Глава пятая. Иного пути нет
Глава пятая. Иного пути нет.
- Рынок просителей не любит и иждивенцев тоже не терпит,- такая вот резкая фраза прозвучала в декабре 1991 года на профсоюзной конференции комбината в выступлении директора Литвинова.
Решался вопрос о приватизации предприятия и создании акционерного общества на Крутояровском металлургическом комбинате.
- Сегодня двадцатое декабря,- сказал он,- а у нас нет ни одного договора внутри страны на поставку кокса. Специальная наша комиссия улетела в Кемерово решать этот вопрос. Ещё в марте нам отказала в поставке марганцевой руды Украина. Трудно было работать весь год. Ещё в начале декабря мы были в полном неведении будет ли руда... Будет ли она теперь?
Да-да, это всё так. Газета постоянно писала об этом. Руководители предприятия обращались в самые высокие инстанции, но кроме сочувствия и обещаний ничего не получали. И это рисовало самые мрачные перспективы.
Процесс разгосударствления, казался, теперь необратим. И потому директор жёстко подчеркнул, что Крутяровский металлургический комбинат вряд ли попадёт в число предприятий оставленных в ведении государства. Поэтому, если сейчас коллектив комбината не станет собственником предприятия, то его кто-нибудь обязательно купит.
- Ещё в августе нынешнего года,- говорил он с болью,- на такой же профсоюзной конференции, речь шла тоже о приватизации нами нашего предприятия и создании акционерного общества. Что же нужно решать нам на нынешней конференции? Нужно избрать членов комиссии, которая и будет заниматься этой приватизацией...
Никто против этого, и на нынешней на конференции, не возражал. Выборы состоялись и не заняли много времени. От администрации комбината были избраны: директор Литвинов, главный бухгалтер Котвинкина, начальник отдела труда и зарплаты Кульман, юрист комбината Долгова.
От трудового коллектива комбината избраны: председатель профкома Кантемир, предцехкома доменного цеха, водопроводчик Жилин, председатель цехкома цементного цеха, мастер Строгов, начальник участка электротехнического цеха Латышев.
Продолжая конференцию Литвинов ещё жёстче подчеркнул:
- Основной принцип рыночных отношений, это стремление к минимальному риску. Отпуск цен, "шоковая терапия", должны подтолкнуть нас к поиску новых путей зарабатывать деньги. Нужно точно знать кому требуется наша продукция и реализовать её на взаимовыгодной основе. Однако, сверху, без инициативы народа, нам очень трудно будет перестроить работу в новых условиях. Потому сейчас наш жилищно-коммунальный отдел, сельскохозяйственный цех и подъёмно транспортный уже изучают опыт дочернего нашего предприятия "Строитель". Желательно, чтобы самостоятельным стал и цементный цех. Нужно уметь развивать малый бизнес под крышей большого. Первым пунктом должно стать создание малых предприятий, вторым сотрудничество с совместным предприятием "Метосплав", третьим, это дальнейшее развитие сельскохозяйственного цеха и укрепление контакта с бывшими нашими подшефными сельскими хозяйствами.
В заключение конференции, Литвинов сказал, что на сегодняшний день считает первейшей своей задачей - это обеспечение работников комбината продуктами питания, одеждой, товарами первой необходимости, так как, цены растут и не видно конца этому росту. И выход из тяжелейшего этого положения он видит только лишь в приватизации предприятия.
- Создание акционерного общества,- сказал он,- позволит людям ощутить себя хозяевами производства.
Вот эти слова привели Сергея в недоумение. А разве до этого их трудовой коллектив, с его профсоюзной организацией и Советом трудового коллектива, не ощущал себя хозяином производства? А разве само государство и Советская власть не были народными?
Но кто мог дать ему сейчас ответ на эти вопросы? Вокруг него сидели сплошь ничего непонимающие люди. Они были оглушены не только этими словами директора, кому безоговорочно верили, но и происходящими сегодня переменами в стране. Полной непредсказуемостью жизни.
Литвинов предлагал коллективу комбината совместно противостоять беде. Но надолго ли это единство? Этого никто не знал, но иного выхода уже не было.
Это был единственный, как им всем тогда казалось, путь спасения комбината, путь противостояния свершившемуся факту гибели государственного устройства и перехода жизнедеятельности предприятия в совершенно иных социально-экономических условиях.
В условиях капитализма. Но вот этого Сергей пока не знал, не понял, а Литвинов уже, наверное, хорошо понял, потому и решил удержать в своих руках всё управление комбинатом, ставшим акционерным обществом.
Но оба они не знали одного, что нынешняя профсоюзная конференция комбината является началом его конца.
Правда, его конвульсии будут продолжатся ещё несколько тяжёлых лет, а те коллективы цехов и отделов, которые на конференции перечислил директор, также как и его малые, дочерние предприятия, умрут намного раньше, впрочем, как и сама газета "Калининец". А от комбината останутся только лишь одни доменные печи, которые будут самым непонятным образом переходить из рук в руки.
И в этом акционерном обществе новоявленные акционеры, то есть, сами работники комбината, ничего не будут решать. Это будут делать за них какие-то непонятные посторонние менеджеры-предприниматели, ставшие главными акционерами, заботящимися только лишь о своей личной выгоде.
Но это будет лишь потом. Сейчас же Сергею нужно было поспешить в редакцию и постараться побыстрее описать всё происходившее на конференции, поделиться всем, что его тревожит. И ещё ему очень хотелось, после этого, забежать в музей к Михаилу Потаповичу и найти там своё успокоение, развеять свои тревожные мысли.
А. Бочаров
2025.
Свидетельство о публикации №225112801694