В. Волков и окончание Морозовской стачки. Ч5

РАБОЧИЙ-РЕВОЛЮЦИОНЕР ВОЛКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1859 или 1860, Серпухов - 1887, Усь-Сысольск) /об организаторе Морозовской стачки, соратнике П.А.Моисеенко/

См РАНЕЕ ЧАСТИ 1,2,3,4.

ЧАСТЬ 5. В. Волков в ссылке. Послесловие.

...Василий Сергеевич Волков прибыл отбывать ссылку в Усть-Сысольске.
На этом биография Волкова на долгие годы заканчивалась. Имя В.С. Волкова вошло в историю русского российского рабочего движения вместе с Морозовской стачкой, но в энциклопедических словарях писалось : год смерти неизвестен.
Память о Волкове сохранилась в Орехово-Зуеве.
Его именем была названа одна из ткацких фабрик Ореховского хлопчато-бумажного комбината (сначала ореховские фабрики объединились в Трест Пролетарской диктатуры) – ткацкая №1.

О Василии Волкове была написана поэма. В Орехово-зуевском историко-краеведческом музее есть фотография, 9 марта 1937г. За столом в читальном зале центральной библиотеки г. Орехово-Зуева сидят Медведков Г.М., директор краеведческого музея, Петелина М.В., заведующая библиотекой, Богатырев В.С., местный писатель, Кайев А.А., преподаватель литературы, Галкин В.А., научный сотрудник музея. Здесь запечатлен момент, когда Богатырев Владимир Сергеевич читал свое произведение «Ткач Василий Волков».

Позднее В.С. Богатырев установил дату смерти Волкова. В журнале «История СССР» №2 за 1958 год (март-апрель) была опубликована корреспонденция В.С. Богатырева. «Дата смерти В.С. Волкова». В ней Богатырев писал : «После суда над организаторами Морозовской стачки и «определению по суду» были высланы под надзор полиции: Моисеенко – в Архангельскую, а Волкова – в Усть-Сысоевск (ныне Сыктывкар). До сего времени не была установлена дальнейшая судьба В.С. Волкова. Из воспоминаний Моисеенко явствует, что во время пребывания во Владимирской тюрьме у Волкова обострился туберкулезный процесс. Царское правительтсво решило расправиться с молодым революционером и сослало его на север.

На наш запрос о смерти Волкова Сыктывкарский городской ЗАГС сообщил: «По сведениям Сыктыкварского гор. ЗАГСА в справке земской городской больницы г. Усть-Сысольска за №60 от 17 мая 1887г. указано, что состоящий под надзором полиции Волков Василий Сергеевич 27 лет умер 17 мая 1887 года от чахотки.»

Следовательно, последний период жизни Волкова – усть-сысольский – продолжался недолго, около полугода (примерно в ноябре, как явствует из воспоминаний Моисеенко, он туда прибыл, а скончался в мае). Об этих последних месяцах жизни Волкова мы узнали тоже недавно на основании архивных материалов, которые исследовал и обобщал сотрудник государственного архива Коми АССР В. Паршуков.
Из этих материалов известно, что на 1 января 1887г. в городе ссыльных поселенцев было 8 человек, из них 5 – политических. О жизни ссыльных говорится в рапорте усть-сысольского исправника в Вологду:

«Пенсией от казны пользовались в 1886г. шесть поднадзорных, из коих четверо получали содержание по 91 коп. в сутки каждый, один по 12 коп. в сутки и на квартиру рубль, а последний по 15 коп. в сутки и на квартиру 1 руб 50 коп. в месяц. По неимению в городе фабрик и заводов, куда бы могли поступать ссыльно-поселенцы, а также по недоверию местных жителей воспринимать лиц подобной категории к себе в услужение, экономический быт ссыльно-поселенцев неудовлитворительный и в нем никаких существенных изменений в материальном отношении не произошло.»

Находясь в тяжелом положении, Волков 17 декабря 1886г. пишет прошение на имя усть-сысольского исправника:

«Его высокоблагородие господину Усть-Сысольского Исправнику от административноссыльного Василия Сергеева (то есть Сергеевича. Примечание от составителя сб., С.О.) с женой

ПРОШЕНИЕ
Имею честь покорнейше просить ваше высокоблагородие ходатайствовать о выдаче мне пособия – кормовых и одежных денег, так же и жене моей Акулине Платоновне, так как я не имею средств к своему существованию, а специальности я ткач и жена ткачиха, которых работ в г. Усть-Сысоевск не производят, а земельных работ я производить не в состоянии, так как я страдаю кровотечением. И обращаюсь к Вам со всепочтительной просьбой : прошу Вас ходатайствовать в силу циркуляра Министерства Внутренних дел его сиятельства графа Игнатьева.
К сему подпись – Василий Сергеев Волков
Г. Усть-Сысоевск 1886г. 17 декабря.»

На прошении Волкова наложили резолюцию: «Освидетельствовать через уездного врача, а в отношении одежда доклад. через полиц. надзирателя.» Полицейский надзиратель в свою очередь написал 20 января 1887г. на прошении Волкова:

«С возвращением настоящего предписания о прошении поднадзорного Василия Волкова – имею честь доложить Полицейскому управлению, что Волков, действительно, не имеет средств к существованию и по своему болезненому состоянию не может заниматься физическим трудом, почему и нуждается в пособии от казны на этот предмет. Что касается заготовки для Волкова казенной одежды, то это последнее я нахожу преждевременным, так как Волков имеет собственную довольно приличную одежду и кроме того при пересылке этапным порядком как он, как и его жена, были снабжены казенной одеждой, которую по настоящее время не возвратили.»
Фактически у Волковых не было своей одежды: та, что была, обносилась. Волковы ходили в халатах. А Василий Сергеевич нуждался в хорошей одежде, питании и лечении.

Лишь в феврале 1887г. вологодский губернатор решил вопрос о пособии, отправив в Усть-Сысольск исправнику следующий ответ : «На основании циркуляра Департамента полиции от 27 марта 1881г. за №1461 и согласно параграфа 48 и 49 15т. 11ч. признав возможным производить состоящим под надзором полиции мещанину Василию Волкову и жене его денежное пособие для зависящего распоряжения.»

На ответе губернатора исправник написал: «В отношении удовлетворения под надзором состоящего Волкова с женой в размерах арестанской дачи удовлетворить.»
Больной Василий Сергеевич с супругой получали мизерное пособие. Тяжелые условия жизни еще более обострили болезнь и В.С. Волков скончался в Усть-Сысольской больнице 17 мая 1887г. (по старому стилю).

Он был погребен на церковном кладбище.

Так расправилось самодержавие с молодым рабочим-революционером. Но память о Василии Сергеевича запечатлена в монументе Борцам Революции в Орехово-Зуеве, который был воздвигнут в 1923г. в честь тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за торжество социализма.

Г. Поспелов. 1 сентября 1975г. Зуево.

ЛИТЕРАТУРА и МАТЕРИАЛЫ:
1. Морозовская стачка 1885г. Центрархив. Материалы по истории рабочего движения под ред. Лозовского, изд. Вопросы труда, М., 1925г.
2. Моисеенко. Воспоминания старого революционера. Изд. «Мысль», М., 1966г.
3. Морозовская стачка 7-13 января 85г. под ред. Д.В. Рязанова, изд. «Московский рабочий», М., 1923г.
4. Морозовская стачка 1885-1935г. под ред. Панкратовой, изд. «Московский рабочий», М., 1935г.
5. Л. Мурашко. Морозовская стачка. Изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. М., ?/ 1935г.
6. Н.И. Толоконский, Орехово-Зуевская стачка 1885г. Госполитиздат, М., 1956г.
7. Материалы Орехово-Зуевского историко-революционного музея краеведения.
8. А.А. Оглоблин, Морозовская стачка 1885г. газета «Орехово-Зуевская правда» от 19 января 1965г. газ. «Орехово-Зуевская правда» от 19 января 1965г.
9. В.С. Богатырев, Дата смерти рабочего – революционера В.С. Волкова. Ж-л «История СССР» №2 (март – апрель) 1958г.
10. В. Паршуков, «Сотрудники ЦГА Коми АССР г. Сыктывкар «Его звали «адвокат»», газета «Молодость севера» от 17 августа 1966г. №33 (1494).
Примечание от составителя сб., С.О.: внизу сноска от руки Г.П. : Переписано на машинке Надей Семеновой (Зимиловой) в дек. 1975г.

Из сборника статей и очерков  Г. Поспелов, В. Галкин "СВЯЗЬ ВРЕМЕН". - том 2. Опубликованные ранее статьи и очерки. - Составление, подготовка текстов, примечания, предисловие С. Оранская, 2025.

ПРИМЕЧАНИЕ от составителя сборника к статье «Волков В.С.», С.Оранской: данная большая статья была напечатана в 1975г., к юбилею Морозовской стачки 1885г. в одной из центральных газет СССР и в 1977г в «Орехово-Зуевской правде». Так как объем большой, печаталась в нескольких номерах с продолжением. Вырезки газет хранятся в моем архиве.

ФОТО: Двор Стачки, мемориал в память о Морозовской стачке 1885 года, г. Орехово-Зуево, Моск. обл.


Рецензии