Северин Гай Ильич. Создатель катапультного кресла

         Гай Северин (1926 - 2008) навсегда войдёт в историю отечественной авиации и космонавтики как создатель уникального катапультного кресла, спасшего тысячи жизни лётчиков, а также как создатель первых скафандров для выхода в открытый космос.

     Это был довольно сложный и многозначный человек - талантливый, жёсткий, но не жестокий руководитель. О нём говорят и хорошее, и плохое, но истина, как водится, всегда находится посередине.

     Гай Северин  родился 24 мая 1926 года в селе Чудово Ленинградской области. В 5-ти летнем возрасте он впервые увидел самолёт, и эта первая встреча определила выбор всей его дальней жизни.

     Влюблённый в небо и авиацию юноша поступил в МАИ, по окончанию которого пришёл на работу в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) в Жуковском. Молодой инженер занимался системами дозаправки и средствами спасения лётчиков. В это время мировая авиация вступила в реактивную эру и простого парашюта для экстремального покидания высокоскоростного самолёта было недостаточно.

    В 1952 году в Томилино, что в Московской области был создан завод, получивший название научно-производственное предприятие (НПП) "Звезда", основной задачей которого стало жизнеобеспечение и спасение лётчиков.

     В 1964 году тогдашний министр авиационной промышленности Пётр Дементьев пригласил Северина на "Звезду", а чуть позже,тогда подающему надежды Северину исполнилось 38 лет, и назначил его главным конструктором. В этой должности Гай Ильич бессменно проработал до своей смерти в 2008 году.

     Основным и самым любимым детищём Северина стало катапультное кресло К-36, оно эа эти годы спасло жизни более тысячи жизни лётчиков. Идею его создания Гай Ильич начал вынашивать ещё во времена своей работы а ЛИИ.

     Однако путь К-36 в кабины советских самолётов оказался тернистым и даже трагичным. Когда завершились все наземные и лётные испытания с манекеном, к процессу подключился лётчик В.И.Данилевич. Во время испытания в Феодосии всё начиналось вполне успешно. Данилевич, как и положено, катапультировался, в процессе испытания он спокойно вёл радиопереговоры.

     Беда, как водится, подкралась незаметно. Кресло с испытателем отнесло в воду. И пока группа сопровождения заводила катер, Данилевич захлебнулся и утонул. Начался грандиозный скандал, военные заявили, что кресло было спроектировано неправильно.

     Аппаратуры, необходимой для того, чтобы проанализировать процесс приводнения и состояния испытателя на разных этапах тогда просто не было. Тело Данилевича обследовали после катастрофы, обнаружив при этом перелом позвоночника. Было ли так на самом деле,  или - неизвестно. Гай Северин наблюдал за приводнением с вертолёта и видел, что лётчик сел на вод живой и здоровый. Однако, военные не стали вникать в его доводы, и вынесли вердикт, что пилота убило кресло, и всё. Казалось, что детище Северина поставили окончательный крест.

     Однако, провидение и собственная настойчивость совершили настоящее чудо. После трагедии конструктор добился эксгумации тела Данилевича. Повторная экспертиза показала, что травмы позвоночника были получены лётчиком задолго до катапультирования, но он их скрывал, чтобы не быть отчисленным от испытательной работы.

     Назначили повторные испытания. Кресло испытал Олег Хомяков, получивший впоследствии звание Героя Советского Союза. Всё прошло без сучка, без задоринки. Как это часто бывало в СССР, после ошеломительного успеха начались походы конструктора по различным КБ, чтобы поставит реабилитированное кресло на боевые машины.

     Первым на этот шаг согласился Павел Осипович Сухой. На Су-24 он поставил сразу два кресла, и после этого фронтового истребителя-бомбардировщика кресло пошло нарасхват. Потом были КБ Микояна и Яковлева. Туполев использовал К-36 на всех своих машинах, вплоть до стратегического ракетоносца К-160 (четыре катапультных кресла). И далее был случай, когда они спасли весь экипаж.

      Сейчас в производстве пятое поколение этих кресел. Как и положено в 21-м веке, оно стало "интеллигентным" и автоматическим. На самых последних версиях кресла установлен вычислитель, каждые сотни доли секунды считывающий информацию о скорости, об угловом положении самолёта. И даже если лётчик катапультируется вниз головой (бывает и такое), автоматика сама принимает решение включить двигатели бокового разворота.

     Кресло К-36 (поколение 3+) становится на Су-35 и последующих МиГах. Параллельно идёт работа над созданием кресел 4-го и 5-го поколения. За 30 с лишним лет детище Гая Северина претерпело массу доработок и продолжает оставаться лучшим катапультным креслом в мире. Теперь оно станет практически на всех военных самолётах РФ, а также зарубежных государств.

     На базе К-36 создано кресло К-36РБ для "Бурана", исправно работающее с нулевой высоты до 30 км. Будь такая система установлена на погибшем "Челленджере", у его экипажа был бы шанс остаться в живых.

     Также на базе К-36 создана первая в мире катапультная система для вертолёта К-50 "Чёрная акула". Катапультные кресла - это одно из главных направлений, которым занимался Северин. Второе - конечно же, космические скафандры. В скафандрах НПП "Звезда" летали  и летают все космонавты, начиная с Гагарина.

     Интересная история (едва не ставшая трагичной) с выходом в открытый космос Алексея Леонова в 1966 году.

     Параллельно с нами к выходу готовились и американцы, поэтому от советских инженеров требовалось во что бы то ни стало стать первыми. В ходе этой гонки на совете главных конструкторов Гая Ильич предложил схему полужёсткого скафандра.

     На что получил закономерный (для того времени) вопрос:

    - А в чём собираются выходить американцы?

    - В лёгком, - ответил Северин.

    - А почему мы в жёстком? - Спросил Королёв.

    - А так удобнее, я считаю, - ответил Северин.

     По воспоминаниям участников разговора, на встрече присутствовали люди из органов, и кто-то из них сказал конструктору:

    -Ты же понимаешь, если сделаем как американцы, ну, погибнет человек, значит, и у них такое же может быть. Но если мы сделаем по-твоему, может кончиться...ты же сам пони маешь чем???

     На подготовку всей программы по выходу в космос было отведено девять месяцев. Американцы планировали открыть люк и просто высунуться по пояс, советские космические исследователи должны были выйти, так выйти.

     Как вспоминал сам Северин, всю эту программу преследовал какой-то рок. До выхода Леонова в открытый космос должен летать манекен. Он полетел, всё было нормально: вышла ракета на орбиту, но потом вышла какая-то ошибочная программа, и корабль взорвался.

     На совете главных конструкторов Королёв сказал Северину:

     - Тебе решать, ты отвечаешь!

     Гай Ильич принял решение выходить. Собрались делать шлюз, но буквально за несколько дней до старта в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре уронили этот шлюз на землю. Однако это не остановило процесса - шлюз собрали и полетели.

     То, что все работы проводились впопыхах, не могло не провести к серьёзным последствиям. В открытый космос Леонов вышел без всяких проблем, проблемой же стало возвращение на корабль - скафандр раздулся.

     Ситуацию спасла смекалка самого Леонова - космонавт стравил давление в скафандре и с трудом, но вернулся на корабль. Всё это ещё раз показало, что освоение космоса бесконечный процесс проб и ошибок. В целом же  нештатная ситуация с возвращением стала бесценным  опытом для всей команды инженеров во главе с Гаем Севериным.

     Когда же начались полёты орбитальных космических станций, возникла необходимость в скафандре для длительной работы в открытом космосе. И тогда Гай Ильич создал скафандр полужёсткого типа "Орлан". Его отличают мягкие "руки" и "ноги" при том, что шлем и туловище изготовлены из прочного алюминиевого сплава. Сзади - некое подобие двери для захода в скафандр, в который помещается вся система жизнеобеспечения. То есть скафандр превратился в космический корабль в миниатюре.

     "Орлан" начали использовать на "Салютах", затем на "Мире", а сейчас и на МКС. На МКС работает четвёртая российских полужёстких скафандров, тогда как американцы по-прежнему используют мягкие.

     Но в чём их главное отличие? Американские скафандры на астронавта нужно подгонять на Земле и надевать его надо вдвоём, стыкуя две разъёмные части. Российские скафандры универсальны. Они подходят для космонавтов ростом от 166 до 190 см. "Руки" и "ноги" скафандра удлиняются или укорачиваются. Таким образом скафандр становится скафандром орбитального базирования. Им может воспользоваться любой член экипажа, любая подгонка происходит непосредственно на месте, то есть в космосе. Сейчас космонавты могут работать в нём в открытом космосе до 8 часов.

     Системы обеспечения жизнедеятельности и спасения лётчиков и космонавтов - это два основных направления деятельности Северина и его команды.

     Но помимо этого, на "Звезде" были разработаны и переносные медицинские барокамеры, спасавшие людей с ожогами. Также в активе инженеров "Звезды" детские костюмы "Адель" для лечения детского церебрального паралича и противошоковые костюмы "Каштаны". Они хорошо зарекомендовали себя как первое средство после аварий и при больших потерях крови. Такой костюм может сохранить жизнь  травмированному человеку на протяжении 6-7 часов.

     Несмотря на  сложности и перипетии, труды Гая Ильича Северина были оценены страной по достоинству: он является Героем Социалистического Труда и кавалером двух орденов Ленина и многих других орденов. Гай Ильич Северин - лауреат Ленинской и ГОсударственной премий, академик пяти академий РАН, американских и других зарубежных академий.

     Его имя присвоено НПП "Звезда", которое он долгое время возглавлял.

        Источник: www.ridus.ru     Валерий Агеев    05.06.2018


    


Рецензии