50 легенд. Сергей Мыльников

50 ЛЕГЕНД СОВЕТСКОГО ХОККЕЯ
ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ВРАТАРИ
№ 6
СЕРГЕЙ МЫЛЬНИКОВ

     Сезон 1976/77 занимает особое место в сердце каждого челябинского болельщика. В том сезоне местный «Трактор» впервые завоевал бронзовые медали, опередив многих грандов отечественного хоккея.
     И именно в том сезоне, а если быть более точным - 4 декабря 1976 года, в Лужниках состоялся матч «Спартак» – «Трактор», вроде бы обычный календарный матч чемпионата СССР. Но именно в том матче за «Трактор»  дебютировали сразу две будущие легенды советского хоккея, два Сергея – Мыльников и Макаров. И в первом же матче, на первой минуте Макаров забил свой первый гол, а Мыльников  тогда отыграл свой первый сухарь - матч закончился 3:0 в пользу «Трактора».
     Но бронзовую медаль по результатам сезона ни тот, ни другой не заработал. По регламенту для получения медали надо было отыграть не менее половины календарных встреч сезона, а у Мыльникова и Макарова такого количества игр не набиралось. 
     В хоккейную секцию Мыльникова отец привел в шесть лет. По советским меркам невероятно рано – в хоккей  тогда записывали с одиннадцати. Над первым тренером Мыльникова Петром Дубровиным подтрунивали: «Скоро ты прямо из роддома будешь детей в команду набирать.»
     Похоже тренеру просто не хотелось упускать талантливого мальчишку. Мыльникова сначала попробовали в нападении, потом в защите и наконец под него подогнали вратарскую форму, которую, по воспоминаниям Дубровина, пришлось ушивать процентов на 40 %.  Одев вратарские доспехи, Сережа вышел на лед и сразу же упал. Все рассмеялись. Вряд ли кто-нибудь тогда догадывался, что присутствует при рождении хоккейной легенды.
     Пройдя все стадии клубной структуры, в 1976 году 18-летний Мыльников наконец попал в основу «Трактора». Но тут в руководстве команды произошли изменения, место приведшего команду к бронзовым медалям Анатолия Кострюкова на тренерском мостике занял жесткий и своенравный Геннадий Цигуров. Мыльников тогда был студентом ВУЗа с военной кафедрой и призыву на военную службу не подлежал. Но новые порядки в клубе так ему не понравились, что Сергей пошел в военкомат и сам попросился в армию.
     Службу Мыльников проходил в ленинградском СКА. Военную форму, как он сам потом признавался, одевал только один раз – на присягу. Мыльникову тогда никак не могли подобрать подходящую обувь и голенища сапог пришлось разрезать, чтобы в них могли влезть раскачанные ноги хоккеиста.
     Отслужив положенные два года, Мыльников думал перебраться в «Спартак», но что-то не сложилось, и Сергей вернулся в родной Челябинск, тем более что там снова произошла смена тренера и «Трактор» возглавил Анатолий Шустов.
     На тот момент Мыльников уже был двукратным чемпионом мира – среди молодежи. Правда, в решающих матчах участия он не принимал  и обе эти награды получил в качестве бэкапа своего земляка, челябинского воспитанника Александра Тыжных. Пройдет несколько лет, и уже Тыжных будет дублером Мыльникова во время серии матчей ЦСКА против клубов НХЛ.
     Даже при беглом взгляде на карьеру Мыльникова приходит на ум выражение «палочка-выручалочка». На протяжении многих лет в сборной он был запасным вратарем, но в нужный момент выходил и – как правило – выручал. И этим он отличался от горьковчанина Виктора Коноваленко, с которым Мыльникова часто сравнивают. Да, оба приезжали в сборную из далекой (или не очень) провинции. Но Коноваленко на протяжении всей своей карьеры был основным.
     Вот и на первый свой «большой» чемпионат мира (Прага-85) Мыльников поехал в качестве бэкапа Владимира Мышкина. Потом еще на двух мировых первенствах (Москва-86 и Вена-87) полировал скамейку, наблюдая за игрой Евгения Белошейкина.
     Накануне нового 1986-го года московские армейцы собирались в турне по Северной Америке. Тогда отправляющиеся за океан команды было принято укреплять хоккеистами других клубов. Виктор Тихонов выбрал спартаковцев Шепелева и Тюменева. А в ворота, вместо отстраненного от игр Белошейкина, поставил челябинца Мыльникова.
     Серию ЦСКА отыграл блестяще: из шести проведенных матчей армейцы выиграли пять, в том числе у прославленных «Эдмонтон Ойлерз» (6:3) во главе с Уэйном Гретцки. Единственный проигрыш, относительно слабым «Квебек Нордикс», был объяснен трудностями акклиматизации. По окончании серии капитан ЦСКА Фетисов особо отметил Мыльникова, сказав, что именно его спокойная, ровная  и надежная  игра в воротах вселяла в полевых игроков уверенность в победе.
     Но на чемпионатах мира 1986 и 1987-го предпочтение все-таки было отдано Белошейкину. А на Кубке Канады 1987-го  Евгений так слабо сыграл в первом матче против шведов, что тренеры снова сделали ставку на Мыльникова. И хотя в третьем, решающем матче финала против Канады он пропустил-таки обидную шайбу от Марио Лемье, ставшую в итоге решающей, в остальном игра Мыльникова была признана безупречной.
     Олимпиаде 1988 года в Калгари предшествовала целая цепочка событий. Осенью у Мыльникова вылетел мениск и врачи предрекали ему завершение спортивной карьеры. Потом на тренировке тяжелейшую травму получил Белошейкин. Так перед олимпиадой сборная лишилась двух своих основных вратарей.
     Мыльников съездил в Москву, его осмотрели в ЦИТО и повторное обследование изменило первоначальный диагноз – мениск на месте, у спортсмена просто растяжение связок. И Мыльников начал готовиться к олимпиаде.
     Не очень уверенно проведя первые игры, Мыльников прибавлял по ходу турнира. Он отыграл все восемь матчей и победил почти во всех, кроме последней игры с финнами, которую сборная СССР проводила уже в ранге олимпийских чемпионов. Олимпиада в Калгари безусловно стала звездным часом Сергея Мыльникова. По проценту отраженных бросков он опередил шведа Пелле Линдмарка, чеха Доминика Гашека и Майка Рихтера, защищавшего тогда цвета сборной США.
     На чемпионате мира 1989-го в Стокгольме  Мыльников снова был основным и снова продемонстрировал прекрасную игру. Его спасения так впечатлили заокеанских скаутов, что летом Сергея задрафтовал клуб «Квебек Нордикс» и, заняв место в воротах этого клуба, Мыльников стал первым русским вратарем в истории НХЛ.
     Но в НХЛ Мыльников сыграл всего 10 матчей. Выяснилось, что у клуба на сезон заявлено еще 6 вратарей. Играть за фарм-клуб Мыльников не захотел и вернулся на родину. Вдобавок выяснилось, что фирма «Совинтерспорт», отправлявшая тогда спортсменов зарубеж, крепко нахлобучила его с контрактом. Тут еще случилась павловская денежная реформа и заработанных за океаном денег, как говорил сам Мыльников, ему хватило ровно на три палки копченой колбасы.
     Чемпионат мира 1990 года в Швейцарии Мыльников начинал основным. Но после того, как он получил травму в матче против шведов, в рамке сборной его сменил Артур Ирбе. Молодой рижский вратарь в трех последних матчах первенства продемонстрировал такую искрометную игру, что в итоге был признан лучшим вратарем чемпионата.
     В 1993-м Мыльников  с семьей уехал в Швецию, где стал защищать ворота клуба «Сэтерс», выступавшего во второй лиге шведского хоккея. «Просто захотелось пожить спокойно», – объяснял потом сам Мыльников.
     Там же, в шведском «Сэтерсе», Мыльников начал свою тренерскую карьеру. Которую, в отличие от его карьеры вратаря, нельзя признать особенно успешной.
     Почти в десяти клубах Мыльников работал тренером (как правило, в должности помощника главного), но нигде долго не задерживался. Думаю, что виной этому именно его успешная карьера вратарская, внушившая Мыльникову чувство собственной незаменимости. Ведь то, что главный тренер может выслушать от основного вратаря, он никогда не будет выслушивать от своего помощника.
     Оба сына Мыльникова стали вратарями. Старший Дмитрий (1978 г.р.) подавал большие надежды, с молодежной сборной он завоевал серебряные медали на МЧМ-1998, но закрепиться в большом хоккее не сумел и, поиграв в низших лигах, перешел на тренерскую работу. Младшему Сергею (1982 г.р.) отец не советовал становиться в ворота, но сын отца не послушал. Начинал он в системе «Крыльев Советов», а в 2006-м его пригласили в родной для него «Трактор». Но и он не сумел закрепиться в основе, проиграв конкуренцию Георгию Гелашвили.
     А в 2001-м в воротах «Трактора» появился еще один Мыльников, и тоже Сергей, уже третий по счету. Он подменял травмированного Зака Фукале. Но герою нашего рассказа он не приходился даже дальним родственником, был просто однофамильцем. Воистину, если поэт, то Пушкин, а если хоккейный вратарь, то Мыльников.
     В последние годы жизни у Сергея Мыльникова-старшего были проблемы с сердцем. Он умер в 2017 году в возрасте 58-ми лет.


Рецензии