Возвращение утраченного Союз писателей России на н

Возвращение утраченного: Союз писателей России на новом рубеже

Всего лишь за полгода Владимиру Мединскому удалось решить задачи, которые не решались на протяжении всего постсоветского периода

Автор: Ольга ВОРОНОВА член Научного совета Российского военно-исторического общества и Общественной палаты Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей и Союза журналистов России

Ни для кого не секрет, что линия боевого соприкосновения проходит сегодня не только там, где наши воины-герои ведут справедливую битву с врагом очевидным и беспощадным, но и там, где особенно нужна духовная консолидация общества, – в культуре, в литературном творчестве, в осознанном патриотическом выборе со стороны тех, кто причисляет себя к творческой интеллигенции.
Все постсоветские годы эта сфера считалась неприкасаемой, поскольку любой шаг со стороны государства в попытке упорядочить ее существование тут же отзывался на Западе страшилками об угрозе «путинской диктатуры» и посягательстве на «свободу творчества».
После начала СВО новые приоритеты государственной политики не могли не затронуть и эту часть общественной жизни. Для их реализации нужен был человек с опытом серьезной политической, научной и литературной деятельности, знающий специфику творческого процесса изнутри.
Выбор Президента вполне закономерно пал на Владимира Мединского. Ему, человеку, которому Верховный главнокомандующий еще в начале СВО доверил тяжкое бремя сложнейших переговоров с циничным и беспринципным противником, – ему, умеющему твердо и спокойно, с достоинством представителя великой державы смотреть в лицо врага, сегодня приходится решать вопросы стратегического значения на особом идеологическом фронте, имя которому – литература.
И результат налицо. Всего лишь за полгода Владимиру Ростиславовичу удалось решить задачи, которые не решались на протяжении всего постсоветского периода: объединить разрозненные писательские силы, возвратить обновленному Союзу писателей России отторгнутые у него объекты (включая крупнейшее издательство «Художественная литература»), вернуть в сферу внимания государства вопросы книгоиздания и книжной торговли, кардинально изменить потребительское отношение творческих организаций к государству на конструктивный диалог с властью на основе ценностных приоритетов.
В результате о «реформах Владимира Мединского» в этой чувствительной сфере заговорили даже за рубежом, и всё это – на фоне хотя и скрытого, но упорного противодействия «изнутри», со стороны тех, кого устраивало прежнее комфортное существование.
Когда-то в 90-е годы избранная группа самоназначенных «элитариев» с готовностью связала свой жизненный и творческий вектор с западными лоббистскими структурами, с компрадорским олигархатом, сознательно приняв на себя роль его интеллектуальной обслуги в обмен на возможность «харчеваться» за счет щедро выделяемых ей грантов, премий, роскошных туров на международные книжные фестивали. Тогда знаменитый горьковский вопрос «С кем вы, мастера культуры?» приобрел новую остроту, и наш замечательный писатель-словотво рец Юрий Поляков уточнил и дополнил его с присущим ему изящным сарказмом: «Зачем вы, мастера культуры?» и, наконец: «Почем вы, мастера культуры?»
Где ныне все эти вчерашние «властители дум»: улицкие*, рубины*, дмитрии быковы*, акунины*, глуховские*, отмеченные, как горбачевским родимым пятном, каиновой печатью предательства? Все они – там, на Западе, трусливо закрывшемся от надуманной «русской угрозы» собственным «железным занавесом».
Но «грибница» осталась здесь и выпускает порой на поверхность ядовитые и пахучие миазмы – особенно когда чувствует посягательство на привычные для нее места комфортного «харчевания».
Поэтому легендарный ЦДЛ (Центральный Дом литераторов) не мог не оказаться сегодня в центре пристального общественного и медийного внимания. Отторгнутый в «лихие 90-е» от Союза писателей, переданный в дальнейшем некоему РОО «Клуб писателей ЦДЛ», он постепенно превратился в один из обжитых либерально-тусовочной братией «анклавов» ее творческих акций и сопутствующего околотворческого отдохновения. Писатели с иной жизненной и творческой программой допускались сюда редко и выборочно – скорее в порядке исключения, подтверждающем правило.
При этом как прежние владельцы, так и последующие арендаторы практически проигнорировали тот факт, что значимый объект истории и культуры, овеянный легендарным прошлым, постепенно приходил в состояние разрухи и запустения, всё больше превращаясь в «междусобойчик» для избранных писательских категорий столичного разлива.
Поэтому, когда новый глава Союза писателей России Владимир Мединский принял решение о замене управленческой команды с целью вернуть обновленный ЦДЛ всему общероссийскому писательскому сообществу, не ограниченному пределами одного Садового кольца, реакция не заставила себя ждать.
И вот уже заострили свои заржавевшие от долгой невостребованности перья, покрытые патокой демагогической фальши, «авторитетные» подписанты – взялись за старый испытанный метод давления на власть со стороны так называемой «обеспокоенной» творческой интеллигенции. Среди них есть и известные завсегдатаи либеральных писательских тусовок, и прикрывающиеся знаменитыми фамилиями потомки всенародно любимых писателей, избравшие почему-то совершенно другой вектор жизнетворческих интересов, который вряд ли одобрили бы их прославленные отцы, честно служившие своим талантом народу и Отечеству.
Чем же так недовольны эти новые «подписанты»? Тем, что «новая команда» ЦДЛ иначе, чем им бы хотелось, принялась за дело. Но что считать «делом» – тут их мнения разошлись. С точки зрения недовольных, новая администрация ЦДЛ (цитирую) «должна хорошо представлять себе, что ее дело обслуживать тот мир, который являл собой Центральный Дом литераторов. Обслуживать, а не командовать ими (т.е. писателями – О.В.). Не похоже, что новая команда понимает это» (конец цитаты).
Не правда ли: вся «соль» позиции подписавших послание – в этой сословной спеси, в этом кастовом отношении к сотрудникам ЦДЛ: мол, мы, писатели, – «белая кость», которую надо «обслуживать». По всей видимости, позабыли они, что, кроме «обслуживания», есть еще и другие хорошие русские слова – «помощь», «содействие», «сотрудничество», «соработничество», наконец!
Не замедлили явить себя и истеричные «всхлипы» с демонстративным «хлопанием дверями» со стороны тех самых потомков с громкими фамилиями.
Что с того, что не хочет, например, Алексей Симонов, глава печально известного «Фонда защиты гласности»**, отмечать на площадке ЦДЛ 110-летие своего отца, в отличие от него – великого воина и патриота своего Отечества? Вся страна в течение всего этого юбилейного симоновского года на самых разных, действительно народных площадках славит своего любимого писателя – одного из наших признанных литературных «полководцев Победы».
Только в одной Рязани, с которой К.М. Симонов был связан на протяжении многих лет жизни (начиная с детства и отрочества), этот год отмечен масштабным выставочным проектом в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, экспозицией в главной региональной библиотеке имени Горького, а также планируемой в ближайшее время Международной научно-практической конференцией – и так по всей стране.
И почему-то верится, что симоновский юбилей, как, впрочем, и славные годовщины других замечательных сынов Отечества, не будут забыты ни «новой командой» ЦДЛ, ни сотрудниками еще одного впечатляющего проекта Мединского – «Книжной лавки писателей», открывшейся в Москве в конце сентября на Комсомольском проспекте, 13, в историческом здании, где бывали Михаил Шолохов и Леонид Леонов, Расул Гамзатов и Юрий Бондарев. Где уже 20 лет писатели чувствовали себя «посторонними», чуть ли не «приживалами», ютившимися в небольшом, непригодном для полноценной работы помещении.
Содержательно наполненный, продуманный, эстетически выразительный, радующий глаз дизайн «Книжной лавки писателей», её уютная атмосфера вызывают в каждом, кто приходит сюда, чувство, близкое посещению храма. Это и есть подлинный Храм книги и книжной культуры, достойный самой «литературоцентричной» и самой читающей страны мира, в которой еще с XIX века литература была формой национального самосознания, своего рода гражданской религией и философией бытия.
Не случайно выдающийся писатель нашего времени Александр Андреевич Проханов, принявший самое активное участие в торжественной церемонии открытия нового книжного центра, сравнил «Книжную лавку» с церковной, действующей при каждом православном храме: «Как в церковной лавке продаются иконы, так и здесь книги – как святыни, ибо покупатели книг сравнимы с прихожанами, верующими в религию русской словесности. Ведь в России литература – это целое вероисповедание. И когда в печальные годы случилось так, что народ перестал читать, то резко сократилось и число верующих, и мы все ощутили это. И теперь мы возвращаем народу эту религию русской литературы».
«Книжная лавка – Храм книги – просто прекрасен», – подтвердил ту же замечательную мысль и президент «Книжного союза», председатель жюри премии «Слово» Сергей Степашин, вместе с Владимиром Мединским и Александром Прохановым перерезавший красную ленту на торжественном открытии нового книжного центра.
Важно подчеркнуть, что «Книжная лавка писателей» – нечто большее, чем новый книжный магазин, торговый или маркетинговый проект. Это своего рода материализованная декларация новой государственной политики в области книгоиздания и книготорговли, активного продвижения качественной книги и книжной культуры как традиционной российской духовно-нравственной ценности в многомиллионную читательскую среду, возвращения стране статуса «самой читающей державы» в мире.
Книга здесь – не товар, а культурный артефакт, сердцевина национальной культуры, общественная трибуна военно-исторической, философской, политической мысли. Книга – как повод для душеполезного диалога писателя и читателя, пространство культурного досуга и содержательного семейного отдыха, источник созидательной энергии духа – таковы ценностные основания этого масштабного социокультурного проекта. И если команде Мединского удастся (а ему удается все, за что он берется) продвинуть этот проект в регионы, создав филиалы «Книжной лавки писателей» в российской провинции, где книжные магазины сегодня, к сожалению, массово закрываются, а на районном уровне их уже практически не осталось, то можно будет говорить о воплощении в реальность мечты о новом Национальном проекте «Книга – достояние народа».
Открытие «Книжной лавки писателей» – это, кроме всего прочего, наш «ответ Чемберлену», ответ тем монополистам столичного книжного рынка, что до сих пор кривятся при предложении от издающих организаций принять на реализацию книги о событиях и героях СВО, сборники новой патриотической поэзии и прозы, посвященные нашим ребятам-героям и так нужные им там, «за ленточкой»…
Так, шаг за шагом, не сбавляя темпа столь нужных стране культурных преобразований, формируется командой Мединского (в конечном итоге – командой Президента) новая идеология государственного патриотизма – важнейшее условие нашей новой Победы и обретения Россией подлинного ценностного суверенитета.
* Признаны иноагентами в РФ
**«Фонд защиты гласности» ликвидирован по решению суда 21.03.2025 г.; с 2015 года имел статус «иноагента»
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27748/5176926/


Рецензии