Соколиное око Великого Архитектора над Зилартом

         

            отрывок из "Птицы певчие, городские"
         
       Кто читал биографию Циолковского, знают, что в детстве его звали Птицей: он забирался на деревья, крыши и прыгал, готовый на всё, чтобы уразуметь порог силы тяготения. Почти глухой,  любил петь, но без слов,  предполагая в чистой полетной мелодии магию космического пантеизма. Известно также, что Циолковский родился в селении Ижевское. Отец его был чиновником лесного ведомства при Министерстве государственных имуществ. Семья часто переезжала. То, что Ижевское - Рязанской губернии, ни для кого не секрет, а вот то, что его жители выкупили себя у помещика Демидова за 39 лет до  отмены крепостного права, - факт малоизвестный, достойный внимания. В Ижевском были школы, храмы, библиотека и даже театр. Но опять же - Циолковский известен как самоучка! Возможно, именно эта относительная обустроенность социального пространства создала предпосылки для отторжения в сторону миражей, космизма, инопланетных утопий. Ускользая, провидческий момент (а он, безусловно, чувствуется) позволяет думать, что всё на вид простое сложнее сложного и тайна, пребывающая в первооснове  бытия, не спешит обнародовать себя в повседневности. Будучи взрослым,  свои научные труды, утопии и фантазии Циолковский записывал формулами и единичными буквами, досадуя, что нет общего языка для всего живого, объединяющего всех со всеми. Образ же грядущего межпланетного авиатора  наделял глазами сокола и открытой доброй улыбкой. За год до смерти, сам наполовину поляк древнего шляхетского рода, подавшегося на Житомирщину после первого раздела Речи Посполитой (1772г.),  уточнил в записках ("Черты моей жизни"): авиатор должен быть русским.

        Надеюсь, понятно, почему при одинаковом профессиональном уровне первым космонавтом стал Юрий Гагарин, а не Герман Титов, когда Советский Союз ринулся в космос? Однако не только улыбка послужила причиной перемещения.  Имя тоже. Оно давало нежелательные ассоциации с Германией, с древним богом торговли Гермесом, ну и конечно - с мистическим героем Пушкинской "Пиковой дамы".
      
        Тем не менее,  мистики в истории космических полетов  достаточно.

        Известно, что 12 августа 1962 года в космосе прозвучала песня
               
                Дивлюсь я на небо та й думку гадаю
               
         Ее пели на борту корабля "Восток-4" космонавты Попович и Николаев.

                Чому я не сокiл, чому не лiтаю?..
 
         С Земли по радиосвязи подпевал конструктор Сергей Королев, в юности живший на Украине.
                Чужий я у долi, чужий у людей
                Хiба  ж хто кохаэ нерiдних дiтей

         Неосведомленные приписывают Тарасу Шевченко текст песни, но  автор -  Петренко Михайло Миколаевич (1817 - 1862г.)  Изюмского уезда, города Славянска титулярный советник, имя которого присвоено астероиду главного пояса, открытого украинскими астрономами в 2012 году. Знайте, на гербе и флаге Славянска  - серебряный сокол с распростертыми крыльями.
 
         Есть и другая приметная деталь, связанная с именем Петренко. Место погребения поэта - город Лебедин Харьковской области.

        Так всё тайное, сокровенное выходит из тени и устремляется навстречу друг другу. Но люди - наоборот. Их кидает в разные стороны. Если не беспросветный стадный антропоцентризм, то что ими движет? Какие волны влекут за собой, какие разделяют утесы? Может, энергия скрытого покаяния, взявшая курс на срединную полосу? Не нужно особой сентиментальности, чтобы почувствовать сбой сердцебиения, вспомнив о нынешних братоубийственных событиях в этих краях. И крикнуть: "Зупинiтесь, шалени! Iншi пташки лiтають над вами i перетворюють всiх в гумус та прах. Користливi, одубiлi володiют свiтом. Iм  байдуже. Справа з ними - кирдик".

        Досадно умолчать здесь о другом гениальном самоучке, вышедшем за грани обычного понимания мира. Это Татлин Владимир Евграфович - художник, скульптор, дизайнер, сценограф. Пусть созданный им безмоторный махолет, или орнитоптер по-научному, не полетел, но сама конструкция явила мечту человека о собственном индивидуальном полете, о стремлении одиночки  к свободе через мощное усиление своих же от природы данных двигательных функций. И это в 1929-1932-м - годах бурного коллективизма и государственных производственных планов.  В  истории искусства и авиации махолет из гнутых реек, рычагов управления, подшипников, накладных металлических планок, проволок, пробок, кожи, ткани, ротанга навсегда останется под именем "Летатлин", которое дал ему Велимир Хлебников.

   Имя же самого Татлина теперь носит одна из улиц бывшей промышленной зоны завода имени Лихачева в Даниловском районе Москвы. Есть там Дом с голубями. Двадцать три изваяния из стеклофибробетона закреплены на карнизе под кровлей и десять на козырьках подъездов.  Глядя на шеренгу белых огромных птиц, ценители творчества Татлина не могут не испытать сложного чувства одобрения и благодарности  за  архитектурно-дизайнерский жест,  позволивший отдать должное трагичной судьбе родоначальника конструктивизма. И никто (даже уважаемый исследователь архитектуры Григорий Ревзин) не разуверит меня, что на подсознание оформителя, подпавшего под модный диктат зоологических украшений, а это Александр Бродский, не повлияла именно идея памяти.  Она в воздухе, имеет прямое отношение к Татлину,  изучавшему  анатомию и полеты  птиц!  Она несет сногсшибательную  потребность реализовать себя,  действуя как фантомная сила, как воля к Справедливости!!  Независимо ни от чего  переиначивает  самопредъявление А.Бродского,   иронически снижая его попытку запечатлеть  свой  «автограф»  в виде  шапочек, нахлобученных на головы птиц. А проще говоря, эта идея памяти выносит  мозги  оформителю  помимо его воли.  Вот как он,  в свое время имеющий отношение к увековечиванию памяти Мандельштама в Москве, а также к открытию музея-квартиры Иосифа Бродского в Петербурге, объясняет  проявление своего дизайнерского порыва: "Это удивительная птица, которая никогда не улетает в теплые края. Он остается дома. Почему он так поступает? Дело в том, что голубь не только птица, но также объект городского дизайна, такой, как урна, скамейка, фонарь, мусорный бак, троллейбусная остановка. Он является украшением улиц, дворов, площадей, городских памятников и т.д.  …И, будучи объектом городского дизайна, этот чудесный голубь чувствует свою ответственность перед городом, и потому не может улететь. А может, ему больше нигде не нравится". (Архсовет Москвы. Перемены. Зиларт: Дом с голубями. 02 марта 2023)
   
   Думаю, что архитекторы и художники, именами которых названы еще четырнадцать улиц поблизости,  не перевернутся в гробу. В свое время, испытавшие много невзгод, отставленные от дела, они слышали и не такое. Жаль, что среди новых улиц нет имени архитектора Ефимовича. Уж кто, если не он, сделал для южного Павелецкого направления невозможное?!  Построил  город-сад  Видное, предоставив работникам металлургического завода близ Расторгуево человеческие условия жизни  – в коттеджах  с отдельными квартирами, всеми   удобствами,  с небольшими палисадниками,  подсобными блоками, отдельными входами.  Да и не только работникам, но и птицам, для которых любители устроили голубятни.  И всё это среди леса, недалеко от реки и всё в 1947+ годах, когда половина страны жила в бараках.  Пусть повторюсь, но говорю в полный голос: это несправедливо. И возвращаюсь к теме птиц.


Рецензии