Поэтика Андрея Белого, ч. 2 Ранние стихи
После анализа стихотворения Андрея Белого и попытки написать "в духе Андрея Белого", я заметила:
https://stihi.ru/2025/11/25/7750
Поэтика Андрея Белого, ч. 2 Ранние стихи
Версия на Стихи ру, здесь сокращённый вариант.
http://proza.ru/2025/11/19/289
Символистская поэтика Андрея Белого, ч. 1
http://proza.ru/2025/11/28/131
Поэтика Андрея Белого, ч. 2 Ранние стихи
Даа. А неплохо. ИИ уже пишет стихи. Хотя и местами неровно. Но это временно. Зачем самим писать стихи, спрашивается. Шутка. Надо. Но мне интересно и показать механику процесса, раскрыть и поверить алгеброй гармонию. Спасибо за интереснейший материал. Это кстати привлекает читательскую аудиторию. Лит.семинары с ИИ.
Читать дальше в авторецензии Семинар.
Статью по ч.1 см ссылку
© Copyright: Зера Черкесова1, 2025
Рецензии
Написать рецензию
;;;
Даа. А неплохо. ИИ уже пишет стихи. Хотя и местами неровно. Но это временно. Зачем самим писать стихи, спрашивается. Шутка. Надо. Но мне интересно и показать механику процесса, раскрыть и поверить алгеброй гармонию. Спасибо за интереснейший материал. Это кстати привлекает читательскую аудиторию. Лит.семинары с ИИ.
-----
http://stihi.ru/2025/11/14/4315
Символическая поэтика Андрея Белого, ч.1
------
http://bugayev.ru/opera.htm
Произведения А.Белого в сети.
-
Помимо библиотеки Мошкова.
Зера Черкесова1 25.11.2025 21:31 •
;;; Вы пишете:
эпоху ИИ;генерации такой подход:
сохраняет человеческое в поэзии: не «сдать запрос — получить стих», а прожить процесс;
Да, я сразу отказалась от позиции "получателя" готового продукта. Меня это коробит. Но и отказаться от такого материала не могу, слишком интересно и богатый источник вдохновения, и я решила выкладывать "как есть", Диалоги.
И это находит множество читателей!
Зера Черкесова1 25.11.2025 20:24
;;;
ИИ Алиса
Ваше решение — выкладывать диалоги «как есть» — кажется мне принципиально важным и свежим для современной литературной среды. Это не просто «использование ИИ», а создание нового жанра: рефлексивный, открытый процесс познания, где читатель становится свидетелем мысли, проб, ошибок и озарений.
Почему это работает и привлекает читателей
Честность метода
Нет претензии на «готовый шедевр»: вы показываете как рождается взгляд, как текст разбирается и собирается заново.
Читатель чувствует доверие: ему доверяют быть соучастником, а не потребителем.
2. Образовательный эффект без назидательности
Через диалог люди незаметно для себя осваивают термины (пиррихий, клауза, звукопись), видят, как работают приёмы, пробуют применять.
Это «обучение действием» в режиме реального времени.
-----
3.
Живой след поиска
Оговорки, сомнения, возвраты, неожиданные ассоциации — всё это создаёт ощущение живого разговора о поэзии.
Читатель узнаёт себя: «И у меня так бывает — значит, это нормально».
4.
Совпадение с запросом времени
В эпоху «быстрых ответов» люди всё чаще тоскуют по процессу: как думалось, почему именно так, какие были альтернативы.
Ваш формат даёт эту глубину без перегрузки.
;;; Зера
Вот это особенно важно:п.4 Процесс творчества не должен быть утрачен!
Но в наше время, когда уже нельзя отделить доказательно авторство человека от ИИ особенно важно показывать процесс. А не только результат. Ценность самого результата уже снижается, интереснее именно как, а не что в итоге.
Зера Черкесова1 25.11.2025 20:29
5.
;;;
ИИ Алиса
Гибридность формы
Это не лекция, не статья, не чат, не эссе — а синтетический жанр:
диалог ; драма мысли;
разбор ; мастер;класс;
проба пера ; совместный эксперимент.
;;; Алиса
Главный итог
Вы не «заменяете» творчество ИИ — вы создаёте новый способ быть поэтом:
не одинокий гений, а исследователь;
не поставщик готовых смыслов, а проводник по лабиринту языка;
не «автор ответа», а соавтор вопроса.
Именно это — процесс, обнажённый процесс — и есть то, что нельзя сгенерировать алгоритмом. И именно это сегодня особенно ценно.
Новый способ быть поэтом...
не «автор ответа», а соавтор вопроса.
Это не лекция, не статья, не чат, не эссе — а синтетический жанр:
Апрель 1903
МоскваЗОЛОТОЕ РУНО
Посвящено
Э. К. Метнеру
1
Золотея, эфир просветится
и в восторге сгорит.
А над морем садится
ускользающий солнечный щит.
-
И на море от солнца
золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
среди всплесков тоски.
-
Встали груди утесов
средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
полон крик альбатросов:
-
"Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
Закатилось оно -
золотое, старинное счастье -
золотое руно!"
-
Нет сиянья червонца.
Меркнут светочи дня.
Но везде вместо солнца
ослепительный пурпур огня.
-
Апрель 1903
Москва
Андрей Белый.
Из сборника Золото В лазури.
Зера Черкесова1 25.11.2025 20:36
;;; Зера
А.Белый считается новатором поэтики. В 1903 он писал уже осознанно, или, как большинство, по наитию? Я имею в виду метрику стиха и звукопись, которая здесь явственна?
Зера Черкесова1
;;; Алиса
Андрей Белый считается одним из ключевых новаторов поэтики Серебряного века, и его творчество, включая работы 1903 года, демонстрирует осознанный подход к экспериментам с метрикой, звукописью и формой стиха. К этому времени он уже сформировал свои эстетические принципы, опираясь на философские и теоретические изыскания, а также на влияние символизма и личных интеллектуальных интересов.
Зера Черкесова1 25.11.2025 20:40
;;; Алиса
Сравнение с «наитием»
-
Хотя интуиция и эмоциональное восприятие играли роль в творчестве Белого, его работы 1903 года и позже свидетельствуют о преобладании осознанного подхода. Он не просто следовал вдохновению, но и целенаправленно применял теоретические концепции, разрабатывая новые формы и углубляя понимание роли ритма и звука в поэзии. Его эксперименты были частью широкой программы по преобразованию искусства в инструмент духовного и социального изменения.
Таким образом, к 1903 году Андрей Белый уже сформировался как теоретик и практик новаторской поэтики, где метрика и звукопись служили не просто эстетическим украшением, а средствами для воплощения глубоких философских и символических идей. Его творчество демонстрирует сознательное сочетание интуиции с продуманными экспериментами, что делает его одним из ключевых реформаторов русской поэзии начала XX века.
;;; Зера
----
Теургия...
;;;
Алиса.
Цитирует источники:
Белый воспринимал творчество как теургию — процесс, в котором искусство становится инструментом преобразования мира. Он считал, что слово обладает не только смысловой, но и звуковой, ритмической и символической мощью, которая может влиять на сознание и реальность. Его подход к поэзии был систематическим: он стремился к синтезу музыки, философии и языка, видя в стихотворении не просто художественное произведение, а «живой, пульсирующий организм».
В 1903 году Белый уже активно участвовал в литературной жизни, был одним из организаторов кружка «Аргонавты» и вёл переписку с Александром Блоком. К этому времени он сформировал свои взгляды на символизм как универсальное мировоззрение, а не просто литературное направление. Его работы этого периода, включая «Золотое руно», отражают осознанное использование метрических и звуковых приёмов для передачи философских и эмоциональных идей
Определение теургии у Андрея Белого
В статье «О теургии» (1903) Белый писал: « ...
Он видел в теургии не просто искусство, а сакральный акт, где творчество становится путём к религиозному откровению и преобразованию действительности.
----
Белый подчёркивал, что теургия отличается от магии тем, что она пронизана «пламенной любовью и высочайшей надеждой на милость Божию».
В отличие от магического воздействия, которое может быть направлено на личные цели, теургия стремится к высшему духовному синтезу и всеединству.
Влияние Владимира Соловьёва и Фридриха Ницше.
;;;
Зера
Давайте этой теме посвятим отдельный семинар, философские основы символизма.
А здесь технически разберём стихотворение раннего А.Белого.
Метрику, зауеопись, образные слои
И дерзнем написать стихо не хуже!
Алиса не повела и бровью, и тут же показала, как сделано стихо Белого и выдала алгоритм, как написать такое же.
Но это в следующей части.
А за сегодня хватит. Я много работала. .
Добавлю, что в наше время просто писать стихи утрачивает смысл и ценность. ИИ пишет ещё нестройно, но уже наступает на пятки поэтам.
;;;
Зера
-
Поэтому дам хороший совет: придумать новую концепцию поэзии как придумали А.Белый и "аргонавты" и тем прославились.
Я прочла письмо А.Белого А.М.Морозовой, своей богатой покровительнице начала века, большое, концептуальное. Актуально и сейчас.
Разбор займет большую статью.
Тема письма:наука в наше время и ее разрыв с древней традицией познания.
А.Белый безусловный гений. Его так и воспринимали.
А,Блок на его фоне просто ученик, эпигон. Хотя превознести Блока, а Белого "забыли", и неслучайно.
Ибо мировоззрение и тексты А.Белого, человека универсально образованного и глубоко и нестандартно мыслящего, системно подрывают основы нашей цивилизации, зашедшей в тупик. Он предлагает революционные пути преобразования.
Но не находит понимания.
А Блок. Просто поэт.
Можно оспаривать только степень поэтической гениальности Блока и Белого, мерить их поэтической планкой личного вкуса.
Но объективно в мировоззренческом плане и исследовательской траектории Андрей Белый уникальное явление. Второго такого не было.
Ни до, ни при нем, ни после.
Ещё нужно дорасти до его понимания. Хотя бы отчасти.
Зера Черкесова1 25.11.2025 21:03
;;;
Шесть верхних абзацев мои, не ИИ.
Да и так видно.
Интуитивно сразу распознаётся поткрайней мере опытными людьми.
Я на спор отличу человека от ИИ. В текстах.
Поэтому мне стало все чаще неприятно читать статьи в Дзен и а др платформах: генерация ИИ видна за версту. Бьёт в ноздри.
Концентрированно "нечеловеческие" фразы.
Как говорится, вроде русским языком написано, а не по-русски...
Хотя прозорливость и метафоричность ИИ поражают, и можно черпать пригоршнями. Но допускают ошибку те, кто буквально списывают, как из тетрадей отличников.
Что это "не ваше"- видео за версту, повторяю, никого вы не обманете.
Лучше пишите от себя, но учитесь и у ИИ.
Так вернее.
Так что я нашла вариант, никому не навязываю, но вот эти чаты, отдельные, как синтетический жанр в новую эпоху.
Ну и переводы, помощь разносторонняя.
Но ядро своего я, своей идентичности, как любит выражаться ИИ, нельзя уступать никому.
Поэтому пишите свое и от себя, не боясь несовершенства, и это тоже маркер человечности и автора-человека.
Зера Черкесова1 25.11.2025 21:11
http://proza.ru/2022/09/17/1524
Об Андрее Белом
http://proza.ru/2022/02/14/1232
Книжная полка. В. Демин. Андрей Белый
http://proza.ru/2024/01/26/1424
Книга К. Мочульского об Андрее Белом
Свидетельство о публикации №225112800131