Художественные средства кинетики
На вопрос о том, как художник добивается кинетического эффекта в своих картинах, Народный художник Республики Адыгея Абдулах Берсиров искренне ответил следующее:
«Дело в том, что это делается не специально. Это делается уже по зову души или по внутреннему содержанию работы. Ты сам такую задачу не ставишь. Ты раскрываешь тему таким образом, чтобы изображение соответствовало тому внутреннему состоянию, которое у тебя есть. А внутреннее состояние не заказывается. Оно существует всегда. И хотя многие отмечают, что в моих работах чувствуется динамика или «кинетика», как вы это называете, это происходит непроизвольно. Это никак не планируется. Для этого нужно, в первую очередь, душевное состояние.
Как автор я даже не замечал этого эффекта в своих картинах. Но мне много раз говорили, что мои работы динамичные, «живые». На самом деле, такую задачу ставить нельзя. Это происходит из душевного состояния художника в момент созидания. Вот, например, когда ты начинаешь составлять какую-нибудь композицию, она сама тебе подсказывает направление и средства. То, есть ты сам планируешь, как именно будешь писать, какими художественными средствами будешь пользоваться для передачи динамики».
Тем не менее, искусно написанные картины Абдулаха Берсирова наглядно и динамично передают то решительные движения героев Нартского эпоса, то кульминацию парного адыгского национального танца, то разгар собрания представителей адыгских племен в священном лесу, то дуновение ветра, дующего на седока породистого коня, скачущего галопом. И даже пламя костра на его холсте кажется ярким и обжигающим. А народная мелодия, исполняемая на шичепшине музыкантом на его картине «Песня о героях», словно соревнуется с треском ночного костра.
Так поневоле и задумаешься, глядя на его работы, какими художественными средствами он добивается такой динамики, такого кинетического эффекта, непроизвольно включающего все пять органов чувств человека.
Если говорить о кинетическом искусстве в целом, а точнее: о создании эффекта движения через физические объекты или визуальные иллюзии, то к его художественным методам относятся динамическая композиция, цветовые контрасты, ритмические повторения форм, линий, текстур, имитация кинетических эффектов через размытие, наклон и перекрытие объектов, мультипликационные эффекты через положение объектов в разных позах и на разных расстояниях друг от друга, а также сгущение и разрежение элементов картины (1).
Все эти художественные средства кинетического искусства присущи и кисти Народного художника Республики Адыгея Абдулаха Берсирова, который уверенно пользуется ими для передачи, как он сам рассказывает, своего состояния души. Так, кинетические эффекты размытия, наложения слоёв и контрастного света, а также ритмическое повторение линий позволяют ему отобразить динамичный адыгский танец. А диагональные позы объектов и их расположение в композиции живописных работ художника создают наглядный эффект движения этих объектов, будь то решительный герой из Нартского эпоса, или музыкант, играющий на народном инструменте, или породистый кабардинский скакун и буйволы-землепашцы.
Иллюзия движения, ощущение ритма и пульсации, которые передает артист, прибегая к художественным средствам кинетического искусства, так или иначе создают у зрителя визуальное впечатление, что объекты на его картинах движутся, изменяются и выглядят словно живые. Возможно, именно умелое сочетание этих средств и искусное мастерство художника, знающего, какой эффект они передают человеку, смотрящему на его полотно, позволяет ему «оживлять» на самом деле статичное изображение на плоскости.
В заключении хотелось бы привести цитату франко-швейцарского философа, писателя и мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Мир реальности имеет свои пределы; мир воображения безграничен».
Библиография:
1. «Искусство движения: как кинетика вдохновляет статичные
Иллюстрация: картина Абдулаха Берсирова
Свидетельство о публикации №225112800620