Освящение духа верующего

В Новом Завете в Евангелии от Иоанна описывается следующий эпизод: Иисус призывает жаждущих идти к Нему и пить и утверждает:

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.… (Иоанна 7:38-39).

     Ключевая мысль этой цитаты та, что человек, получив Святого Духа по своей вере, становится источником этого Святого Духа. Но поскольку Святой Дух - личность, подвластная только Богу, Он действует автономно в человеке, независимо от того, осознает это человек или нет. Это следует из слов Иисуса, приведенных в Евангелии от Луки:  «14 Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Луки 21:14-15).
     Вместе с тем человек является как бы сосудом для Святого Духа, и обязанность верующего - следить за чистотой сосуда (праведностью перед Богом), чтобы не перекрыть поток Святого Духа как в него, так и из него:
«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21).

     Интересно проследить, откуда Иисус взял образ живой воды («… как сказано в Писании»), текущей из чрева верующего, ведь в Писаниях прямой такой цитаты нет.   
Есть несколько ключевых отрывков, которые, вероятно легли в основу этой аллегории:
     - Исайя 58:11  - источники воды.
     Этот отрывок наиболее близок к понятию источника или реки внутри верующего:
«и будешь как напоенный сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут» (Ис. 58:11).
   
     - Исайя 12:3  - радость из источников спасения.
     Это пророчество связывает воду с радостью и получением спасения:
«И в радости будете черпать воду из источников спасения».Это указывает на Духа как на «воду живую» и источник радости и праведности для людей.
     - Иеремия 2:13 - Бог называется источником живой воды, от которого отвернулся народ Израиля. Хотя здесь речь идёт о самом Боге как источнике, этот образ стал основой для новозаветного понимания.
     Иисус расширяет идею личного «источника» до «рек», чтобы подчеркнуть изобилие и внешний поток:
     - Иезекииль 47:1-12 - река, исходящая из Храма.
     Иезекииль описывает реку, которая исходит из нового Храма и несет жизнь и исцеление в пустыню (Иез. 47:1-12).

     В контексте Нового Завета, тело верующего становится Храмом Святого Духа.  Иисус обещает, что не каменное здание, а сердце верующего станет центром, из которого потекут «реки» спасения.

     Таким образом, Иисус берет ветхозаветную идею животворного Духа и трансформирует ее: обещанный поток жизни будет исходить не из Иерусалимского Храма, а из самого верующего, при условии, что он будет веровать.

     Но вера - это Дар Святого Духа. Получить этот дар могут все люди ("20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» — Откровение Иоанна 3 глава), но прорасти и вырасти семя Святого Духа может только у людей с чистым добрым сердцем - плодородной почвой  для семени (Луки 8:11-15). Значит, первоначальное возделывание почвы (удобрение и дробление камня, очистка от терний ) является необходимым условием прорастания, укоренения, закрепления и превращения молодого побега в раскидистое дерево. Эти действия подразумевают осмысленную активность человека не только по подготовке почвы (принятию веры), но и по уходу за растением (созданию условий  для пребывания Святого Духа внутри сосуда).

     Слово, укорененное, закрепленное и приносящие плод - это и есть источник живой воды, который потечет из чрева верующего.

     Посеянное же у дороги семя, затоптанное другими людьми или поклеванное птицами напоминает образ сердца, подвергшегося внешним губительным действиям. Это может быть следствием родовых проклятий и проявлением какого-то дьявольского вмешательства или заселенность души бесами. Так может выглядеть сердце лишенного совести сострадания человека или умалишённого, или с другими проблемами, препятствующими осознанию или самосознанию.
     Иисус показывает Своим примером, что можно освободить таких людей. В Новом Завете в Евангелии от Луки 8 описано,  как из беснующегося, связанного цепями и живущего в гробах, Иисус по Своей инициативе изгнал легион бесов.  После этого, люди увидели вместо прежнего — человека, сидящего у ног Иисуса: одетого и в здравом уме (Луки 8: 27-36).
    Примером подобного освобождения людей, неспособных самих осознать дар Бога, является многочисленные случаи оживления Иисусом  и учениками мертвых и другие.
     Упоминание «Наш», «нам», «наши», «нас» в молитве «Отче наш», которой учит верующих Иисус,  является как раз одним из проявлений любви и заботы произносящего молитву о тех, к кому по той или иной  причине еще не пришло осознание.
    Сильная вера может сдвинуть «дорогу», как гору: «23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Марка 11:23-24). Также: « 9 …Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф. 3:9).


       Таким образом на всем пути следования присутствует совместное действие человека и Бога: Бог безусловно предлагает, но человек может принять, а может отказаться. Бог безусловно дает, а принявший Дар человек может сохранить и вырастить, а может, вначале  принять, но после «забросить».
       Но если человек заботится о том, чтобы Бог  и Святой Дух жили внутри него, то у такого верующего «из чрева потекут реки живой воды».
   
     Как вода подразумевает движение, так вера подразумевает действие, ведь вера без дел мертва: «19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Послание Иакова 2: 19-20).
     Вера и молитва как механизм действия веры - животворящий источник и для самого верующего. Плод  веры — собственная праведность и верность Богу в делах — живая вера, освящение духа верующего.


Рецензии