Александр Евграфов Клубника

Лидия Невская
28.11.2025 г.

В память о Александре Евграфове продолжаю печатать его рассказы, как и обещала ему.

Александр Евграфов

«Клубника»
рассказ

   Андрея душила бессильная злоба: «неизвестный» вновь побывал на его даче и «честно» собрал половину клубники.
  «Ну, ворюга! Попадись ты мне — в порошок сотру! - пригрозил он «неизвестному» кулаком.

  Парень даже забыл зачем он пришёл. Кое-что сделал по мелочовке и, расстроенный, поспешил на работу.
   И только в пыльном, душном цехе, глотая холодную газировку из приспособленной для этой цели консервной банки — стаканы то и дело «уплывали», вспомнил:»Эх-эх, Ну, дурья башка, рассаду-то не полил! А по такой жарище испечётся она за день!»

  Как только окончилась смена, Андрей снова рванул на свой участок. Толкнул калитку и замер в удивлении: все его посадки весело тянули лепестки навстречу солнцу, а земля под ними ещё сохранила следы недавнего полива.

  «Наваждение какое-то, вчера грядки подчистили, сегодня рассаду полили. Я-то тогда кто здесь — хозяин или гость? Ладно, спасибо и на том, что полили, не то пришлось бы пересаживать всю рассаду».

  «Невидимка» продолжал регулярно посещать владения Андрея: то стащит пучок редиски, то несколько пёрышек лука, то аккуратненько подстрижёт щавель. И хотя таинственный  посетитель особо и не нахальничал, но хозяин всё больше раздражался.

  Однажды Андрей, вопреки своей лени, встал пораньше и поспешил на «фазенду» в четыре сотки.  Толкнув калитку, опешил: над грядкой с клубникой склонилась женщина. Подкравшись к ней, злорадно крикнул:
- Бог в помощь!   
 
 Та дёрнулась, как ужаленная, и медленно повернулась к Андрею.
Глаза серые, большие от страха... Тонкие пальцы нервно прижимали банку с клубникой к груди... Потёртая юбчонка...
Обвисшая бесцветная кофточка...Колоритный портрет завершали обшарпанные, просящие каши кроссовки на босу ногу...

- Ну вот, - подойдя к застывшей девушке, Андрей вынул из банки за хвостик ягодку и отправил её в рот, - Наконец-то, с помощником своим свиделся. Хороша клубничка? И не стыдно?
 
   Он торжествовал, видя, как её лицо покрывается румянцем стыда.
- Я...я заплачу,  - еле слышно прошептала она. - Я же не себе. Я сыну, Антошке. Поверьте, займу у девчонок в общаге и заплачу.

   Андрей не мог больше смотреть на эти глаза, наполняющиеся слезами.  Отвернулся, пошёл к домику.

- Идём! - коротко приказал он в тайной надежде, что пока открывает домик, девчонка даст стрекача. Но она даже и взгляда не бросила на спасательную калитку, лишь переминалась с ноги на ногу.
- В милицию?
- Нужна ты там, делать им больше нечего, что ли? - зло буркнул хозяин и пропустил её вперёд. - Тебя как зовут?
- Вера, - ответила она и протянула банку. - Заберите. Только, если можно, банку верните.
- А муж где? - как бы не слыша, спросил Андрей и, нашарив в кармане замусоленный окурок, принялся засовывать его в мундштук.
- муж? А нету мужа. Всё обещал жениться. Да как узнал, что беременная — шмыг к другой. Антона так ни разу и не видел. Все вы, мужики, такие.

  Андрей глубоко затянулся, закашлялся.

- А вы не такие? Моей-то чего не хватало? Семейного уюта? За печкой что ли ютилась? Тоже: сына — в одну руку, чемодан — в другую. И — до свидания. А я ведь не пьянь какая-нибудь. Видишь, на даче работаю с утра до ночи. А-а! Хватит об этом!

 Андрей нахмурился и уставился в окно. Во рту было сухо и горько от табачного дыма.

- Сколько Антону?
- Два с половиной.
- У-у, серьёзный, видно, мужик. Моему уже три.
 
  Ему стало отчего-то обидно — и за себя, и за своего сына, и за эту дурёху, забравшуюся на его дачу, и за её Антона.

- Вот, что Вер, приходи вечером — но с пацаном. Хоть посмотрю, что за богатырь ест мою клубнику. Иди, добери ягоды...

  На работе его мысли крутились вокруг новой знакомой: придёт или нет?

  Вера остановилась в нерешительности возле участка. Через штакетник увидела согнутую спину Андрея. Мотыга словно летала в его руках.  Она перевела взгляд на сына. Затем, закусив губу и набравшись смелости, решительно толкнула калитку.

- Мы пришли!

  На секунду мотыга повисла в воздухе, затем медленно опустилась, подмяв ещё несколько травинок. Андрей выпрямил спину, и лицо его расплылось в улыбке.
   Отложив инструмент, пошёл им навстречу, отмечая про себя изменения в облике гостьи: волосы уложены, губы подкрашены, вместо бесформенной кофты — тонкая блузка, вырисовывающая ладную фигурку. А из-за юбки на него смотрела забавная, хотя и немного испуганная, мордашка малыша.

- Молодцы, что пришли. - Андрей присел на корточки. - Привет, мужик! Как тебя зовут? - протянул мальчику руку.
- Антош, поздоровайся с дядей, - Вера подоткнула сына, но тот, насупившись, крепко держался за юбку матери.
- Серьёзный парень. Ладно, идите ягодами побалуйтесь...

  Вера собирала клубнику, Антошка помогал ей, в меру своего понятия — то есть, просто рвал ягоды и отправлял их в рот.

   Непроизвольно Андрей задержал взгляд на Вере.  Ничего бабёнка, всё на месте. «Что на «клубничку» потянуло? « - усмехнулся про себя.

  Вера словно почувствовала его взгляд, оглянулась и смутилась. Андрей поспешно отвёл глаза в сторону.

  Вскоре Антошка начал капризничать. Мать прикрикнула на него, отчего мальчуган, закрыв лицо ладошками и втянув голову в плечики, тихо заплакал.

  Андрей в сердцах сплюнул, отшвырнул мотыгу в сторону и подошёл к ребёнку.

- Пойдём ко мне. - Взял его на руки, прижал к груди и стал тихо покачивать. Малыш всхлипывал всё реже, а вскоре и совсем стих, заснул.
- Вер, иди постели ему в избушке...

  Антошка сладко посапывал на фуфайке. Андрей пристраивал в мундштук новый окурок. Вера вдруг засуетилась и неожиданно протянула ему пачку сигарет «Астра».

- Возьмите.
- Спасибо. - Андрей растерянно сунул окурок в карман и, распечатав пачку, закурил сигарету. - Послушай, а где ты её взяла?
- Подружка одолжила.

 «Одолжила, - передразнил он её  про себя. - На чёрном рынке сейчас пачка три рэ. Мне-то это не по карману. А молодец, заметила, что на «бычках» сижу».

  Взяв спящего Антона на руки, проводил их до общежития.

- Приходите завтра, - только и сказал на прощание.

  Ночью ему не спалось, он ходил по комнате, глотая горький сигаретный дым. В голове всё путалось.  Несколько месяцев одиночества. Это невыносимо — знать, что тебя никто не ждёт. А здесь, может, судьба.  Ведь бывает же так, что проходишь мимо чего-то, не обращая внимания, и только потом понимаешь, что упустил, потерял и жалеешь об этом.
  Может, попробовать начать всё заново? И случай вроде подходящий. Достигнув этой точки размышлений, Андрей уснул.

  Вечером, когда снова увидел Веру, так и не решился высказать всё, о чём думал бессонной ночью. Не объяснился с ней ни на следующий день, ни через неделю, ни через другую.  Утешал себя лишь тем, что он и так теперь нужен им — Вере и Антошке.

  Андрей собирал на грядках огурцы. Поднял голову, увидел: Вера пришла не одна.

- Познакомьтесь: Андрей, Павел, - представила Вера их друг другу.

  Вся она светилась такой радостью, что у Андрея ёкнуло сердце от нехорошего предчувствия.  И не обманулся.

- Андрей, мы на минуточку. Павел сделал мне предложение, и мы зашли пригласить тебя на свадебный вечер. Приходи к нам в субботу.
- Спасибо, - растерянно пробормотал Андрей. - Но, извините... у меня в субботу дежурство..., так что не могу. Поздравляю, будьте счастливы...

  Проводил их до калитки. Долго и тоскливо смотрел им вслед.
По дороге домой Андрей пристроился к очереди за квасом. Одна из двух женщин, стоящих перед ним, назидательно наставляла другую:

- - Не люби холостяка — до тридцати не женился, и на тебе не женится.   Не люби вдовца — одну заморил, и тебя заморит. Люби женатого — с одной живёт, и с тобой жить будет...


 



 


Рецензии