25 - Воскресение тела или бессмертие души?

Вопрос:
Вы ответили, что христиане верят в воскресение тел, а не бессмертие душ. Но сам Христос сказал, что "в воскресении ... пребывают как ангелы на небесах", а как известно, ангелы бесплотны

Ответ:
Вы подняли один из самых тонких и глубоких богословских вопросов, который показывает, насколько осторожно нужно подходить к буквальному толкованию отдельных фраз Писания. Вы абсолютно правы, цитируя Евангелие от Матфея (22:30). Давайте разберем эту кажущуюся противоречивость.

1. Что имел в виду Христос? Контекст — ключ ко всему

Христос сказал эти слова в ответ саддукеям, которые отрицали воскресение мертвых. Они предложили Ему казуистическую историю о семи братьях, которые по очереди брали в жены одну женщину, спрашивая: «В воскресении которого из семи будет она женою?»

Ответ Христа: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:29-30).

Главный смысл этой фразы — не в онтологии (учении о бытии), а в образе жизни. Христос не говорит: «В воскресении вы станете бесплотными духами, как ангелы». Он говорит: плотские, земные отношения (брак, деторождение), необходимые в этом смертном мире, уступят место иному, духовному устроению жизни, подобному ангельскому, где главным будет общение с Богом и друг с другом в любви, а не продолжение рода.

Он использует образ ангелов как понятный слушателям пример существ, чья жизнь не устроена по земным, брачным законам.

2. Ангелы — не идеал, а другая тварь. Идеал — воскресший Христос

Для христианства ангелы — это не цель преображения человека. Они — служебные духи (Евр. 1:14), сотворенные Богом, но иная форма тварного бытия. Идеал и образец воскресшего тела — это не ангел, а сам Иисус Христос.
Апостол Павел прямо называет Христа «первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20) и говорит о нашем теле: «...которое уничижено [нынешнее], преобразится в тело славы Его» (Фил. 3:21, перевод с греч.).

Каким было тело Воскресшего Христа?

Оно было реальным и физическим: Он ел рыбу с учениками (Лк. 24:42-43), говорил, что у Него «плоть и кости» (Лк. 24:39), Фома осязал Его раны (Ин. 20:27).
Оно было преображенным и духовным: Он проходил сквозь закрытые двери (Ин. 20:19), появлялся и исчезал, был неузнаваем и вновь узнаваем.
Это было не просто ожившее старое тело, а новое, обоженное тело, подчиняющееся уже не законам тления и смерти, а законам Духа. Оно было и материальным, и преображенным одновременно.

3. Воскресение — это не реинкарнация и не просто бессмертие души

Христианская вера в воскресение тел утверждает несколько принципиальных вещей:

Спасена будет вся тварь, а не только дух.
Бог любит не абстрактные души, а целостных людей.
Материя, которую Он создал и назвал "хорошо весьма", не будет отброшена как ненужная упаковка, но будет исцелена и преображена.
Наша личность останется узнаваемой и целостной. Мы не растворимся в безличном океане духа. Мы воскреснем как те же самые личности, но исцеленные от греха и тления.

Это — новое творение. Апостол Павел подробно объясняет это в 1 Кор. 15: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное... сеется в уничижении, восстает в славе... сеется в немощи, восстает в силе». Он использует аналогию с семенем и выросшим растением. Это одно и то же семя, но форма его существования радикально меняется.

Итак,
Так как же совместить слова Христа об ангелах и веру в воскресение тел?

Христос, говоря об ангелах, описывал не онтологическую природу воскресших людей, а образ их бытия — свободный от земных, плотских потребностей и ограничений.
Реальная природа воскресшего человека — это природа воскресшего Христа: реальная, материальная, но одновременно преображенная, одухотворенная, подчиненная Духу и нетленная.

Мы воскреснем не как бесплотные ангелы, а как обоженные люди, в телах славы, подобных телу Христа, способные к полноте духовного общения, но при этом остающиеся собой — узнаваемыми, целостными и любящими.

Таким образом, вера в воскресение тел — это вера в окончательную победу Бога над смертью не в обход творения, а через его полное и окончательное исцеление и преображение.


Рецензии