Вера и насилие. 2. Моральная сторона Вселенских со
Никейский собор 325 года большинством голосов осудил учение Ария и объявил его ересью; был принят христианский символ веры .
Император Константин вмешался в теологический спор двух враждующих группировок -ариан и афанаситов и бросив на весы груз своего авторитета, таким образом обеспечил победу для партии Афанасия.
По заключению последних , он действовал «мудро, непредвзято, беспристрастно», отобрав у «богохульных», «безбожных» ариан церкви и отправив в ссылку их лидеров-Ария и двух епископов, отказавшихся подписать символ. Два других епископа, включая Евсевия Никомедийского, отказались подписывать приложенный осуждающий абзац и также были низложены.
Однако хотя Арий и был отправлен в ссылку, арианство осталось влиятельной силой. Следующие пятьдесят лет были постепенным возрастанием борьбы между афанаситами и арианами, и в течение большей части этого времени ариане, казалось, преобладали. Ариане убедили Константина заново открыть вопрос. Арий послал императору примирительное письмо с двусмысленным исповеданием веры, которое удовлетворило его. Император изменил свою позицию, и по его приказу другой собор в Никее в 327 г. объявил Ария и Евсевия Никомедийского православными. К 328 г. Евсевий Никомедийский вернулся из изгнания и стал одним из консультантов императора.
В 335 г. Константин созвал собор в Тире , который опроверг Никейский собор, низложил Афанасия , отправил его в ссылку и восстановил Ария. Со слов афанаситов, Константин начал поддерживать ариан, потому что «был профаном, наивным, неискушённым.», другими словами, потому, что ариане обманули «профана Константина» .Император одобрил Символ веры ариан и предложил Афанасию подписать его, но тот отказался.
Руководители ариан ,искалеченные пытками с ареолом мучеников, возвратились из ссылок, заняли свои кафедры, выгнав афанаситов. Уехал в ссылку глава афанаситов Афанасий (преемник Александра).
Что касается самого Ария, то когда Евсевиева партия открыто стала на его сторону , он получил доступ ко двору и формально был возвращен из изгнания. Но когда все вожди партии Евсевия собрались в Константинополе, чтобы обратно принять бывшего еретика в лоно церкви, Арий скоропостижно умер накануне этого торжества (в 336 г,когда ему было более 80 лет). Сторонники Ария приписывают его смерть яду, а православные видят в ней прямое действие Промысла Божьего.
Константин умер в 337 году, формально на смертном одре приняв крещение от епископа-арианина Евсевия .
Антиохийский поместный собор 341 года придал анафеме учение арианства, однако, Миланский собор 355 года закончился победой ариан. Их противники были изгнаны, а на их место были поставлены или ариане или соглашавшиеся осудить Афанасия.
В 356 году при правлении сына Константина императора Констанция арианство получило поддержку государства. В его правление религиозная политика стала средством политической борьбы, т.к. правивший правой частью империи его брат Констант поддержаивл «никийскую» партию. Был отдан приказ низложить силою Афанасия , на место которого был поставлен арианин. Т.о. ариане снова взяли перевес над православными. Все важные епископские кафедры были в их руках, а защитники православия — в изгнании или заточении.
Однако сами ариане разделились во мнениях, вступили между собой в споры и этим ускорили падение арианства.
Афанасию, который для ариан и Константина был преступником – лжеепископом, лжесвидетелем, заговорщиком и убийцей, позже удалось полностью восстановить своё положение, и он был объявлен святым и Великим. Учение афанаситов стало считаться «апостольским».
Афанасий умер в 373 г., завершающий триумф его основных взглядов произошёл на Константинопольском соборе в 381 г. Именно Афанасию Церковь обязана прежде всего своей доктриной Троицы.
Окончательно ариианство было осуждено как ересь на Первом Константинопольском соборе 381 года, после чего оно было запрещено в Римской империи законами императора Феодосия . К началу седьмого века арианство было запрещено в Европе окончательно.
Моральная сторона победы тринитраизма
.
. Все дискуссии, касающиеся Арианских споров на Никейском Соборе 325 года, представляются сегодня довольно странными. Самому Константину предмет спора казался ничтожным: какое значение имеет , было ли время, прежде которого Христос не существовал? Для него было важно , чтобы христианство помогло ему объединить империю. Но как могло христианство привести к единству, если внутри себя оно было расколото по казавшемуся тогда фундаментальным вопросу - о природе Самого Бога?
Но не только эти богословские дебаты четвертого века, в основе которых казалось бы , должно лежать одно вероучение, изложенное в Новом Завете, вызывают сомнения в самом этом источнике, но и то, каким образом осуществлялась эта яростная борьба за "истину" теми, кто был призван нести в мир завещанную любовь .
Ниже цитируются только православные источники.
"Собор разобрал дело Ария и единогласно осудил лжеучение... Император потребовал от присутствующих ПОИМЕННОГО голосования текста вероисповедания, УГРОЖАЯ ССЫЛКОЙ тем, кто не признает соборного решения. Только два епископа дерзнули противостать императорскому решению и были сосланы вместе с Арием. ... МНОГИЕ ГОЛОСОВАЛИ ТОЛЬКО ИЗ СТРАХА и после собора вернулись к своему прежнему мнению.."
Итак, по признанию самих православных, многие голосовали из страха против своих убеждений в угоду императору Константину, и, если бы голосование было честным, то на том соборе признали бы справедливым учение Ария!
"Ариане пользовались Священным Писанием, как и многие современные сектанты, желая обольстить, обмануть, но неправильно истолковывали библейские тексты в своем понимании, в своем ракурсе...
...Тогда на Соборе стали пытаться выработать точную формулировку и сформулировать учение о Богочеловеке – что Бог и Сын – одной природы и равны по Божеству. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов.
... Согласно преданию, Император Константин Великий и Равноапостольный, предложил новый термин из богословия «единосущный» - Сын единой сущности с Отцом, той же самой что и Отец. Ересь Ария была обличена."
Итак. верящие в “Троицу” пишут, что “Ариане пользовались Священным писанием”, а не выдумывали.Но самое, пожалуй, главное: "Тогда на Соборе стали пытаться сформулировать учение о Богочеловеке – что Бог и Сын – одной природы и равны по Божеству. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов» .
Т.е. Троицу придумал император Константин, а не Бог в Библии!
Т.о. православный источник признаёт тот факт, что в Библии, которая есть «слово Божье», стихов в поддержку Троицы их древние предшественники не смогли найти. Это одно из свидетельств того, что те стихи, которые потом ”нашлись", были дописаны в Библию позже и не принадлежат перу апостолов.Это доказал гениальный ученый , христианин, сэр Исаак Ньютон.
Архиепископ Аверкий (Таушев) вносит интересные подробности о том соборе:
"Когда Арий излагал свое еретическое учение, то многие затыкали уши,чтобы его не слышать, присутствовавший при этом святитель Николай ударил ересеучителя по щеке... ...
..Ария и двух открытых приверженцев его Секунда и Феону император по окончании Собора отправил в ссылку , провозгласив суровые наказания последователям ересеучителя, причем даже ОДНО ОБЛАДАНИЕ ЕГО СОЧИНЕНИЯМИ ВМЕНЯЛОСЬ КАК УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
После прочтения символа наступило молчание. Молчание это первым нарушил император. Константин Великий одобрил символ, сказав, что он сам так же мыслит, как учит символ, и желает, чтобы другие держались такого же вероисповедания; затем он предложил для определения отношения Сына Божия к Богу-Отцу внести в символ слово - единосущный."
Итак, главный пункт формулировки символа веры внес никто иной, как не-христианин язычник Константин. Правоту Троицы даже не пытались подтвердить ссылками на Библию.Троица победила методом ложного голосования,когда заранее было предупреждено, что нужно голосовать за то, что нравится императору-язычнику. Святой Николай не пытался дискутировать с Арием, а просто перешел на кулачный бой, дав этим наглядный пример своим будущим последователям.
"Первый, кто понял опасность для Церкви нового лжеучения, был епископ александрийский Александр, который устроил публичный диспут с Арием, изъяснил, в чем его утверждения противоречили церковной традиции и,когда последний не пожелал подчиниться авторитету своего епископа, запретил ему проповедовать».
Т.е. троицеверующий христианин епископ александрийский Александр доказывает свою правоту НЕ тем, что утверждения Ария противоречат Библии, а тем что “его утверждения противоречили церковной ТРАДИЦИИ”. О Библии при этом вообще не упоминают. Александр назвал учение о Троице "церковной традицией", но для того и был собран собор, что в церкви было две традиции - одна за Троицу, а другая против . Поэтому правильно Троицу назвать не церковной традицией а "традицией Александра".
Итак, можно представить моральный облик троицеверующего христианства, согласно их же источникам в связи с историей о Первых Вселенских соборах:
- Библия вообще не упоминается как источник правоты учения.
-Доказательством правоты является пощечина несогласному.
-Правильность учения зависит не от того, подтверждается ли оно Библией, а от того поддерживает ли его большинство.
-Справедливым голосованием считается такое голосование, при котором заранее предупреждают, что те, кто проголосует иначе, будут наказаны, ссылаясь при этом в решении на мнение якобы «большинства».
-Справедливой дискуссией является такая дискуссия, при которой не слушают оппонента :«Когда Арий излагал свое еретическое учение, то многие затыкали уши, чтобы его не слышать».
Как известно, император Константин у православных и католиков считается не просто Святым , а Равноапостольным, то есть рангом чуть ниже Христа, наравне с апостолами Павлом и Петром . Но парадокс заключается в том, что сам Константин лично не поверил в “Троицу” и не признал Никейский символ веры. Во время того собора он не был христианином. Он оставался императором - язычником и действовал в интересах империи в соответствии с языческим мировоззрением, поэтому ему как язычнику Троица была более симпатична...
Вселенские соборы – это мрачные памятники репрессий на высоких постаментах, указывающие на моральный облик их создателей: любой клирик, не подписавший постановления Вселенского собора, наказывался тюрьмой и ссылкой.
Свидетельство о публикации №225112800200