Фигурная поэзия. Жанростишие
Также Визуальная поэзия.
…..
Как поэтический именно формат, это жанр, по мнению критиков поэзии, появился в 4-м веке до Рождества Христова, когда греки, а затем и римляне, отправляли своим адресатам послания, которые в их папирусах выглядели как серпу, крылья, яйца. Их часто приписывают греку Симмиасу или александрийским поэтам Досиду и Феокриту. Хотя авторами могли быть люди из образованных семей, умевшие писать и читать такого рода послания, как это было в японской придворной среде, которые обменивались ваками, лирическими с полушуточными посланиями.
Стихотворения жанра визуальной поэзии, написаны таким образом, что их строки образуют декоративные фигуры, эмблемы и знаки, претендующие на скрытые в них смыслы.
Жанр поэзии, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество, когда авторы, в общем и целом, конечно, поэты, представляют текст, написанный на дереве, металле, папирусе, наконец, на бумаге в виде различных форм. При этом авторы пытаются совместить форму и суть текста, при этом ломая стиховые традиции. Таким образом автор произведения в жанре визуальной поэзии, поэт, стремится выразить самую суть стихотворного слова, даже выходя за рамки собственно поэзии, создавая в видениях, воспринимающих это произведение, то, что трудно назвать только текстом.
Возникло такое поэтическое явления изначально как шутка задолго до появления книгопечатания, как раз в те времена, когда только появилось буквописание.
К этому жанру относится искусство поэтической каллиграфии, фигурная поэзия мусульманских и дальневосточных поэтических культур. В стихах поэтов этих культур связаны между собой узор и смыслы текста, из которого собирается этот узор.
В эпоху барокко, маньеризма также активно использовались техники визуальной поэзии, которые почти не сохранились, ввиду недолговечности бумаги и тканей, на которых эти произведения воспроизводились.
Футуристы двадцатых годов двадцатого века называли такие стихи фигурными, часто записывали свои стихи в таком формате. Увлекались этим жанром и дадаисты. Бы и среди модернистов, особенно постмоденистов, последователи фигурной, визуальной поэзии.
Особой популярностью фигурное отекстовывание стихов пользовалось в Франции до 20-го века включительно. В этом жанре излагали свои идеи Малларме, Аполлинер.
В России фигурное стихосложение отразилось в написании заговоров, в заклинаниях на бумаге.
Из фигурных стихов можно выделить, как наиболее популярные, стихи в форме геометрических фигур, особенно вертикальные овалы, ромбы, волны, синусоиды стоячие, простые в очертаниях предметы, рубашки, шляпы, абстрактные символы, даже гербы.
============
Свидетельство о публикации №225112801730