Постгуманизм - это конец гуманизма

Философское кафе. Постгуманизм - это конец гуманизма
Чашка философского кофе в Мануфактуре просветляет ум, особенно под хорошего лектора по философии, по-чеховски талантливого, на этот раз им стал некий Макс Неаполитанский, из школы «Правое полушарие интроверта». О, сколько открытий чудных он сделал для меня, скромного любителя философии, чем невозможно не поделиться...

Оказывается, этот странный мир, в котором мы живём, наполняет смыслами новая, современная философия постмодерна, постгуманизма. Я и раньше встречал эти постслова, но о многом не догадывался. Современное искусство, такие его шедевры как банан, приклеенный к стене скотчем, сухая ветка, одно время украшавшая Третьяковку, и последний перл — золотой унитаз, который отказался купить Трамп, - это его вершины.

Его перформансы докатились даже до Белгорода, и оказывается, за нашим крылатым камнем, чемоданом без ручки и другой вызывающей халтурой стоит целая философия - постгуманизма, западная дщерь, между прочим. А мы, «нищие новым духом», её не понимаем.

Так вот кто оправдывает это «мусорное искусство»... Но что же тогда представляет из себя постгуманизм? Декарт, Кант и Гегель давно выброшены на «свалку философии», все — устарели. Вместо них появилась туча новых имён, бывших биологов, физиологов и даже астрофизиков, превратившихся вдруг в «новых философов». И пошли мощные философские труды о собачках и кошечках, о переживаниях дождинки на виноградном листе, о молчании космоса, гор и океана, и, - какой перл! - о «лошадином пролетариате»!

Говоря символически, начался постгуманизм с Ницше, который громогласно объявил, что «Бог умер», все возбудились: как это оригинально! Затем умер «автор», затем умер «субъект», у постфилософа Фуко, и был посрамлён Рене Декарт, с его теорией «субъекта» - «объекта»: человека, исследующего разные «объекты». А вместе с Декартом посрамлены и Кант, и Гегель. Постфилософия «убила» человека-субъекта, поставив его на одну доску с любыми живыми и неживыми «объектами». Торжество полного равенства! Невольно вспомнишь нашего Ф.М.Достоевского: «Если Бога нет, всё дозволено!»

Постгуманизм безапелляционно объявляет , что эпоха «больших историй» (универсальных объяснений мира) или метанарративов старой философии закончилась!

Что же начинается? Постгуманизм «оживляет материю», так как «она влияет на нас». «Язык» гор, морей, лошадей, зверей и дождя приравниваются к языку человека! Макс Неаполитанский называет философию постгуманизма - «нечеловеческой философией», мысленно, я ему аплодирую.

«Нечеловеческая философия» приводит постисследователей к «ужасам мышления». Если отброшено кантовское понимание человека, его декартовский «разум», то возникает действительно «ужас». Как жить-то дальше?

И постгуманизм предлагает «антикантианство»: идею «странного мира», в котором всё поставлено на одну доску; отказ от первенства человека в этом мире, перенос внимания на мир вещей; предлагает постискусство — инсталляции, перформансы, разбавленные героями с суперспособностями. Якобы они научат жить в новом постмире. У меня же ощущение, что идёт мировая премьера постпьесы М.Горького «На дне», и встаёт вопрос: как от этого «дна» подняться хотя бы к обычному, пошлому гуманизму?

Интересно, что, хотя у постгуманистов «Бог умер», церкви открыты, священники в них служат, а вот старых философских школ, гегельянцев-кантианцев, не слышно — не видно. За философские рассуждения постфилософы выдают, на наш взгляд, литературные эссе, но они не встречает никакой критики. Политкорректность, как сорная трава, заглушила философскую мысль, постгуманистам можно всё, остальные должны внимать и представлять публике их мусорные рассуждения. Все стреножены политкорректностью.

Смотришь со стороны на «философию постгуманизма», и думаешь: как Запад мог скатиться с вершин Канта и Гегеля до «лошадиного пролетариата»? А постгуманизм идёт дальше, и «разрешает» уже любовь человека к неодушевлённым предметам, к куклам: на Западе, особенно продвинутые, уже «живут» с куклами. Приравнивает человека уже к обычному стакану, причём пустому!

В философии произошла катастрофа «постгуманизма», и она продолжается, выхода из неё не видно, гуманизм, любовь к человеку поруганы и унижены!

Это какой-то глобальный морок, который выбросил великих философов, и художников слова и кисти, и создал свою постмусорную культуру. Как же быть с извечным нашим вопросом: что делать, в философии? Может, отринуть Ницше и «вернуть Бога», может быть, такие великие «неверующие» Фомы как Декарт, Кант и Гегель помогут нам?

Россия же может вспомнить и о своих великих философских именах: А.Лосеве, Флоренском, Лихачёве, Гумилёве, Ильине, А.Зиновьеве и многих других, может опереться на столпов наших: Пушкина, Карамзина, Достоевского, Толстого. И сегодня актуальны великие строки:

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
А.С.П. 1828

Ё моё
26.11.2025
#белгород#философское_кафе#мануфактура#ё_моё


Рецензии
Спасибо, понравилось. Тут ещё черный квадрат просвечивает, как высшая форма искусства. Какая философия, такое и искусство.

Михаил Сидорович   30.11.2025 10:58     Заявить о нарушении