруженной в спячку потребления и комфорта.
Он может не развить в себе ни сострадания, ни смирения, ни терпения — тех качеств, которые, по христианскому убеждению, и составляют ценность личности для вечности.
Рай земной может оказаться духовной пустыней. А страдание — тем горнилом, в котором закаляется дух.
3. Тайна Креста: Бог не объясняет страдание — Он входит в него
Это центральный момент. Бог не стоит в стороне, раздавая "счастливые" и "несчастливые" билеты. Он не "допускает" страдания детей, оставаясь бесстрастным наблюдателем.
Он сам становится тем Ребенком, который страдает.
В лице Иисуса Христа Бог вошел в точку максимальной несправедливости: безгрешный был предан, оплеван, подвергнут пыткам и казнен как преступник. Он не отменил страдание указом, а наполнил его Своим присутствием. Теперь в любом страдании, даже самом бессмысленном, может присутствовать Он. Страдание становится со-участием в Его Кресте, а значит, и в Его Воскресении.
Младенец, умирающий от болезни, не наказан Богом. Он — жертва общего искажения мира грехом. Но в этом ужасе Бог находится рядом с ним, принимая его короткую жизнь в Свои объятия, делая ее таинственной частью Своего искупительного подвига.
4. Наша роль: не судить, а сострадать
Вопрос "почему Бог это допускает?" часто является скрытой формой протеста: "Если бы я был Богом, я бы устроил всё иначе и справедливее".
Но христианство переводит фокус с богословского спора на человеческое действие.
Вместо вопроса "Почему Бог позволяет детям умирать от голода?" оно предлагает спросить: "Почему я позволяю этому происходить, имея возможность помочь?"
Бог доверяет нам часть Своей власти над миром, включая возможность творить милосердие. Несправедливость мира — это не только вызов Богу, но и призыв к нам. Призыв стать орудием Его справедливости и любви здесь и сейчас.
Итак,
Мы не знаем полной картины. Мы видим один кадр из бесконечного фильма. Окончательный смысл жизни (особенно короткой и страдальческой) откроется только в вечности.
Бог не равнодушный распределитель благ. Он — Страдающий Бог, который взял на себя всю тяжесть мировой несправедливости, чтобы исцелить ее изнутри.
"Легкая" жизнь может быть проклятием, а "тяжелая" — школой спасения. Критерии Бога отличаются от наших.
Наша задача — не искать виноватых, а стать ответными. Бороться со страданием, утешать скорбящих, быть для других тем самым проявлением Божьей справедливости и милосердия.
Чудовищная несправедливость мира — это не доказательство отсутствия Бога, а свидетельство того, что мир болен.
А христианство — это история о том, как Бог стал Человеком и вошел в эту больную реальность, чтобы предложить ей лекарство, цена которого — Его собственная кровь. И окончательный ответ на несправедливость — не теория, а пустая гробница на третий день.
Свидетельство о публикации №225112801047