Пение
В то время в программах по телевизору и по радио исполнялась либо классика или патриотическая музыка. Но на праздничных застольях, в часы отдыха и практически в любой ситуации, когда появлялась возможность, по всей стране люди пели, находя в этом желание почувствовать себя участниками удивительного, объединяющего процесса исполнения музыкального и поэтического произведения в виде песен и баллад.
Когда я, уже изучая теорию в музыкальной школе, вслушиваясь в способы разложения по голосам хорового исполнения во время застолий, поражался мудрости, тактичности и способности привнести новую окраску в исполнение.
Тем более, что участники застолья были большей частью абсолютно не знакомы с музыкальной грамотой, но природная, врожденная, впитанная с детства тяга к прекрасному, чувство гармонии и желание внести, встроить свой голос в единую композицию, производили чудо. После исполнения все были растроганы и на глазах выступали слезы.
Пели очень чисто, следуя основной мелодии и формируя по наитию голоса и подголоски в своем природном певческом диапазоне. Поразительно, что с организационной точки зрения пели случайно собравшиеся люди, любого социального статуса, возраста и происхождения.
По мере взросления в детстве пели во дворах и пионерских лагерях летними вечерами дворовые песни и баллады, некоторые с блатным налетом, но чаще о неразделенной или несостоявшейся любви. В старших классах, в институте и по окончанию в молодежной среде пели песни бардов и появлявшихся в это время рокгрупп. И всегда, в любом сообществе проявлялись талантливые, одаренные природой голоса, украшающие и образующие ядро поющего коллектива.
Пение представляет собою удивительный вид синтетического искусства, подаренный человечеству Творцом, который позволяет любому индивиду, независимо от рода и племени, одному или в группе себе подобных, с помощью музыки, поэзии, а иногда и танцевальной ритмики, создавать удивительные композиции, приводящие в восторг и эстетическое наслаждение.
Мне было 13 лет, когда мы всей семьей поехали отдыхать к дальним родственникам в Анапу. Дом стоял на скалистом берегу с которого мы спускались купаться в море. В большом саду под тенью опутавших навес виноградных лоз стоял огромный стол, за которым обычно собиралась большая компания родственников и соседей. Как-то вечером, после купания, мы с ребятами поднимались по тропинке крутого берега и я услышал в плотном, влажном, вечернем воздухе женский голос.
Чем выше мы поднимались и приближались к дому, тем отчетливей слышалось пение. Женский голос, идеальной чистоты, выпевающий слова популярной в то время песни завораживал и вел меня быстрее к дому и, уже подходя к калитке, я осознал, что это был голос мамы. Открывая калитку, я встретился с нею глазами и она, продолжая пение, с румянцем на щеках, увидела в моих глазах восхищение и гордость. Окружающие за столом были также поражены маминым пением и не скупились в похвалах.
На третьем курсе наша сокурсница вышла замуж за парня на три курса старше и пригласила нас на новоселье. Ее муж собрал своих друзей, и мы большой компанией веселились, пели песни, танцевали до самого утра. Пришло время расходиться, за окном уже светало, был июнь, окна распахнуты и все усталые сидели за столом. И вдруг жена одного из друзей, подперев голову рукой и закрыв глаза, нежным, певучим голосом начала петь “Летят утки”.
Все замерли, на их глазах происходило чудо – прекрасный голос, чистота исполнения, полное вживание в образ этой покинутой юной девицы, великолепный артистизм в исполнении пауз, придыханий и запеваний, характерных для русских песен. Я боялся даже шевельнуться, настолько поразило меня это исполнение, и с горечью думал, что сколько, наверное, существует таких талантов, которые не востребованы, а медиа каналы забиты бездарностями.
Лет пятнадцать назад, заехав домой на минуту, я застыл, услышав фантастическое исполнение Casta Diva Беллини.
Пела Нетребко. Великая оперная певица современности. Я слушал ее и представлял, что Небеса выбирают именно таких людей в качестве проводников, передающих высший уровень красоты и духовности, доступных человеку на данном уровне его развития. Абсолютное, совершенное, безупречное исполнение одной из самых сложных арий, погружение в образ и следование устоявшимся традициям мировой оперной культуры.
Через несколько лет судьба свела меня с ней и сидя за чаем в гостиной моей дочери в Москве, я рассказал ей о моей восторженной реакции на ее исполнение, но она приняла это как дежурный комплимент и перевела разговор на тему детей и их воспитании. А в это время ее сын Тиша с моими внучками играли в приставку на огромном телевизоре.
Свидетельство о публикации №225112801433