Неискушенная рецензия на Сенеку
С первых страниц стало ясно, чтобы исполнить свою цель придется привыкнуть к довольно сложному повествованию. Книга состоит из отдельных писем, в которых переплетаются философские рассуждения и описания жизненных событий, происходивших с автором и его собеседником. В результате, необходимо отделять зерна от плевел, чтобы добраться до сути и смысла. Также в письмах нередко присутствует цикличность описания идей, в которой редко можно найти новые мысли или рассуждения. Тем не менее я выделил два основных постулата Сенеки: стремление к благу, добродетели и стойкости перед любыми превратностями судьбы.
На протяжении всего труда автор не раз обращается к необходимости стремления и достижения блага. Но здесь сразу возникает вопрос - а что такое благо и как его достичь? На первый вопрос, к сожалению, трудно найти прямой ответ, так как обычно происходит упоминание, но без какой либо конкретности. Это сразу создает предвзятое отношение и отсутствие желания постичь мысли автора, так как сложно стремиться к состоянию, которое сложно описать. Часто Сенека описывает естественные логические цепочки, связанные с благом и добродетелью. Например, человеческие пороки не должны быть целью для человека (их поддержание и развитие). Мы должны стремиться к добродетели и через нее можем постичь благо. По крупицам разбросанным сквозь письма можно понять, что добродетель - это способность жить в согласии с разумом и природой (причем гармония достигается без богатств, крепкого здоровья и других материальных вещей). В то же время благо - это душа, постигшая добродетель. Такое состояние позволяет жить без страха и упрека, как говорят в народе. Главное преимущество блага для Сенеки - это невозможность быть отнятым внешними силами. Но даже, имея представление об этих состояниях, все равно остается вопрос - как можно их постичь?
Ответ на него может быть найден легко, так как половина книги посвящена глубокому и разностороннему обсуждению способов для достижения такого состояния. Сенека утверждает, что постичь добродетель можно через аксетичность и отказа от излишков. И здесь автор старается показать насколько хорошо не преследовать материальные цели, не держаться за них, потому что они не долговечны и они не помогают духовному развитию человека, неся лишь развращение внутреннего мира людей. Критичность автора напоминает религиозные призывы о том, что после смерти золото и серебро будет не нужно. И все бы хорошо, но у читателя может возникнуть мысли о том, что фундамент всех рассуждений - это вера в загробную жизнь, исключающая возможность полной пустоты после смерти. Но данный аргумент не должен побуждать забывать про развращение, которое несет в себе роскошь и удобства и против которых выступает Сенека. Кажется, что самым логичным выходом из дилеммы было принятие следующей стратегии - благами и роскошью пользоваться с удовольствием, но, помня, что они временны и не несут духовной сути, а лишь позволяют приятно проживать то время, которое отведено человеку.
В итоге, труд Сенеки в своей сути позволяет справляться с разными жизненными невзгодами, мысля о том, что главное благо никогда не может быть отнято внешними силами или разными превратностями судьбы. Но для того, чтобы добраться до этого послания необходимо преодолеть нетривиальный лабиринт мыслей и прорубиться через непростой слог с попеременными отвлечениями на описание проходящей жизни.
Свидетельство о публикации №225112801544