Константин Флавицкий художник одной картины
После возвращения в Россию Флавицкий показал картину на Академической выставке 1863 года. За неё Академия художеств присвоила ему звание почётного вольного общника. Современники и более поздние исследователи творчества Флавицкого отмечали значительное влияние на эту картину произведений Карла Брюллова, в первую очередь его эпического полотна «Последний день Помпеи».
В обоих случаях сюжет связан с трагическими событиями истории. Только у Карла Брюллова в основе стихийное бедствие — извержение вулкана, а у Флавицкого — людская жестокость. Но оба художника использовали одинаковые эффекты освещения, есть аналогия в расположении и выразительности пластики фигур. Также заметно влияние на Флавицкого его учителя — исторического живописца Фёдора Бруни.
О чём картина
Сюжет картины рассказывает о гонениях на ранних последователей христианства в Римской империи. Особой жестокостью было отмечено время правления императора Нерона (54—68 годы нашей эры). Но не только его. Существует предание, что на арене Колизея, вмещавшей до 87 тысяч зрителей, христиан отдавали на растерзание диким зверям. Римский Колизей, кстати, построили примерно в 72—80 годах. А кровавое развлечение римлян обычно связывают с временами императора Траяна (98—117 годы).
Константин Флавицкий изобразил подземелье у арены Колизея, где ожидают неминуемой смерти христиане. Мы видим стариков, отчаявшихся женщин, детей. В левой части выделяются образы двух рабов-стражников. Один из них открывает массивную дверь темницы, а другой с насмешливо-издевательским видом зовёт мучеников на ярко освещённую солнцем арену, на которой видны львы.
Мужчина с высоко поднятым крестом ведёт за собой на арену мальчика, который, обернувшись, протягивает руку к лежащей на земле женщине с младенцем, в отчаянии пытающейся их остановить. Рядом — две дочери, прижавшиеся к своей матери. В правой части картины — слепой старик, покорно идущий в сторону света, исходящего от открытой двери. За ним — в испуге прильнувшие друг к другу молодые супруги. Несколько римских солдат пытаются подтолкнуть к выходу прощающихся друг с другом христиан.
История создания картины
В качестве пенсионера Академии художеств Константин Флавицкий в 1855—1862 годах путешествовал по Европе. Он побывал в Берлине, Дрездене, Париже… Находясь в Италии, он работал над картиной «Последние минуты христиан, осуждённых на съедение хищными зверями», которая нам известна под названием «Христианские мученики в Колизее».
Именно за неё он получил звание почётного вольного общника Академии художеств. Однако Флавицкий был не доволен наградой, он надеялся получить звание академика. Художник Николай Ге, который подружился с Флавицким в Италии, впоследствии вспоминал: «Флавицкий, вернувшийся в Россию годом раньше меня, жаловался мне, что ему, привезшему картину „Христианские мученики в Колизее“, после, кажется, 20-летнего отсутствия значительных работ пенсионеров, не только не дали звания академика, как это всем давали просто за возвращение; ему дали звание почётного вольного общника, и никто не заикнулся о приобретении картины». Далее Ге сообщал, что он попытался разведать через конференц-секретаря Академии художеств, в чём была причина такого отношения к Флавицкому. В результате ему удалось узнать, что в Академии были недовольны тем, что Флавицкий в своей картине слишком походил на Брюллова. «Я первый раз узнал, что быть похожим на Брюллова нехорошо», — писал Ге, но кто именно так думал, он так и не выяснил.
В конце концов полотно «Христианские мученики в Колизее» всё же приобрели для музея Академии художеств. Средства, полученные от продажи, братья художника Николай и Иван передали в Академию для учреждения стипендии имени Константина Флавицкого. Однако настоящую славу ему принесла картина «Княжна Тараканова», за которую Академия присвоила ему звание профессора.
Где хранится картина
В 1897 году «Христианскихе мучеников в Колизее» передали в создаваемый Русский музей императора Александра III. Ныне — это Государственный Русский музей, где картина и находится по сей день. Кстати, в 1898 году её выставляли в Михайловском дворце, в одном зале с картиной Брюллова «Последний день Помпеи».
В Русском музее находится также одноимённый эскиз к картине. Туда в 1917 году вместе с собранием Сергея Боткина передала его вдова Александра Боткина. Другой одноимённый эскиз находится в Государственной Третьяковской галерее. Ещё один эскиз картины находится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Кроме того, в Пермской государственной художественной галерее есть эскиз Флавицкого «Христианские мученики в Колизее», или «Христиане в Колизее». Он попал в галерею в 1925 году из Государственного музейного фонда Народного комиссариата просвещения РСФСР. Но на этом эскизе христиане находятся не в подземелье, а на арене Колизея.
Критики о картине
Критик Владимир Стасов писал в своей статье «Академическая выставка 1863 года»: «Кому угодно действовать в старобрюлловском роде (все-таки ещё у нас не сошедшем окончательно со сцены), поди и учись перед огневой разудалой картиной г. Флавицкого: „Христианские мученики в Колизее“. Г-н Флавицкий довольно удачно повторил и обычную радужность Брюллова, и театральные его выражения, и мелодраматическую шумиху, и отсутствие всякого настоящего чувства».
Позднее, в своём исследовании «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованном в 1882—1883 годах, Стасов отмечал, что в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах «выходили от времени до времени на сцену живописцы прежнего направления», из которых «самый значительный, Флавицкий, в своей картине „Христианские мученики в Колизее“ наиболее близко подошёл к Брюллову и его „Помпее“».
Художник Иван Крамской, хотя и дал неплохую оценку таланту Флавицкого, об этой картине в целом отзывался отрицательно. В письме к Н. А. Александрову, датированном августом 1877 года, он писал, что «„Христианские мученики“ Флавицкого — картина трескучая и театральная, лишённая всякого самостоятельного отношения к действительности». Называя Флавицкого «талантливым подражателем Брюллова и страстным его поклонником», Крамской отмечал, что «найти новую дорогу помешало ему отчасти время, в которое он воспитывался, и яркость славы Брюллова».
Свидетельство о публикации №225112801205
