Коммуна

Вместо предисловия к повести "Пленник"


В Болшево, в Трудовой коммуне имени Ягоды, стали происходить странные дела. И виной всему — не человек, и не призрак, а что-то среднее, «полупризрак».

Сие словечко пустил в оборот воспитанник Толька Цыган, малец с профессией бывшей — щипач карманный. Уверял, будто в столярной мастерской, является иногда фигура в синих очках и говорит голосом, в коем слышны все буквы «р», даже те, коих в русском языке не водится. Зовут его, мол, Роберт, и он не от мира сего.

Воспитатель Губарь, человек мыслей простых, на сии бредни лишь фыркал: «Кайнов, не забивай голову чепухой. Беспризорникам лишь бы байки травить. Перевоспитывай их, а не слушай!»

Засиделся я как-то над ведомостями, спустился в мастерскую, где пахло сосной и чем-то еще… электрическим, что ли. И увидел: у стола с чертежом стоял человек.

Это был самый что ни на есть целый и явственный гражданин, но, как мне представилось, не из нашего времени. Длинный, сухой, в костюме странного покроя. А глаза его за стеклами очков горели тем пронзительным огнем, каким горят глаза у пророков, сумасшедших и… инженеров от Бога.

— Не извольте беспокоиться, — произнес он, и акцент его прозвучал, как увертюра из какой-нибудь заморской оперы. — Я заблудился. Роберт Людвигович, если вам угодно. Искал кабинет Мирзаханова и вот…

Я, человек, не привыкший к явлениям, на секунду онемел.
— Мирзаханов? Это кто такой?

Он обезоруживающе улыбнулся. Но было в этом что-то снисходительное.

— Вы… вы откуда? — выдавил я наконец. — Из наркомата?

— Из мест… близких, — ответил он загадочно и провел рукой по воздуху, словно поглаживая невидимый шар. — Ваша трудкоммуна, товарищ, представляет собой нечто удивительное. Точку синтеза. Здесь распадающуюся материю — человеческую, разумеется — приводят в новое состояние. Состояние созидания. Диалектический материализм в его чистейшем, почти алхимическом виде! Вот почему к вам приезжали Андре Жид и Бернард Шоу.

Он подошел к верстаку, где лежали склеенные ребятами детали какого-то крылатого аппарата.

— Смотрите, вот дерево. Оно помнит небо, ибо росло к нему. Его срубили — оно забыло. Но эти бывшие блатари заставляют его снова помнить о полете! Они творят чудо, сами того не ведая. И без всякого «пети-мети».

От его слов у меня закружилась голова. Говорил он о вещах возвышенных, но с подкупающей простотой, будто о цене на папиросы.

— Позвольте, – опомнился я, — но… вы здесь при чем? Вы кто?

— Инженер. Я проектирую аппараты, коим предстоит летать там, где законы земные… отдыхают, — сказал он и вдруг строго посмотрел на меня. — А вы верите, что можно обогнать время? Что можно построить такой самолет, который будет летать в будущее?

— Товарищ Роберт, — пробормотал я, — мы здесь будущее из прошлого клеим. Из вчерашних воров. Это нам по плечу. А насчет самолетов… я в этом мало смыслю, — и добавил: — Я еще отчет не закончил…

Он опять улыбнулся, и улыбка его была полна неизъяснимой грусти.
— Отчетность… Да, важная штука. Но есть отчетность и перед вечностью. И ваша коммуна в ней — весьма примечательная строка.

Он сделал шаг назад, к стене, сплошь завешанной плакатами с лозунгами.
— Мне пора. Там, в других… местах меня уже заждались. Прощайте.

Он быстро вышел из мастерской. На столе остался лежать его чертеж. Я подошел, взглянул. На бумаге был изображен не самолет, не дирижабль, а нечто вроде стального корабля с крыльями. И подпись: «Р. Б. Эскиз, вариант 7».

С тех пор я стал по-другому на нашу работу смотреть. Но удивительнее всего было то, что через год я встретился с человеком, о котором он говорил — с генералом Мирзахановым.


-------------------------
Начало повести "Пленник": http://proza.ru/2025/10/24/1293


Рецензии
Материал из W (требует проверки):
14 февраля 1938 г. Роберто Бартини был арестован. Ему было предъявлено обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа (т. н. «тройки») Бартини приговорили к обычному для подобных дел сроку — 10 лет лишения свободы, и пять с «поражения в правах».
Заключение Бартини отбывал вместе с А. Н. Туполевым в закрытом авиационном КБ «тюремного» типа — «болшевской шарашке» (ныне — г. Королёв), затем в ЦКБ-29, где он работал до 1947 года (с сентября 1946 года — по совместительству с должностью главного конструктора ОКБ-86 МВД). Принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством Туполева. Вскоре Бартини по его просьбе перевели в группу заключённого Д. Л. Томашевича («бюро 101»), где на тот момент осуществлялось проектирование перспективного истребителя. Это сыграло злую шутку в судьбе Бартини — в 1941 г. трудившихся с Туполевым освободили, а сотрудники «101-й» вышли на свободу уже только после войны.
Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана уникальная теория шестимерного пространства-времени, которая получила название «мир Бартини». По их словам, в противоположность традиционной модели с четырьмя измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению последователей этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путём, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира.

Элен Де Труа   28.11.2025 14:39     Заявить о нарушении
Мирзаханов, Илларион Аветович — генерал-майор артиллерийской службы, военный инженер. Директор Завода № 8 в посёлке Калининском (так с 1928 года стали называться Подлипки, ныне — г. Королев) с 1931 по 1938 год].
Осенью 1931 года на заводе разворачивается крупное строительство. Возводятся два механосборочных корпуса, а также новые инструментальные и ремонтный цеха, которые сразу оснащаются импортными станками.
1951 год — Постановлением Совета Министров СССР «О недостатках 57-мм автоматических зенитных пушек С-60» Мирзаханов был снят с должности заместителя министра вооружения и отдан под суд. Освобождены от занимаемых постов и были под следствием, кроме Мирзаханова, заместитель министра обороны Н. Д. Яковлев и начальник ГАУ военного министерства И. И. Волкотрубенко.
В 1953 году обвинения с них сняли. Но в отличие от Яковлева и Волкотрубенко, Мирзаханов к работе не вернулся, выйдя по состоянию здоровья на пенсию.

Элен Де Труа   29.11.2025 10:44   Заявить о нарушении