Вертолёты в небе Чернобыля

ВЕРТОЛЁТЫ В НЕБЕ ЧЕРНОБЫЛЯ

(Рассказ о владимирских вертолётчиках – участниках ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС)

26 апреля 1986 года взорвался реактор 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции. На месте крыши энергоблока появился развал, наподобие кратера вулкана, из которого ветром постоянно выдувались облака радиоактивной пыли.
29 апреля началась засыпка развала реактора с вертолетов. Это было очень рискованное предприятие, так как непрерывные выбросы энергии из развала реактора поднимали столб радиации над ним в первый день до высоты 1200 – 1600 метров, а в последующие 9 дней – до 200 – 400 метров.
Эскадрильи вертолетов прибывали на аэродром в г. Чернигове из многих регионов Советского Союза, в том числе и из поселка Сокол Суздальского района Владимирской области. В течение 10 дней вертолеты, груженые мешками с поглощающими материалами: песком, глиной, свинцом,  доломитовой мукой, один за другим зависали на высоте 200 метров над 4-м энергоблоком, и экипажи сбрасывали размещенный в подвешенных под вертолетами парашютных куполах груз, вместе с парашютами, в развал реактора. Уровни радиации в зоне сброса достигали нескольких сотен рентгенов в час.
 Работой вертолетов руководили по рации с расстояния в 4 километра корректировщики находившиеся на крыше здания гостиницы города Припять – самого высокого в городе. В небе, в ожидании  своей очереди постоянно кружили сразу несколько вертолетов, взлетавших с  загрузочных площадок, расположенных вокруг г. Припять и в других местах. Небо над ЧАЭС напоминало городскую улицу с плотным автомобильным движением, но, благодаря качественной работе корректировщиков, не было допущено ни одного столкновения винтокрылых машин. Всего было сброшено около 5000 тонн различных материалов, из них 2400 тонн свинца, остальное – глина, песок, доломитовая мука, карбид бора. Выбросы радиации из активной зоны резко сократились лишь на четырнадцатый день.
Вертолетчики выполняли и другие задания: перевозили людей, в том числе, представителей командования и ученых с их аппаратурой, дозиметристов, делали высотные фотографии местности, разбрасывали специальную смолу для склеивания радиоактивной пыли над 3-м и 4-м энергоблоками и над территорией рядом с ними, доставляли роботов к реактору для работ в зонах наибольшего радиоактивного загрязнения, в том числе на крышу 3-го энергоблока, транспортировали к местам монтажа металлические конструкции, а, в последующем, вплоть до 1990 года, пилотировали загрязненные радиацией вертолеты с аэродрома к местам захоронения в могильниках.
Вертолетчики получили высокие дозы облучения. Многие позже были признаны  инвалидами.
Несколько примеров:
Майор Н.А. Андрианов (г. Муром) принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС дважды. С 3 по 13 мая 1986 года Андрианов, пилотируя вертолет, осуществлял сброс грузов в развал реактора 4-го энергоблока. Также он обеспечивал проведение замеров уровней радиации и фотографирование 4-го энергоблока. Отснятые фотопленки доставлялись на аэродром Жуляны (г. Киев), где сдавались ответственным лицам. По дороге на Киев, в чистую зону, вертолет делал крюк и залетал в Малейки, находившиеся между ЧАЭС и г. Черниговым, где проходил дезактивацию на обмывочном пункте.
У некоторых вертолетчиков начались сильные головокружения,  тошнота, рвота, боли по всему телу. Руководство, видя, что с людьми творится что-то не совсем понятное, направило 32 человека, в том числе и Андрианова, в санаторий, на обследование. Ученые по два раза в день брали кровь на анализ. Затем всех оформили в долгосрочный отпуск.
Майор Н.А. Клюшкин, заместитель командира вертолетной эскадрильи, был командирован в Чернобыль из Белоруссии. 1 – 3 мая 1986 года, с вертолета МИ-26 сбрасывал «груз» в развал 4-го энергоблока, поливал специальной смолой прилегающую местность. Житель г. Владимира.
Майор А.П. Воропаев (г. Владимир) в должности командира отряда и капитан В.Н. Уваров (г. Владимир) в должности старшего летчика сбрасывали в начале мая 1986 года в развал реактора с вертолетов МИ-6 песок и свинец. Воропаев также сбрасывал рядом с 4-м энергоблоком каучуковые плиты, предназначенные для укладки на землю, а Уваров перевозил людей и грузы к реактору. В одном экипаже с Уваровым летал над зоной отчуждения и капитан Ю.М. Фарафонов (г. Владимир), занимавший должность штурмана отряда вертолетов.
Командир вертолета МИ-8 капитан В.А. Петров (г. Владимир) и летчик-штурман того же вертолета старший лейтенант А.В. Зубков (г. Владимир) в мае 1986 года доставляли в зону отчуждения представителей командования, дозиметристов, выполняли санитарные рейсы, а также полеты с целью фотографирования отдельных участков зоны отчуждения. Вертолетная площадка, на которой базировалось их вертолетное подразделение, находилась вблизи поселка Гончаровское.
В течение недели с 30 апреля 1986 года старший лейтенант, летчик-оператор В.В. Миргород пилотировал в районе 4-го энергоблока вертолет МИ-24, а находившийся на борту дозиметрист производил радиохимическую разведку. Тогда же Миргород доставлял на вертолете дозиметриста в разные точки зоны отчуждения для отбора проб. В декабре 1986 – январе 1987 года Миргород пилотировал вертолет с целью измерения уровня радиации непосредственно над саркофагом. Летали дважды в день, делали каждый раз по четыре галса (пролета).
В.В. Миргород - житель г. Гусь-Хрустальный. Майор запаса.
Военный летчик-инструктор (исследователь), капитан А.М. Аношин и бортовой авиационный техник-инструктор (исследователь), майор А.Н. Греков  летали вместе над зоной отчуждения в составе экипажа вертолета МИ-24 в июле – августе 1986 года. Каждое утро на специальной площадке «Кубок-1», километрах в двенадцати к югу от г. Припять, их вертолет забирал химика-дозиметриста, затем летчики пилотировали свою машину к 4-му энергоблоку, и проходили над ним со скоростью 100 км/час на высоте ста метров, а дозиметрист производил замеры уровней радиации. Также выполняли задание по составлению радиационной карты местности – летали галсами над районом ЧАЭС и «рыжим лесом», в радиусе двух километров от 4-го энергоблока, через каждые 300 метров, а дозиметрист делал замеры. На борту в это время находился ученый, сотрудник Курчатовского ядерного центра, предложивший такой вариант. В один из дней поливали с вертолета специальной смолой реактор 4-го энергоблока и территорию метрах в трехстах к северу от него с целью склеивания и последующего сбора радиоактивной пыли. В 1991 году Аношин, как и некоторые другие «… военные, участвовавшие в начальных вертолетных операциях по ликвидации аварии ядерного реактора в г. Чернобыле, в знак признания продемонстрированного ими мужества и самопожертвования…» был награжден Американским вертолетным обществом Почетной наградой (дипломом) имени Уильяма Дж. Косслера. Данная награда присуждается за выдающиеся достижения в области практического применения винтокрылых летательных аппаратов. Такую же награду имеет и В.В. Миргород. А.М. Аношин поживал в поселке Сокол Суздальского района, затем, как и А.Н. Греков – в г. Владимире.
Капитан, старший летчик – командир вертолета МИ-8 В.Е. Чебоненко с 8 по 23 мая 1986 года перевозил сотрудников оперативной группы Гражданской обороны СССР, Правительственной комиссии, эвакуировал жителей из деревень, расположенных в зоне отчуждения. В.Е. Чебоненко - житель  г. Владимира, подполковник, уже в 21 веке служил заместителем командира авиационное базы МЧС России.
В.Ф. Терентьев - житель г. Владимира, где  закончил ДОСААФ по специализации «пилот вертолета» и прослужил в Вооруженных Силах 22 года.
Летом 1987 года Терентьев, летчик-штурман вертолета МИ-8, появился в небе Чернобыля. Он производил замеры уровней радиации непосредственно над четвертым энергоблоком, осуществлял заборы проб земли в разных местах зоны отчуждения, доставлял ликвидаторов к местам работ, а медицинских работников - для оказания медицинской помощи.  Вплоть до 1992 года пилотировал загрязненные радиацией вертолеты к местам их захоронений в могильниках. Закончил службу в звании капитана.
Капитан, командир вертолета МИ-26, С.Н. Александровский, командированный из Забайкальского военного округа, в сентябре – октябре 1986 года разбрасывал смолу рядом с 4-м энергоблоком – для склеивания радиоактивной пыли, транспортировал роботов, доставлял к местам работ людей и грузы, а в последующем, вплоть до 1991 года, пилотировал зараженные радиацией вертолеты для их захоронения в могильниках. Скончался в г. Владимире в 2015 году.
Подполковник В.Е. Чебоненко, майор В.А. Петров, капитан А.В. Зубков после Чернобыля, в 90-е годы и позже служили в 172-й смешанной авиационной эскадрилье МЧС России, выполняя различные задания по спасению людей, попавших в экстремальные ситуации, за что также получили высокие награды Родины.
Подполковник Г.А. Кузнецов служил командиром вертолетной эскадрильи под Тбилиси. 30 апреля 1986 года, в 12-00, последовала команда возглавить вертолетное подразделение и следовать на аэродром г. Чернигова. В 16-00 вылетели 9 вертолетов. Переночевали в г. Ростове-на-Дону. Там, на предприятии, выпускающем вертолеты, специалисты поставили в кабины, под ноги пилотов, свинцовые плиты – для защиты от радиации. Утром 1 мая в 9-00 вылетели в Чернигов, а в 13-00 Кузнецов уже получил первое задание – совершить контрольный полет к реактору. В тот же день началась работа по засыпке развала реактора. Недалеко от г. Припять к вертолетам подвешивали парашюты и наполняли их песком. Во время полета парашют висел на гидрозажиме. Наблюдатель по рации последовательно командовал: «025-й, идешь по команде!», «025-й, приготовиться!», «025-й – сброс!». Сброс осуществлялся нажатием кнопки.1-го и 2-го мая бросали песок, а 2-го – охотничью дробь. Свой доктор проверял на площадке летный состав перед полетом, давал таблетки на время полета. Предельная доза радиации  за один полет была определена в 1 рентген.  То есть, получается – 24 полета на реактор. В день совершали 6-7 вылетов и набрали предельную дозу за три дня. Проживал в г. Владимире.
Почти всех военных вертолетчиков вполне уместно назвать вдвойне и даже втройне героями, так как многие – кто до, кто после Чернобыля – прошли Афганистан, а позже – Чечню, заслужив и там высокие награды. Так, командир вертолета С.Н. Королев после Чернобыля, где он осуществлял сброс грузов в развал 4-го энергоблока, проходил военную службу в  Республике Польша, дважды – в Демократической Республике Афганистан, в Республике Грузия. В числе многих наград награжден орденами Красной Звезды в 1986 и 1988 годах. Скончался в 2000 году в г. Владимире.
Небо Чернобыля бороздили и гражданские вертолеты. Старший лейтенант запаса Г.А. Рожков работал в «Аэрофлоте» в должности командира вертолета МИ-10 в г. Ухта (Коми ССР). Оттуда и был трижды командирован в Чернобыль. В ноябре 1987 года и декабре 1988 года организовывал работу вертолетов по установке плит рядом с саркофагом и металлической облицовки на боковых поверхностях саркофага, а в январе 1989 года участвовал в монтажных работах по установке двух телевизионных башен в зоне отчуждения. В 1989 - 90-х годах резко ухудшилось зрение, был признан инвалидом 1 группы. Потерял зрение почти полностью. Проживал в г. Владимире.

(Информация собрана членами и сотрудниками Владимирской областной общественной организации «Союз Чернобыль»).

Ю.В. Поликарпов  участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, член правления Владимирской областной общественной организации «Союз Чернобыль».


Рецензии