Эпоха ВВ - Высокоскоростная магистраль ВСМ

(ВВ - воровства и вранья)


Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург


Предыстория:


Япония:

1964 год – запущен первый высокоскоростной поезд в Японии по маршруту Токио-Осака. В настоящий момент по всей Японии развита сеть высокоскоростных поездов Синкансэн с максимальной скоростью 320 км/час и мировым рекордом 603 км/час.


Китай:

2008 год – В Китае открыли первую высокоскоростную железную дорогу Пекин – Тьянцзинь. По состоянию на 2025 год в Китае действует масштабная сеть ВСМ, соединяющая более 500 городов и протяженностью около 50 тысяч километров.


Россия:

1975 год – Министерство путей сообщения признало целесообразность разработки технико-экономического обоснования проекта ВСМ.


1978 – Подготовка к созданию ВСМ со скоростью движения 200 км/час. По ряду причин осуществление проекта отложено.


1988 – Утверждена государственная программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». Подготовлен научный проект с обоснованием создания ВСМ.


1988 – 1990 – Начата работа по подготовке технико-экономического обоснования проекта ВСМ под скорость 300-350 км/час.


Март 1991 - Государственная экспертная комиссия Госплана СССР признала перспективность разработки ВСМ.


Сентябрь 1991 – Указ Президента РСФСР Б.Н.Ельцина «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва».

Образовано РАО «Высокоскоростные магистрали».

В планы РАО «ВСМ» входило создать новый скоростной поезд «Сокол-250».


1992-1993 – решался вопрос выбора тяги для «Сокола-250».


1994 – Защищен эскизный проект поезда «Сокол-250» и торжественно открыто производство. В планах получить первый поезд в 1995 году.

Генеральным разработчиком поезда назначили ЦКБ «Рубин», специализацией которого были подводные лодки.

Постройка тестового образца поезда затянулась.


1995 – Принят проект строительства ВСМ со сроком окончания строительства в 2000 году.


1997-1998 – Идут работы по созданию опытного образца поезда «Сокол-250».


Июль 1998 – Президент Б.Н. Ельцин отменил Указ о создании ВСМ.

Работы по созданию ВСМ не были начаты.

Реально был выкопан только котлован возле Московского вокзала в Санкт-Петербурге.

РАО «ВСМ» признано банкротом и прекратило существование. Было заведено уголовное дело.

В 2007 году Председатель Счетной палаты С.Степашин заявил, что деньги, потраченные на проект ВСМ «ушли в никуда».

В 2010 году на месте выкопанного котлована для ВСМ построен торгово-развлекательный комплекс «Галерея».


Январь 2001 – Утвержден график испытаний поезда «Сокол-250».


Июль 2001 – Состоялась выставка с поездом «Сокол-250» с участием представителей руководства страны.


2001 – 2002 - В ходе испытаний тестовый образец поезда так и не смог достичь плановой скорости в 250 км/ч, госкомиссия обнаружила ряд существенных недостатков, которые не позволяли безопасно эксплуатировать новый поезд с пассажирами.

В итоге поезд был создан в единственном экземпляре, не был в эксплуатации ни одного дня, несколько лет простоял на заводе и потом отправлен в музей.


Июль 2003 – Министерство путей сообщения преобразовано в ОАО «РЖД».


2004 – Министр транспорта РФ выступил с инициативой возобновления трассы ВСМ Москва-Санкт-Петербург.


2006 – РЖД подготовило программу развития высокоскоростного движения в России, которая предусматривала строительство целой сети ВСМ в стране.

Для осуществления проекта создана компания ОАО «Скоростные магистрали».


Июнь 2008 - Правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

Планируется строительство трех ВСМ: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Берлин и Москва – Нижний Новгород.


Декабрь 2009 – Между Москвой и Санкт-Петербургом по существующей железнодорожной колее запустили немецкие высокоскоростные поезда Siemens Velaro ("Сапсан"), при этом маршрут остался обычным скоростным (не ВСМ), большую часть пути поезд проходит со скоростью не выше 200 км/час.


Март 2010 – Президент РФ подписал Указ «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Проведена презентация ВСМ со скоростью до 400 км/ч.

С этого момента все новые трассы ВСМ решено проектировать под скорость до 400 км/ч.


Октябрь 2011 - РЖД презентовала новый проект ВСМ.

Строительством должна была заниматься компания «Скоростные магистрали».

Окончание строительства ВСМ планируется на 2017 год.

При этом по состоянию на 2013 год оно даже не начиналось.


Декабрь 2012 - Приняты поправки в Транспортную стратегию России до 2030 года.

Планируется реализовать три проекта ВСМ: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер, а также Казань - Самара.


Май 2013 - Президент РФ объявил о решении построить в 2014—2018 годах первую в России ВСМ Москва-Казань с перспективой продления до Екатеринбурга.

Ранее планировавшийся проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург отложен на неопределённый срок.


В 2013-2017 годах приоритетным проектом рассматривается ВСМ Москва – Казань. Строительство трассы так и не было начато из-за отсутствия финансирования.


2018 - В Транспортную стратегию внесена еще одна трасса ВСМ: Екатеринбург-Челябинск.


Апрель 2019 – Президент РФ одобрил возобновление проектирования ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Правительство поддержало проект Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.

Но уже через несколько месяцев остался только единственный вариант для выделения денег: ВСМ Москва-Санкт-Петербург.

Сроки окончания строительства ВСМ назван 2026 год с использованием французских высокоскоростных поездов Alstom.


Май 2019 – Бывший министр путей сообщения РФ А.Зайцев заявил, что, строить ВСМ Москва — Санкт-Петербург надо только магнитолевитационную (на магнитной подушке). Все другие подходы будут шагом назад.


Август 2020 - РЖД приступило к проектированию ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Строительство ВСМ планируется начать в 2021 году.

Замглавы Министерства транспорта В.Токарев заявил, что первый пассажирский состав поезда ВСМ Москва — Санкт-Петербург поедет в декабре 2026 года.


Декабрь 2021 – Президент РФ заявил, что ВСМ может не оправдать себя экономически.


Август 2023 – Президент РФ заявил, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.


Октябрь 2023 – Утвержден проект планировки вокзала ВСМ в Москве.


Январь 2024 – Для реализации проекта ВСМ Москва-Санкт-Петербург зарегистрирована компания ООО «ВСМ две столицы».


Март 2024 – Президент РФ по видеосвязи принял участие в мероприятии, посвященном началу полномасштабной реализации проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Далее в планах построить ВСМ: Москва — Екатеринбург, Москва — Адлер, Москва — Минск и Москва — Рязань.


Сентябрь 2024 – Планировалось начать строительство ВСМ, но сроки сдвинулись на год.


Июль 2025 – Президент РФ поручил Правительству и РЖД оптимизировать строительство ВСМ.


Август 2025 - Спустя год после подписания контракта и старта строительства, был утвержден проект одного из участков пути, длиной 54 км. от Зеленограда до Высоково, что могло позволить начать работы.

Строительство ВСМ планируется начать в сентябре 2025.


1 апреля 2028 год – Планируется завершить строительство первой ВСМ в России длиной 679 км. и запустить в эксплуатацию.


Рецензии