Из трактата Авот

Всё предопределено, но есть свобода выбора.
Всё дано под залог и сеть раскинута над всем живущим, лавка открыта, и продавец отпускает в долг, и тетрадь раскрыта, и рука записывает, и всякий, кто хочет взять взаймы, может прийти и взять, но сборщики ежедневно делают обход и взыскивают долги — с ведома человека или без ведома, — есть у них на то основания. И суд — суд правый. И всё готово для будущего совершенства. (Гл. 3)
***
Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека.
Кто силен? Тот, кто побеждает себя.
Кто богат? Тот, кто доволен своей долей.
Кто уважаем? Тот, кто уважает людей.
*
Ни к кому не относись с презрением и не считай невероятным любое развитие событий, ибо нет человека, час которого не наступит, и нет ничего, чему не нашлось бы места в этом мире.
*
Тот, кто исполняет одну заповедь, создает себе одного защитника, а тот, кто совершает один проступок, создает себе одного обвинителя.
*
Приветствуй первым каждого человека; лучше быть хвостом льва, чем головой лисицы.
*
Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Исправь себя в прихожей, чтобы смог ты войти в зал.
*
Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире будущем. И лучше один час блаженства души в мире будущем, чем целая жизнь в этом мире.
*
Рожденным суждено умереть, и мертвым — вернуться к жизни, а живым — предстать перед судом. Всевышний желает, чтобы знали живущие, что Творец — Он Бог, Он — Создатель, Он знает все дела людей, Он — Судья, Он — Свидетель, Он — Истец. Благословен Он, ибо нет пред Ним ни несправедливости, ни забвения, ни лицемерия, ни подкупа.
И знай, что всему есть счет. И пусть не убеждает тебя твое злое начало в том, что могила станет тебе убежищем, ибо не по своей воле ты зачат, и не по своей воле родился, и не по своей воле живешь, и не по своей воле умрешь, и не по своей воле предстанешь перед судом и дашь отчет Царю всех царей, Святому Творцу, Благословен Он. (Гл. 4)

***
Семь особенностей присущи глупцу и семь — мудрому. Мудрец не говорит в присутствии того, кто мудрее его; не перебивает собеседника; не торопится с ответом; задает вопросы по существу и не дает уклончивых ответов; отвечает на первый вопрос сначала, а на последний — в конце; о том, чего не слышал, говорит: «Я не слышал»; признает истину. Глупец - всё наоборот.
*
Четыре точки зрения на имущественные отношения среди людей. Тот, кто говорит: «Мое — твое, а твое — мое», — простак.
Тот, кто говорит: «Мое — мое, а твое — твое», — обыватель; некоторые считают, что таким было мнение жителей Сдома.
Тот, кто говорит: «Мое — твое, и твое — твое», — праведник.
Тот, кто говорит: «Твое — мое, и мое — мое», — грешник.
*
Существуют четыре типа характера. Вспыльчивый, но отходчивый, больше приобретает, чем теряет; уравновешенный, но злопамятный, больше теряет, чем приобретает; уравновешенный и отходчивый — праведник; вспыльчивый и злопамятный — грешник.
*
Существуют четыре типа учеников: «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка впитывает все; в воронку с одной стороны входит, а с другой выходит; фильтр пропускает вино, но задерживает осадок; сито задерживает муку крупного помола, но пропускает муку тонкого помола.
*
Если любовь небескорыстна, то она иссякает с исчезновением корысти, а бескорыстная не иссякает никогда. Пример корыстной любви — любовь Амнона и Тамар, а бескорыстной — любовь Давида и Йонатана.
*
Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного. (Гл. 5)

***
Чем больше мяса на костях человека — тем больше гнили будет в могиле; чем больше имущества — тем больше беспокойства; чем больше жен — тем больше колдовства; чем больше рабынь — тем больше разврата; чем больше рабов — тем больше воровства.
Чем больше занимаются святой мудростью — тем больше смысла жизни; чем больше сидят с мудрецами — тем больше осознания; чем больше советуются — тем больше понимают; чем больше помогают нуждающимся — тем больше согласия между людьми.
*
День короток, а работы много и работники ленивы, но вознаграждение велико и Хозяин торопит (Гл. 2)

***
Тот, кто по душе людям, — по душе и Всевышнему. Тот же, кто людям не по душе, — и Всевышнему не по душе.
*
Если нет проникновения в суть вещей — нет знаний; если нет знаний — нет проникновения в суть вещей.
В том, у кого стремление исполнить волю Творца преобладает над стремлением искать мудрость в Его воле, — мудрость укрепится.
Чему подобен тот, у кого стремление искать в воле Творца мудрость преобладает над стремлением исполнить Его волю? - Дереву с раскидистыми ветвями и слабыми корнями: налетит ветер и выдернет его из земли, и бросит наземь.
А чему подобен тот, у кого стремление исполнить волю Творца преобладает над стремлением искать в ней мудрость? - Дереву с негустой кроной, но с мощными корнями: даже если налетят на него все ветры мира — не сдвинут они его с места, как сказано: “И будет он как дерево, посаженное у воды и протянувшее корни свои к потоку...” (Гл. 3)


Рецензии