Идеальное стихотворение
Мой знакомый – Леша, Алексей, мы были знакомы с ним с детства. Наши родители дружили. В детстве мы часто виделись, но потом выросли, у каждого свои интересы и своя жизнь. Только иногда сталкивались на улице. Иногда созванивались. У него работа немного необычная – он вроде модели на подиуме. Несколько раз даже снимался в рекламе. Внешность у него конечно красивая – статный красавец метр восемьдесят пять с белоснежной улыбкой. Но, как ни странно, до сих пор не женат. При том ухаживает за немощной матерью.
Я в его личную жизнь не лез. Поженить его не пытался, хотя конечно удивлялся. Чем может заниматься здоровый молодец вечерами один дома при больной матери? Но не так давно выяснил, правда случайно.
В очередной раз столкнувшись с Лешей я поручкался с ним и собирался идти дальше, когда он вдруг остановил меня.
- Слушай, ты не торопишься?
Ну почему тогда я не ответил «тороплюсь»?! Сколько бы проблем прошло мимо. Но я обрадовался. Друзей у меня не так много. Почему бы не поговорить со старым знакомым? И я с воодушевленим ответил, что не тороплюсь.
- Давай зайдем к нам, - сказал Лёша. – Хочу спросить твоего мнения.
Мы пошли. Я поздоровался с его мамой, тётей Галей, которая почти не вставала, но помнила мою маму. Пару минут пообщались, а потом пошли в комнату к Лёше. Он включил компьютер и с неожиданной неловкостью спросил у меня:
- Я пишу стихи, но боюсь куда-либо их выкладывать. Ты не можешь почитать их?
Хм…
- Ну, могу почитать, но я же не критик.
- Да не важно. Мне просто интересно.
И Лёша развернул передо мной несколько десятков своих произведений. Я ошалел, но открыл первый файл и начал читать. Прочитав несколько страниц я уже понял, что и остальные будут в том же духе. Машинально пробегая строчки и нажимая на мышку я думал как бы аккуратно сказать Лёше, что его творения – это типичная попса. Такие стихи пишут миллионами.
Друг – есть друг! Нельзя так сразу. И я начал издалека.
- Ну, написано здорово. Чувствуется, что душу вложил. Но!.. – я сделал паузу, понимая что приятель не кинется меня обнимать. – Но это, в общем, банально.
Лёша нахмурился.
- Почему?
Я задумался. Я понимал что это банально, но почему? Лёша, не отрывая от меня взгляда, ждал ответа. Ну как в такой ситуации сделать критический обзор всей стихотворной литературы, да еще выдать готовый рецепт? Думал-думал и решил просто привести классиков в пример.
- Ну вот смотри – Блок написал кучу стихотворений, но все мы его помним по «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» А по сути что там? Обычный стишок. Простой как валенок. Но почему-то всех зацепил.
Алексей задумался.
- Или, например, Пушкин. Что мы помним из него? «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». Или «Выпьем с горя, где же кружка?» Или «Мороз и солнце – день чудесный!». А ведь Пушкин сколько всего написал! Но остаются в памяти только несколько строчек. Почему? Ну, видимо что-то в них есть.
- А что? – подал голос Алексей.
Я хмыкнул.
- Если бы я знал! Может я бы стал величайшим поэтом. У любого поэта есть какие-то ударные строки. Но никто не знает почему они вдруг стали так популярны. Вот ты сам можешь продолжить. Например, скажи что-нибудь из Маяковского. Первое что тебе придет в голову.
Леша на секунду задумался и выдал:
- Я достаю из широких штанин!..
Тут уж я не удержался и заржал.
- Правильно! Я то же самое вспомнил. Ну а Есенин?
Лёша напрягся:
- Не жалею, не грущу, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым…
- Хм. Ну я вспомнил «я московский озорной гуляка». Но неважно. Понимаешь у всех поэтов есть неожиданно удачные стихи, которые всем засели в мозги. Они один процент от их творчества, но благодаря им, их помнят.
Лёша перебил меня:
- Значит, ты считаешь что я должен найти такой стиль?
- Да это не стиль! Я сам не знаю что это такое. И только сейчас про это подумал. Понимаешь – люди случайно натыкались на нечто, что оставалось в веках. Почему, что такого в этих стихах? Что общего в таких стихах разных поэтов?
Лёша вскочил и принялся ходить по комнате. Я с усмешкой посмотрел на него, а потом подлил коньяка, которым он меня угощал. Алексей походил несколько минут, останавливаясь в углах и о чем-то размышляя. Наконец он вернулся и снова сел рядом, спросив:
- Как по-твоему, а искусственный интеллект не сможет это найти?
Я не сразу понял.
- Найти что?
- Ну, идеальный стих.
Я снова не понял.
- Как это «идеальный»? По каким критериям?
Алексей воодушевился:
- А это пусть искусственный интеллект решит! Вот если ему скормить приведенные примеры, то может он найдет что там такого?
- Ну… - я задумался, - ИИ не дошел еще до такого. Он же просто ищет аналоги, а потом выдаёт что-то похожее на основе уже известных фактов.
Алексей не сдавался.
- Так вот – он и выдаст что-то универсальное, разве нет? Какой-нибудь общий принцип. И напишет стих, который так всех возьмет за живое, что никто оторваться не сможет.
- Не знаю… Наверное ИИ может писать стихи в стиле какого-нибудь поэта. Но чтобы он выдумал нечто такое, что всех зацепит и они начнут повторять и цитировать вечно… Тут нужно по-моему что-то неожиданное, что раньше не было. Или наоборот – что-то что всем глубоко в душу западет. Но разве искусственный интеллект знает что такое душа?
Но Лёша по-моему меня уже не слышал. Наверное я перестарался с примерами. Послушав мои возражения, он снова принялся ходить по комнате. Я решил что мне пора уходить. Допил свой коньяк и сказал что мне пора.
---
У нас дома стоит стационарный телефон. По нему никто не звонит, но я от него не отказываюсь. Какая разница – за интернет всё равно надо платить. Зато телефон иногда пригождается, когда я теряю в квартире свой сотовый. Тогда я звоню на него и нахожу.
Поэтому я был несколько удивлен, когда услышал давно забытый звонок. Я снял трубку:
- Алло!
Дрожащий женский голос, в котором я не сразу узнал тётю Галю, назвал меня по имени и попросил:
- Приди, пожалуйста! С Лёшей что-то случилось.
Спустя несколько минут я уже звонил в дверь их квартиры. Послышался шорох – это Лёшина мать пыталась дойти и открыть дверь. Наконец ей это удалось и после недолгих распросов и слёз я прошел в Лешину комнату и нашёл Алексея в прострации перед компьютером. Он что-то бесконечно бормотал, но мне некогда было прислушиваться – я сразу вызвал «скорую». Пока она ехала я пытался привести Лёшу в чувство и мне некогда было смотреть на монитор. Еще до «скорой» приехала целая бригада каких-то студентов-медиков и они принялись проводить реанимирующие мероприятия. Но скоро сказали что всё в норме. Через пять минут приехала и «скорая», они взялись за Лёшу более профессионально, а мать Алексея передоверили практикантам. В результате Лёшу утащили на носилках, а его мать удалось стабилизировать какими-то уколами.
На следующий день я, не спав всю ночь, поехал в больницу, куда увезли Алексея. Вышел дежурный врач, спросил кто, я и сказал:
- К сожалению, у вашего знакомого необратимое повреждение мозга.
Я был потрясён и смог спросить только:
- Почему? Что случилось?
Врач сложил губки как обычно делают люди, когда не знают что ответить и сказал:
- Не можем понять. Он бесконечно повторяет вроде какие-то стихи, но так тихо, что ничего не расслышать.
Я вернулся в лёшину квартиру. Его мать так и лежит там вся в слезах. Не знаю как быть дальше. Я подходил к монитору у компьютера. Там есть какой-то текст. Я боюсь его прочитать.
Я не знаю кому рассказать об этом. Рассказывал в полиции – меня, по-моему, вообще не поняли. Рассказывал друзьям – они только посмеялись. Остается только написать рассказ и назвать его «фантастическим».
Свидетельство о публикации №225112801886